logo
GOS_pedagogika_i_psikhologia

2. Особенности воображения младших школьников.

Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки результатов восприятия и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Воображение - способность человека создавать новые образы путем преобразования предшествующего опыта.

Психологические механизмы или приемы создания образов воображения

Выделяют несколько психологических механизмов или приемов создания образов воображения.

Комбинирование — сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых, более или менее необычных комбинациях.

Частный случай комбинирования — агглютинация. Это прием соединения каких-то частей от двух или нескольких предметов в целое.

Агглютинация широко распространена в сказочных сюжетах (например, кентавр, дракон, сфинкс, русалка, ковер-самолет)

Акцентирование — заострение, подчеркивание каких-либо признаков.

Этим приемом часто пользуются при рисовании карикатур и дружеских шаржей, преувеличивая, заостряя отдельные черты персонажей.

Акцентирование проявляется в нескольких специфических действиях:

а) утрирование — намеренное подчеркивание особенностей внешнего облика человека, качеств предмета;

б) гиперболизация — преувеличение или миниатюризация — преуменьшение (мальчик с пальчик, великан, Дюймовочка, семиглавый Змей Горыныч).

Аналогия – прием построения образа по принципу подобия, например, по принципу подобия органа ориентации летучей мыши создан локатор.

Типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных образах. Обобщение и эмоциональное насыщение образа.

Этот механизм часто используется при создании литературных образов — на первый план выходят такие черты персонажа, которые характеризуют многих людей (например, Отелло – обобщенный образ ревнивца).

Знание этих приемов дало возможность управлять созданием образов. Оно позволило научить людей тренировать свое творческое воображение, придумывать новое.