2. Особенности внимания младшего школьника.
Внимание — это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.
Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом. Рассмотрим каждое из них.
Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание.
Сосредоточенность внимания (противоположное качество — рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других.
Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы.
Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной.
Распределение внимания — состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.
Объем внимания — это такая его характеристика, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека.
Численная характеристика среднего объема внимания людей — 5—7 единиц информации. Она обычно устанавливается посредством опыта, в ходе которого человеку на очень короткое время предъявляется большое количество информации. То, что он за это время успевает заметить, и характеризует его объем внимания.
Функции внимания
Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций:
активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы;
способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями;
обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
Виды внимания
В зависимости от наличия или отсутствия волевых усилий, необходимых для поддержания внимания, оно может быть непроизвольным, произвольным и послепроизвольным.
Непроизвольное внимание возникает стихийно, для его появления не требуется волевых усилий.
Основная его функция – сориентироваться в окружающей среде, выделить те объекты, которые в данный момент имеют жизненный смысл.
На возникновение непроизвольного внимания оказывают влияние объективные и субъективные факторы.
К объективным факторам относятся:
особенности предметов и явлений – их интенсивность (громкий звук, вспышка света);
новизна;
динамичность (движущийся предмет на фоне неподвижных);
контрастность (высокая девушка – невысокий
Субъективный фактор проявляется в избирательном отношении человека к окружающему:
доминирующая мотивация (голодный человек обращает внимание на места общедоступного питания);
отношение к объекту познания или деятельности (профессионал в первую очередь обращает внимание на книги по своей специализации).
Произвольное внимание определяется субъективными факторами.
Оно направлено на достижение заранее поставленной и запланированной цели.
Основной его функцией является активное регулирование протекания психических процессов.
Произвольное внимание отличается следующими особенностями:
целенаправленностью;
организованным характером деятельности;
устойчивостью.
Оно возникает в том случае, когда перед человеком встает задача, решение которой требует определенных волевых усилий.
Послепроизвольное внимание возникает на основе произвольного и проявляется в сосредоточении на объекте ввиду особого личностного интереса.
Оно совмещает в себе некоторые особенности произвольного внимания (осознание цели) и непроизвольного внимания (не нужно волевых усилий для его поддержания).
Например, учащийся пишет сочинение и сначала для включения в данный вид деятельности ему необходимо произвольное внимание, однако, найдя нужный сюжет, продолжая работу с интересом, он переходит на новый уровень непроизвольного внимания, которое без волевых усилий позволяет ему завершить начатое.
Виды внимания | Условия возникновения | Основные характеристики | Механизмы |
Непроизвольное. | Действие сильного, контрастного или значимого раздражителя. | Легкость возникновения и переключения. | Ориентировочный рефлекс. |
Произвольное. | Постановка (принятие) задачи. | Направленность в соответствии с задачей. Требует волевых усилий, утомляет. | Ведущая роль второй сигнальной системы (речевой приказ). |
Послепроизвольное. | Интерес к деятельности. | Сохраняется целенаправленность, снимается напряжение. | Доминанта, возникающая в процессе данной деятельности, интерес. |
- 1. Педагогика как наука. Основные педагогические категории.
- Категории педагогики
- Структура науки педагогики
- Связь педагогики с другими науками
- 2. Особенности внимания младшего школьника.
- Развитие внимания у младших школьников
- Билет 2
- 1. Общая характеристика педагогических способностей.
- 1 Группа: дидактические способности
- 2 Группа: организационно – коммуникативные способности.
- 3 Группа: личностные способности.
- 2. Особенности мышления младших школьников.
- Виды мышления
- Индивидуальные особенности мышления
- Развитие мышления у младших школьников
- Задания, упражнения, игры, способствующие развитию мышления
- Билет 3
- 1. Воспитание младших школьников в целостном педагогическом процессе. Особенности воспитательного процесса.
- Особенности воспитательного процесса:
- Структура вп:
- 2. Стиль общения родителей с ребенком как фактор развития личности.
- Билет 4
- 1. Характеристика методов формирования сознания личности.
- 2. Психологические особенности адаптации ребенка к школе.
- Виды адаптации и ее продолжительность
- Билет 5
- 1. Характеристика методов организации деятельности и опыта общественного поведения.
- 2. Учет особенностей темперамента в воспитании и обучении младших школьников.
- 1. Характеристика методов стимулирования поведения и деятельности личности.
- 2. Психологический портрет личности младшего школьника.
- Мотивационная сфера.
- Самосознание.
- Общение.
- Билет 7
- 1. Обучение как составная часть педагогического процесса. Сущность процесса обучения.
- Функции обучения. Движущие силы процесса обучения
- Уровни усвоения учебной информации (в.П. Беспалько)
- 2. Особенности формирования характера в младшем школьном возрасте
- 2. Структура характера
- 4. Черты характера и отношения личности
- 5. Формирование характера у младших школьников
- Билет 8
- 1. Урок как основная форма организации обучения. Подготовка учителя к уроку.
- Типы и виды уроков:
- Структурные элементы урока:
- Требования к уроку
- 2. Стили педагогического общения учителя с младшими школьниками. Билет 9
- 1. Разнообразие форм организации обучения и особенности их использования в начальной школе.
- 2. Методы психологии, специфика их применения в работе с младшими школьниками.
- Билет 10
- 1. Воспитательная система школы.
- Движущие силы развития восп. Системы школы
- Этапы развития воспитательной системы школы
- 2. Возрастная периодизация психического развития ребенка.
- Периодизация л.С. Выготского
- Периодизация Эльконина
- Возрастная периодизаЦиЯ
- Билет 11
- 1. Формы воспитания школьников.
- Классификация
- 2. Особенности самооценки младших школьников.
- Динамика развития самооценки неуспевающих детей.
- Психологические особенности детей с низкой самооценкой.
- Развитие адекватной самооценки.
- Способы повышения адекватности самооценки.
- Билет 12
- 1. Содержание образования в начальной школе.
- 3. Принципы и критерии отбора содержания образования
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
- 2. Особенности воображения младших школьников.
- Виды воображения
- Особенности воображения у детей младшего школьного возраста
- Упражнения и игры для развития воображеения
- Билет 13
- 1. Характеристика учебно-методического обеспечения содержания образования в начальной школе.
- 2. Особенности развития памяти младших школьников.
- I. Деление памяти по времени сохранения материала,
- II. По виду анализатора (преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору).
- III. По характеру запоминаемого материала
- IV. По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала (по целеустремленности):
- Процессы памяти
- Свойства памяти
- Развитие памяти у младших школьников
- Билет 14
- 1. Характеристика словесных методов обучения. Опыт их применения в начальной школе.
- Виды по целям
- Технология беседы:
- Типы по назначению:
- 2. Особенности эмоциональной сферы младшего школьника.
- Классификация эмоций и чувств
- Общая характеристика эмоциональной сферы младшего школьника.
- Формирование сдержанности чувств и ее индивидуальные проявления.
- Развитие эмоциональной сферы в процессе общения с учителем
- Нравственные чувства, и их развитие.
- Интеллектуальные чувства.
- Эстетические чувства.
- 1. Характеристика наглядных методов обучения. Опыт их применения в начальной школе.
- Наглядные методы:
- I. Демонстрация
- II. Иллюстрация
- Видео-метод
- 2. Учебная деятельность как ведущая деятельность в младшем школьном возрасте.
- 1. Широкие социальные
- 2. Узколичностные
- 3. Учебно-познавательные мотивы
- Билет 16
- 1. Характеристика практических методов обучения. Опыт их применения в начальной школе.
- Практические методы обучения:
- Упражнения:
- Виды упражнений:
- III. Практические работы
- 2. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Компоненты психологической готовности к школьному обучению.
- Варианты психологической неготовности.
- Билет 17
- 1. Средства обучения, их классификации. Использование современных средств обучения в начальной школе.
- Наглядные средства в учебно-воспитательном процессе
- 2. Особенности волевой сферы младшего школьника.
- I. В процессе учебной деятельности он должен уметь сосредоточиться и под руководством учителя осознанно выбрать главное существенное для своей деятельности.
- II. Другим условием проявления учащимися организованности, упорства и других волевых качеств является такая организация деятельности, при которой ребенок добивается всего собственными усилиями.
- Самостоятельность.
- Сдержанность.
- Настойчивость и упрямство.
- Билет 18
- 1. Детский коллектив и его роль в формировании личности.
- Типология коллективов
- Этапы развития детского коллектива (по а.С. Макарскому)
- Принцип параллельного действия
- Технологические правила управления детскими коллективом
- 2. Сущность психологического кризиса ребенка 7 лет.
- Билет 19
- 1. Факторы развития личности.
- Факторы становления личности
- Активные преобразовательная деятельность человека
- 2. Сенсорное развитие ребенка младшего школьного возраста.
- Особенности восприятия сюжетной картинки.
- Особенности восприятия формы младшими школьниками.
- Особенности восприятия времени.
- Билет 20
- 1. Методика подготовки и проведения родительского собрания.
- 2.Родительские собрания нужны:
- 6. Правила поведения классных руководителей на родительском собрании:
- 7. Успешность собрания зависит от трёх факторов:
- 2. Современная психология: предмет, задачи, структура, место в системе наук.
- Этапы развития психологии
- Психика как предмет современной психологии
- Основными задачами современной психологии являются:
- Основные методологические принципы
- Отрасли современной психологии
- Билет 21
- 1. Педагогические основы взаимодействия семьи и школы в воспитании младшего школьника.
- 2. Особенности речевого развития младших школьников. Билет 22
- 1. Задачи и обязанности классного руководителя.
- Типы классного руководства
- Функции классного руководителя
- Формы работы классного руководителя с учащимися Классификация:
- Индивидуальные формы
- Групповые формы
- Правила выбора форм работы с учащимися:
- Планирование работы классного руководителя
- 2. Мотивы учения младшего школьника.
- Мотивационная сфера младшего школьника
- Билет 23
- 1. Формы организации внеклассной воспитательной работы в школе.
- Классификация
- 2. Психологические особенности общения младших школьников со сверстниками.
- Билет 24
- 1. Педагогическая профессия и ее роль в современном обществе.
- 2. Развитие способностей у младших школьников
- Развитие способностей у младших школьников
- Билет 25
- 1. Педагогическая деятельность и ее структура.
- Отличительные черты:
- Структура педагогической деятельности (Кузьмина н.В.)
- Умения педагога (теоретическая и практическая готовность)
- I. Теоретические умения:
- II. Практические умения:
- 2. Особенности психического развития детей дошкольного возраста
- Игра, как ведущая деятельность в дошкольном возрасте.
- Развитие психических функций.
- Развитие личности.
- Билет 26
- 1. Система дидактических принципов и дидактических правил обучения.
- 2. Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.
- 2. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста.