logo
GOS_pedagogika_i_psikhologia

Структура вп:

В своем развитии ВП проходит определенные этапы:

I . Осознание норм и правил; формирование взглядов

II. Формирование убеждений деятельность

III. Формирование чувств воспитанников

I. Без этого формирование заданного типа поведения личности не может быть успешным и приступать к нему надо без промедлений.

II. Знания должны перейти в убеждения – твердые, основанные на мировоззрении, определенных принципах, взгляды, которые служат руководством в жизни.

III. Важный компонент ВП. Без человеческих эмоций нет и не может быть поиска истины.

IV. Чем большее место в структуре ВП занимает пед. целесообразная организованная деятельность, тем выше эффективность воспитания.

Принципы воспитания – общие исходные положения, в которых выражены основные требования к го содержанию, методами и организации. Они отражают специфику воспитания.

По Подласому И.П.:

- общественная направленность воспитания,

- связь воспитания с жизнью и трудом,

- опора на положительное в воспитании,

- гуманизация воспитания (гуманное отношение к личности, уважение его прав и свобод, предъявление посильных и разумных требований, ненасильственное формирование требуемых качеств, отказ от телесных и других, унижающих честь и достоинство, наказаний),

- личностный подход,

- единство воспитательных воздействий (воспитание происходит во многих сферах, необходимо, чтобы требования были исходящие от них и воспитателя были едины; воспитателю необходимо подкреплять и поддерживать связь с семьей, согласовывать воспитательные действия).

Принципы воспитания по Амонашвили Ш.А.:

- любовь к ребенку,

- очеловечивание среды, в которой живет ребенок - создание комфортных условий и единства требований общества, семьи, школы;

- прожить в ребенке свое детство.

Принципы воспитания по П.И. Пидкасистому:

- принцип ценностной ориентации - воспитание в культурологическом духе, предполагающее знание ценностей. Воспитание человека, ориентированного на ценности (знание, труд, природу, человека, добро),

- принцип субъективности в воспитании - воспитание отношения к себе самому, к окружающим, предметам, ценностям, обществу,

- принять ребенка как данность - принять его таким, каков он есть (По Макаренко А.С. - это "принцип уважения и требовательности").

Принцип по Надежде Егоровне Щурковой:

- принцип ценностной ориентации,

- принцип субъективности,

- принцип целостности.

Система гуманистических принципов в педагогике:

- личностный подход

- сочетание личной и общественной направленности личности

- связь с жизнью

- опора на положительное

- единство воспитательных воздействий

1. Личностный подход. Учитывает:

- направленность личности

- ее ценностные ориентации

- доминирующие мотивы деятельности и поведения

Правила:

- изучать и хорошо знать индивидуальные особенности ребенка (черты характера, взгляды, вкусы, привычки, темперамент)

- уметь диагностировать реальный уровень сформированности таких личных качеств, как:

*мотивы

*интересы

*отношение к жизни, к труду

*жизненные планы и т.д.

- постоянно вовлекать в посильную для ребенка и все усложняющуюся по трудности воспитательную деятельность

- максимально опираться на собственную активность личности.

2. Сочетание личной и общественной направленности личности. Этот принцип требует подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с гос. стратегией формирования социально необходимого типа личности

Правила:

- избегать пустых призывов, лозунгов, многословия, т.к. воспитание осуществляется, прежде всего, в полезной деятельности

- необходимо формировать общественно ценные мотивы

- сочетать организацию общественно полезной деятельности с целенаправленным формированием сознания воспитанника

- гражданское воспитание необходимо начинать в юном возрасте (Конституция, власть, закон, ответственность и т.д.)

3. Связь с жизнью. Этот принцип требует от воспитателей действий в двух направлениях:

- широкого и оперативного ознакомления воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей

- привлечение воспитанников к различным видам общественно полезной деятельности

Правила:

*педагог должен добиться

- понимания детьми роли труда в жизни общества и каждого человека

- уважения к людям труда, создающим материальные и духовные ценности

- бережного отношения к общественному достоянию и природным богатствам

*необходимо согласовать свои действия с семьей (главный труд-учеба; помощь по дому, выполнение посильных обязанностей)

*стремиться к постоянной деятельности ребенка (безделье чуждо по природе ребенку)

*следует использовать краеведческий материал в воспитательной работе

*участвовать в трудовых делах наравне со взрослыми (дети приучаются к ответственности за принятые решения -> формируются гражданские качества

*воспитательный процесс должен строиться так, чтобы посильный труд ребенка был нужен людям и приносил пользу

4. Опора но положительное в ребенке в воспитании – детей «отрицательных» и «положительных» не бывает; добиться, чтобы в человеке стало больше положительного и меньше отрицательного – посильная задача воспитания

Правила:

- в воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником – только сотрудничество, терпение и заинтересованность дает положительные результаты

- недопустимо акцентировать внимание только на промахах и недостатках в поведении школьников. Конечно, отрицательное надо осуждать и исправлять; главное – формирование положительных черт, которые нужно выявлять и развивать

- педагогически всегда выгоднее опираться на положительные интересы воспитанников (любовь к природе, животным, эстетические интересы), при помощи которых возможно решать задачи трудового, нравственного, эстетического воспитания

- опора на положительное имеет еще один аспект, который можно обозначить, как создание положительного воспитательного фона (спокойная деловая обстановка, где высокая организация труда и отдыха способствует бодрому, уверенному движению вперед

- воспитанники, которым часто напоминают об их недостатках, теряют веру в себя, в свои силы, возможности; важно не скупиться на комплименты ребенку за малейшие положительные сдвиги.

5. Единство воспитательных воздействий – это принцип координации усилий школы, семьи и общественности; требует, чтобы все причастные к воспитанию действовали сообща, предъявляли к воспитанникам согласованные требования

Правила: