logo
GOS_pedagogika_i_psikhologia

2. Сенсорное развитие ребенка младшего школьного возраста.

1. Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Восприятие – это отражение комплексного раздражителя.

2. В основе восприятия лежат межанализаторные связи.

3. В качестве основных свойств восприятия выделяют предметность, целостность, константность, категориальность, избирательность, апперцепция, осмысленность. Эти свойства восприятия с рождения человеку не присущи; они постепенно складываются в жизненном опыте.

Предметность – это способность человека воспринимать мир в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих определенными свойствами.

Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов. Это происходит в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредственно в данный момент времени не воспринимаются.

Константность определяется, как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине независимо от меняющихся физических условий восприятия.

Категориальность человеческого восприятия проявляется в том, что оно носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, относим к определенному классу.

Избирательность - способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес.

Апперцепция – это зависимость восприятия от прежнего опыта человека.

Осмысленность восприятия показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл.

4. Виды восприятия. В зависимости от того, какой анализатор играет в восприятии основную роль, различают виды восприятия. Наиболее распространены такие виды, как зрительные, слуховые, осязательные восприятия. В зависимости от форм отражения: восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения. В зависимости от цели восприятия делятся на преднамеренные и непреднамеренные. В зависимости от степени организации: организованное (наблюдение), неорганизованное.

Преднамеренное восприятие характеризуется тем, что в его основе лежит сознательно поставленная цель. Оно связано с волевыми усилиями человека и может существовать в форме организованного восприятия (наблюдения) – целенаправленного и планомерного восприятия предметов или явлений окружающего мира.

Непреднамеренное восприятие – это такое восприятие, при котором предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека.

5. Наиболее известными расстройствами восприятия являются иллюзии (искаженное восприятие реально существующего объекта) и галлюцинации (мнимое восприятие).

Сенсорное развитие младшего школьника.

Восприятие является основой познавательной деятельности, поэтому нормальное умственное развитие ребенка невозможно без опоры на полноценное восприятие.

К началу младшего школьного возраста восприятие детей еще очень несовершенно. Примерно до 7 лет восприятие ребенка носит глобальный характер: в сложной фигуре ребенок воспринимает только впечатление целого, без анализа частей, без синтеза их отношений. По словам Ж.Пиаже, ребенок хочет увидеть сразу все.

Из-за слабой дифференцированности восприятия (1-2 класс) ребенок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры (например, 9 и 6), а среди частотных ошибок замечаются пропуски букв и слов в предложениях, замены букв в словах и другие буквенные искажения слов. Чаще всего последнее – результат нечеткого восприятия текста на слух.

Одной из распространенных ошибок является зеркальное перевертывание фигур, букв, цифр при их изображении. (Хорошо помогает «рисунок по точкам»).

Для того чтобы ученики не допускали таких ошибок, необходимо сравнивать сходные объекты, находить различия между ними. Например, при изучении раздела «Звуки и буквы» важно научить детей различать такие сходные между собой звуки, как мягкие и твердые, глухие и звонкие, шипящие и свистящие согласные. Умение различать сходные согласные способствует правильному произношению и письму.

Работа учителя должна быть постоянно направлена на:

Все это ведет к развитию произвольности, осмысленности, к избирательности восприятия: избирательности по содержанию, а не по внешней привлекательности.

Уже к концу I класса ученик умеет воспринимать предметы в соответствии с потребностями и интересами, возникающими в процессе обучения, и своим прошлым опытом.

Это стимулирует дальнейшее развитие восприятия, появляется наблюдение как специальная деятельность, развивается наблюдательность как черта характера.

Наблюдение сначала осуществляется под руководством учителя, который ставит задачу обследования предметов или явлений, знакомит учеников с правилами восприятия, обращает внимание на главные и второстепенные признаки, обучает способам регистрации результатов наблюдений (в виде записей, рисунка, схемы).

Если для дошкольников характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект дает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого.

К 3 классу дети обучаются «технике» восприятия: сравнению сходных объектов, выделению главного, существенного. Восприятие превращается в целенаправленный, управляемый процесс, становится расчлененным.

Проблема управления восприятием в младшем школьном возрасте непосредственно связана с вопросом о наглядности в обучении.

Принцип наглядности является одним из основных в начальной школе. Однако наглядность учебного материала может не только помогать, но и препятствовать процессу усвоения знаний, затруднять возможность выделения учебной задачи, овладения мыслительными действиями. Это происходит в том случае если наглядный материал начинает восприниматься учащимся как самостоятельный предмет восприятия и умственной активности.

Таким образом, при использовании наглядного материала необходимо соотносить его содержание и форму презентации с конкретной педагогической задачей.