logo
GOS_pedagogika_i_psikhologia

Игра, как ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила.

Функции игры:

  1. Проигрывание социальных ролей.

  2. Воспроизведение деятельности взрослых.

  3. Начальный профориентационный этап.

  4. Обучение полноценному общению друг с другом.

Виды игр:

Виды игр не возникают спонтанно, они возникают одна за другой, медленно сменяя друг друга. Это связано с развитием произвольности. Главное изменение в поведении состоит в том, что желания ребенка отходят на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил игры.

  1. Предметная игра. В младшем дошкольном возрасте игры носят процессуальный характер. Этап предметной игры связан преимущественно с овладением специфическими функциями предметов, еще недоступных ребенку в практической деятельности. Способом является разворачивание и обозначение в игре условных предметных действий («кормить куклу», «резать хлеб»).

  2. Сюжетно-ролевая игра. В этой игре дети воспроизводят человеческие отношения и роли. В среднем дошкольном возрасте в играх главное место занимает выполнение роли, и интерес игры состоит именно в выполнении моделирующих отношения взрослых действий.

  3. Игры с правилами. Они появляются к концу дошкольного возраста. В них роль отходит на второй план и главным является четкое выполнение правил (подвижные спортивные игры, настольные игры).

Компоненты игры (Д.Б.Эльконин):

  1. Игровые условия – это участвующие в игре дети, куклы, другие игрушки и предметы.

  2. Сюжет – это та сфера действительности, которая отображается в игре.

  3. Содержание игры – это те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводятся ребенком.

Ребенок 3-4 лет может посвятить игре 10-15 минут. 4-5 лет игра может продолжаться 40-50 минут. А старшие дошкольники могут играть в игру по несколько часов или даже по нескольку дней.

Сначала, когда пояавляется сюжетно ролевая игра, ребенок четко воспроизводит детали игрового действия, позже он начинает заменять действия словами. ПРИМЕР: «Ну все, мы помыли руки и идем есть», хотя действия мытья рук не было. То есть игровые действия обобщаются.

В развитии игры выделяют две стадии (фазы):

1. 3-5 лет. Характерно воспроизведение логики реальных действий людей, содержанием игры являются предметные действия.

2. 5-7 лет. Моделируются реальные отношения между людьми, содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.

Появление игр с правилами позволяет нам сделать вывод, что у ребенка появляется (развивается) произвольность поведения.

Произвольность – это механизм управления своим поведением. Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому следует ребенок, и контроль.

В игре развивается мотивационно-потребностная сфера, возникают новые мотивы деятельности. Игра способствует развитию творческого воображения и произвольной памяти.

Роль игры в развитии психики ребенка.

1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.

2) Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов – «хочу» начинает подчинятся «нельзя» или «надо».

3) В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).

4) Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).

5) В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)