logo
GOS_pedagogika_i_psikhologia

Типы по назначению:

1. Вводная, или организационная

2. Сообщающая новые знания

3. Синтезирующая, или закрепляющая

4. Контрольно-коррекционные.

(подготовительная)

I. Проводится перед началом учебной работы. Цель: выяснить, правильно ли ученики поняли значение предстоящей работы, хорошо ли они представляют, что и как им нужно делать (перед экскурсиями, практическими занятиями, изучением нового материала)

II. (Объяснительная). Виды:

*катехизическая

*сократическая

*эвристическая

*герменевтическая

Катехизическая

Сократическая

Эвристическая

Герменевтическая

Цель: контроль, понимание и усвоение учащимися полученных знаний

Цель: научить мыслить аналитически, избегать категорических высказываний

Цель: подвести учащихся с помощью умелой постановки вопросов учителем и благодаря собственным усилиям и самостоятельному мышлению к приобретению новых знаний

Цель: разъяснение, растолкование совместно с учащимися смысла читаемого текста, рассматриваемой картинки, результата экскурсий, эксперимента и т.д.

Служит для развития памяти и мышления. Это вопросно-ответная форма, не допускающая возражений, с запоминанием ответов.

Это мягкая, почтительная со стороны ученика беседа, но допускающая сомнения и возражения

Ставит ученика перед проблемами и требует собственных ответов на вопросы

Получение истины на основе изучаемых явлений

На 1 вопрос учителя следует только 1 правильный ответ учащегося.

Устный диалогический метод, рассчитанный на то, что уже известно собеседнику, но будет подвергнуто сомнению

На 1 вопрос учителя следует, как правило, много ответов учащихся.

Вырабатывается умение понимать и правильно оценивать изучаемое явление

III. Итоговая. Для обобщения и систематизации знаний.

IV. Проверочная. Применяется в диагностических целях, а также когда нужно развить, уточнить, дополнить новыми фактами или положениями полученные знания.

4. Дискуссия – обмен точками зрения по конкретной проблеме.

Этот метод целесообразно использовать в случае, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельностью мышления, умеют аргументировать, доказывать, отстаивать свою точку зрения.

Учит более глубокому пониманию проблемы и умению считаться с мнением других.

5. Диспут, в отличие от дискуссии, имеет целью формировать суждения, оценки, убеждения; не требует определенных и окончательных решений.

Дискуссия помогает обогатить содержание, упорядочить и закрепить его, итогом должно быть принятие решения.

Для участия в диспуте мало высказать свою точку зрения, надо обнаружить сильные и слабые стороны противоположного суждения, подобрать доказательства, опровергающие ошибочность одной и подтверждающий достоверность другой точки зрения.

6. Лекция. В старших классах, особенно в вечерних и сменных школах используется лекция, адаптирующая и усиливающая школу.

Школьные лекции успешно применяются при изучении как гуманитарных, так и естественнонаучных дисциплин. Как правило, это вводные и обобщающие лекции, реже они представляют собой модификацию урока-сообщения первичных знаний.

В условиях школы лекция во многом приближена к рассказу, но значительно продолжительнее по времени.

Используется для дачи дополнительной информации.

В качестве лекции учитель сообщает тему и записывает план.

Нельзя лекцию превращать в диктовку.

Необходимо:

*показать приемы конспектирования

*использовать общеупотребительные сокращения и обозначения

*учить дополнительный материал лекций

*применять необходимые схемы, чертежи, таблицы