Структура вп:
В своем развитии ВП проходит определенные этапы:
I . Осознание норм и правил; формирование взглядов
II. Формирование убеждений деятельность
III. Формирование чувств воспитанников
I. Без этого формирование заданного типа поведения личности не может быть успешным и приступать к нему надо без промедлений.
II. Знания должны перейти в убеждения – твердые, основанные на мировоззрении, определенных принципах, взгляды, которые служат руководством в жизни.
III. Важный компонент ВП. Без человеческих эмоций нет и не может быть поиска истины.
IV. Чем большее место в структуре ВП занимает пед. целесообразная организованная деятельность, тем выше эффективность воспитания.
Принципы воспитания – общие исходные положения, в которых выражены основные требования к го содержанию, методами и организации. Они отражают специфику воспитания.
По Подласому И.П.:
- общественная направленность воспитания,
- связь воспитания с жизнью и трудом,
- опора на положительное в воспитании,
- гуманизация воспитания (гуманное отношение к личности, уважение его прав и свобод, предъявление посильных и разумных требований, ненасильственное формирование требуемых качеств, отказ от телесных и других, унижающих честь и достоинство, наказаний),
- личностный подход,
- единство воспитательных воздействий (воспитание происходит во многих сферах, необходимо, чтобы требования были исходящие от них и воспитателя были едины; воспитателю необходимо подкреплять и поддерживать связь с семьей, согласовывать воспитательные действия).
Принципы воспитания по Амонашвили Ш.А.:
- любовь к ребенку,
- очеловечивание среды, в которой живет ребенок - создание комфортных условий и единства требований общества, семьи, школы;
- прожить в ребенке свое детство.
Принципы воспитания по П.И. Пидкасистому:
- принцип ценностной ориентации - воспитание в культурологическом духе, предполагающее знание ценностей. Воспитание человека, ориентированного на ценности (знание, труд, природу, человека, добро),
- принцип субъективности в воспитании - воспитание отношения к себе самому, к окружающим, предметам, ценностям, обществу,
- принять ребенка как данность - принять его таким, каков он есть (По Макаренко А.С. - это "принцип уважения и требовательности").
Принцип по Надежде Егоровне Щурковой:
- принцип ценностной ориентации,
- принцип субъективности,
- принцип целостности.
Система гуманистических принципов в педагогике:
- личностный подход
- сочетание личной и общественной направленности личности
- связь с жизнью
- опора на положительное
- единство воспитательных воздействий
1. Личностный подход. Учитывает:
- направленность личности
- ее ценностные ориентации
- доминирующие мотивы деятельности и поведения
Правила:
- изучать и хорошо знать индивидуальные особенности ребенка (черты характера, взгляды, вкусы, привычки, темперамент)
- уметь диагностировать реальный уровень сформированности таких личных качеств, как:
*мотивы
*интересы
*отношение к жизни, к труду
*жизненные планы и т.д.
- постоянно вовлекать в посильную для ребенка и все усложняющуюся по трудности воспитательную деятельность
- максимально опираться на собственную активность личности.
2. Сочетание личной и общественной направленности личности. Этот принцип требует подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с гос. стратегией формирования социально необходимого типа личности
Правила:
- избегать пустых призывов, лозунгов, многословия, т.к. воспитание осуществляется, прежде всего, в полезной деятельности
- необходимо формировать общественно ценные мотивы
- сочетать организацию общественно полезной деятельности с целенаправленным формированием сознания воспитанника
- гражданское воспитание необходимо начинать в юном возрасте (Конституция, власть, закон, ответственность и т.д.)
3. Связь с жизнью. Этот принцип требует от воспитателей действий в двух направлениях:
- широкого и оперативного ознакомления воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей
- привлечение воспитанников к различным видам общественно полезной деятельности
Правила:
*педагог должен добиться
- понимания детьми роли труда в жизни общества и каждого человека
- уважения к людям труда, создающим материальные и духовные ценности
- бережного отношения к общественному достоянию и природным богатствам
*необходимо согласовать свои действия с семьей (главный труд-учеба; помощь по дому, выполнение посильных обязанностей)
*стремиться к постоянной деятельности ребенка (безделье чуждо по природе ребенку)
*следует использовать краеведческий материал в воспитательной работе
*участвовать в трудовых делах наравне со взрослыми (дети приучаются к ответственности за принятые решения -> формируются гражданские качества
*воспитательный процесс должен строиться так, чтобы посильный труд ребенка был нужен людям и приносил пользу
4. Опора но положительное в ребенке в воспитании – детей «отрицательных» и «положительных» не бывает; добиться, чтобы в человеке стало больше положительного и меньше отрицательного – посильная задача воспитания
Правила:
- в воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником – только сотрудничество, терпение и заинтересованность дает положительные результаты
- недопустимо акцентировать внимание только на промахах и недостатках в поведении школьников. Конечно, отрицательное надо осуждать и исправлять; главное – формирование положительных черт, которые нужно выявлять и развивать
- педагогически всегда выгоднее опираться на положительные интересы воспитанников (любовь к природе, животным, эстетические интересы), при помощи которых возможно решать задачи трудового, нравственного, эстетического воспитания
- опора на положительное имеет еще один аспект, который можно обозначить, как создание положительного воспитательного фона (спокойная деловая обстановка, где высокая организация труда и отдыха способствует бодрому, уверенному движению вперед
- воспитанники, которым часто напоминают об их недостатках, теряют веру в себя, в свои силы, возможности; важно не скупиться на комплименты ребенку за малейшие положительные сдвиги.
5. Единство воспитательных воздействий – это принцип координации усилий школы, семьи и общественности; требует, чтобы все причастные к воспитанию действовали сообща, предъявляли к воспитанникам согласованные требования
Правила:
личность воспитанника формируется под влиянием семьи, окружающих взрослых людей, общественных организаций и т.д. Важную роль играет классный коллектив и личность воспитателя, который должен помнить о других источниках воспитательного воздействия; требования, исходящие от них и от воспитателя, должны быть едины
важно поддерживать и укреплять связь с семьей, опираться на нее при решении воспитательных задач
в практике воспитания нередко возникают конфликтные ситуации (несоответствование требований); важно устранять недоразумения, опираясь не на то, что разобщает, а на то, что соединяет воспитательные усилия следует поддерживать разумные требования друг друга, осмысленно подходить к своим собственным суждениям, произносимым вслух (не критиковать никого при детях)
- 1. Педагогика как наука. Основные педагогические категории.
- Категории педагогики
- Структура науки педагогики
- Связь педагогики с другими науками
- 2. Особенности внимания младшего школьника.
- Развитие внимания у младших школьников
- Билет 2
- 1. Общая характеристика педагогических способностей.
- 1 Группа: дидактические способности
- 2 Группа: организационно – коммуникативные способности.
- 3 Группа: личностные способности.
- 2. Особенности мышления младших школьников.
- Виды мышления
- Индивидуальные особенности мышления
- Развитие мышления у младших школьников
- Задания, упражнения, игры, способствующие развитию мышления
- Билет 3
- 1. Воспитание младших школьников в целостном педагогическом процессе. Особенности воспитательного процесса.
- Особенности воспитательного процесса:
- Структура вп:
- 2. Стиль общения родителей с ребенком как фактор развития личности.
- Билет 4
- 1. Характеристика методов формирования сознания личности.
- 2. Психологические особенности адаптации ребенка к школе.
- Виды адаптации и ее продолжительность
- Билет 5
- 1. Характеристика методов организации деятельности и опыта общественного поведения.
- 2. Учет особенностей темперамента в воспитании и обучении младших школьников.
- 1. Характеристика методов стимулирования поведения и деятельности личности.
- 2. Психологический портрет личности младшего школьника.
- Мотивационная сфера.
- Самосознание.
- Общение.
- Билет 7
- 1. Обучение как составная часть педагогического процесса. Сущность процесса обучения.
- Функции обучения. Движущие силы процесса обучения
- Уровни усвоения учебной информации (в.П. Беспалько)
- 2. Особенности формирования характера в младшем школьном возрасте
- 2. Структура характера
- 4. Черты характера и отношения личности
- 5. Формирование характера у младших школьников
- Билет 8
- 1. Урок как основная форма организации обучения. Подготовка учителя к уроку.
- Типы и виды уроков:
- Структурные элементы урока:
- Требования к уроку
- 2. Стили педагогического общения учителя с младшими школьниками. Билет 9
- 1. Разнообразие форм организации обучения и особенности их использования в начальной школе.
- 2. Методы психологии, специфика их применения в работе с младшими школьниками.
- Билет 10
- 1. Воспитательная система школы.
- Движущие силы развития восп. Системы школы
- Этапы развития воспитательной системы школы
- 2. Возрастная периодизация психического развития ребенка.
- Периодизация л.С. Выготского
- Периодизация Эльконина
- Возрастная периодизаЦиЯ
- Билет 11
- 1. Формы воспитания школьников.
- Классификация
- 2. Особенности самооценки младших школьников.
- Динамика развития самооценки неуспевающих детей.
- Психологические особенности детей с низкой самооценкой.
- Развитие адекватной самооценки.
- Способы повышения адекватности самооценки.
- Билет 12
- 1. Содержание образования в начальной школе.
- 3. Принципы и критерии отбора содержания образования
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
- 2. Особенности воображения младших школьников.
- Виды воображения
- Особенности воображения у детей младшего школьного возраста
- Упражнения и игры для развития воображеения
- Билет 13
- 1. Характеристика учебно-методического обеспечения содержания образования в начальной школе.
- 2. Особенности развития памяти младших школьников.
- I. Деление памяти по времени сохранения материала,
- II. По виду анализатора (преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору).
- III. По характеру запоминаемого материала
- IV. По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала (по целеустремленности):
- Процессы памяти
- Свойства памяти
- Развитие памяти у младших школьников
- Билет 14
- 1. Характеристика словесных методов обучения. Опыт их применения в начальной школе.
- Виды по целям
- Технология беседы:
- Типы по назначению:
- 2. Особенности эмоциональной сферы младшего школьника.
- Классификация эмоций и чувств
- Общая характеристика эмоциональной сферы младшего школьника.
- Формирование сдержанности чувств и ее индивидуальные проявления.
- Развитие эмоциональной сферы в процессе общения с учителем
- Нравственные чувства, и их развитие.
- Интеллектуальные чувства.
- Эстетические чувства.
- 1. Характеристика наглядных методов обучения. Опыт их применения в начальной школе.
- Наглядные методы:
- I. Демонстрация
- II. Иллюстрация
- Видео-метод
- 2. Учебная деятельность как ведущая деятельность в младшем школьном возрасте.
- 1. Широкие социальные
- 2. Узколичностные
- 3. Учебно-познавательные мотивы
- Билет 16
- 1. Характеристика практических методов обучения. Опыт их применения в начальной школе.
- Практические методы обучения:
- Упражнения:
- Виды упражнений:
- III. Практические работы
- 2. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Компоненты психологической готовности к школьному обучению.
- Варианты психологической неготовности.
- Билет 17
- 1. Средства обучения, их классификации. Использование современных средств обучения в начальной школе.
- Наглядные средства в учебно-воспитательном процессе
- 2. Особенности волевой сферы младшего школьника.
- I. В процессе учебной деятельности он должен уметь сосредоточиться и под руководством учителя осознанно выбрать главное существенное для своей деятельности.
- II. Другим условием проявления учащимися организованности, упорства и других волевых качеств является такая организация деятельности, при которой ребенок добивается всего собственными усилиями.
- Самостоятельность.
- Сдержанность.
- Настойчивость и упрямство.
- Билет 18
- 1. Детский коллектив и его роль в формировании личности.
- Типология коллективов
- Этапы развития детского коллектива (по а.С. Макарскому)
- Принцип параллельного действия
- Технологические правила управления детскими коллективом
- 2. Сущность психологического кризиса ребенка 7 лет.
- Билет 19
- 1. Факторы развития личности.
- Факторы становления личности
- Активные преобразовательная деятельность человека
- 2. Сенсорное развитие ребенка младшего школьного возраста.
- Особенности восприятия сюжетной картинки.
- Особенности восприятия формы младшими школьниками.
- Особенности восприятия времени.
- Билет 20
- 1. Методика подготовки и проведения родительского собрания.
- 2.Родительские собрания нужны:
- 6. Правила поведения классных руководителей на родительском собрании:
- 7. Успешность собрания зависит от трёх факторов:
- 2. Современная психология: предмет, задачи, структура, место в системе наук.
- Этапы развития психологии
- Психика как предмет современной психологии
- Основными задачами современной психологии являются:
- Основные методологические принципы
- Отрасли современной психологии
- Билет 21
- 1. Педагогические основы взаимодействия семьи и школы в воспитании младшего школьника.
- 2. Особенности речевого развития младших школьников. Билет 22
- 1. Задачи и обязанности классного руководителя.
- Типы классного руководства
- Функции классного руководителя
- Формы работы классного руководителя с учащимися Классификация:
- Индивидуальные формы
- Групповые формы
- Правила выбора форм работы с учащимися:
- Планирование работы классного руководителя
- 2. Мотивы учения младшего школьника.
- Мотивационная сфера младшего школьника
- Билет 23
- 1. Формы организации внеклассной воспитательной работы в школе.
- Классификация
- 2. Психологические особенности общения младших школьников со сверстниками.
- Билет 24
- 1. Педагогическая профессия и ее роль в современном обществе.
- 2. Развитие способностей у младших школьников
- Развитие способностей у младших школьников
- Билет 25
- 1. Педагогическая деятельность и ее структура.
- Отличительные черты:
- Структура педагогической деятельности (Кузьмина н.В.)
- Умения педагога (теоретическая и практическая готовность)
- I. Теоретические умения:
- II. Практические умения:
- 2. Особенности психического развития детей дошкольного возраста
- Игра, как ведущая деятельность в дошкольном возрасте.
- Развитие психических функций.
- Развитие личности.
- Билет 26
- 1. Система дидактических принципов и дидактических правил обучения.
- 2. Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.
- 2. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста.