logo
GOS_pedagogika_i_psikhologia

2. Особенности внимания младшего школьника.

Внимание — это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом. Рассмотрим каждое из них.

Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание.

Сосредоточенность внимания (противоположное качество — рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других.

Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы.

Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной.

Распределение внимания — состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.

Объем внимания — это такая его характеристика, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека.

Численная характеристика среднего объема внимания людей — 5—7 единиц информации. Она обычно устанавливается посредством опыта, в ходе которого человеку на очень короткое время предъявляется большое количество информации. То, что он за это время успевает заметить, и характеризует его объем внимания.

Функции внимания

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций:

Виды внимания

В зависимости от наличия или отсутствия волевых усилий, необходимых для поддержания внимания, оно может быть непроизвольным, произвольным и послепроизвольным.

Непроизвольное внимание возникает стихийно, для его появления не требуется волевых усилий.

Основная его функция – сориентироваться в окружающей среде, выделить те объекты, которые в данный момент имеют жизненный смысл.

На возникновение непроизвольного внимания оказывают влияние объективные и субъективные факторы.

К объективным факторам относятся:

Субъективный фактор проявляется в избирательном отношении человека к окружающему:

Произвольное внимание определяется субъективными факторами.

Оно направлено на достижение заранее поставленной и запланированной цели.

Основной его функцией является активное регулирование протекания психических процессов.

Произвольное внимание отличается следующими особенностями:

Оно возникает в том случае, когда перед человеком встает задача, решение которой требует определенных волевых усилий.

Послепроизвольное внимание возникает на основе произвольного и проявляется в сосредоточении на объекте ввиду особого личностного интереса.

Оно совмещает в себе некоторые особенности произвольного внимания (осознание цели) и непроизвольного внимания (не нужно волевых усилий для его поддержания).

Например, учащийся пишет сочинение и сначала для включения в данный вид деятельности ему необходимо произвольное внимание, однако, найдя нужный сюжет, продолжая работу с интересом, он переходит на новый уровень непроизвольного внимания, которое без волевых усилий позволяет ему завершить начатое.

Виды внимания

Условия возникновения

Основные характеристики

Механизмы

Непроизвольное.

Действие сильного, контрастного или значимого раздражителя.

Легкость возникновения и переключения.

Ориентировочный рефлекс.

Произвольное.

Постановка (принятие) задачи.

Направленность в соответствии с задачей. Требует волевых усилий, утомляет.

Ведущая роль второй сигнальной системы (речевой приказ).

Послепроизвольное.

Интерес к деятельности.

Сохраняется целенаправленность, снимается напряжение.

Доминанта, возникающая в процессе данной деятельности, интерес.