logo
GOS_pedagogika_i_psikhologia

1. Педагогические основы взаимодействия семьи и школы в воспитании младшего школьника.

Цель взаимодействия школы с семьей: стимулировать позитивные факторы семейного и школьного воспитания, организовывать их взаимодействие и взаимовлияния.

Принципы общения семьи и школы:

1) Принцип сотрудничества

2) Взаимодействие

3) Взаимопонимание, поддержка

4) Взаимоуважение

5) Терпение, терпимость

Функции работы школы с семьями:

1. Ознакомление родителей с содержанием и учебно-воспитательным процессом

2. Психолого-педагогическое просвещение и образование родителей

3. Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность

4. Помощь и возможная коррекция воспитания в отдельных семьях

Методические правила взаимодействия:

* выражение позитивного отношения к ученику, классу, с родителями которых происходит общение

* выражение тревоги и беспокойства за ребенка

* совместное выявление и анализ причин возникновения негативных ситуаций и проблем в поведении ребенка

* разработка совместно с родителями стратегии и тактики в отношении разрешения проблем

* выработка единого стиля и тона взаимодействия с ребенком

Формы взаимодействия:

1) Индивидуальная: беседы, посещение семьи учащихся, общение по телефону, переписка с родителями

2) Коллективная: собрания, лекторий, «Университет педагогических знаний», родительские рейды, дни открытых дверей, открытые уроки для родителей, родительские конференции, круглый стол, демонстрация и обсуждение фильмов о воспитании, встречи вопросов и ответов, совместные походы с детьми, огоньки

Посещение семьи учащихся. Первое посещение желательно провести до начала учебного года.

* знакомство с условиями жизни

* атмосфера в доме, состав семьи, интересы, склонности, умения, обязанности в доме, отношение ребенка к членам семьи

* кто авторитет для ребенка

* договориться о сотрудничестве

* важно вести дневник посещения родителей

Консультации - день, час (администрация в школе)

Родительский лекторий - форма психолого-педагогического проведения и повышения педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семье воспитанника; в определении тематики участвуют родители.

Открытые уроки для родителей. Цель: показать, как учить ребенка, познакомить с программой по предметам, с методикой преподавания, с требованиями педагога, избегать конфликтов.

Дни открытых дверей. Цель: наладить общение родителей с педагогами, знакомство с требованиями педагогов, выслушивание пожеланий родителей.

Родительские конференции - форма педагогического просвещения, обмен опытом.

Диспут, дискуссия - форма повышения педагогической культуры, обмен мнениями по проблеме воспитания; (регламент, выслушивать мнения, подводить итог)

Ролевые игры - форма коллективно-творческого дела по изучению сформированности педагогических умений участников («Утро в вашем доме»). Методика ролевых игр предусматривает определение темы, состав участников, распределение ролей, предварительное обсуждение вариантов поведения участников.