logo
GOS_pedagogika_i_psikhologia

Этапы развития воспитательной системы школы

1. Становление системы

Цель: отбор ведущих пед. идей и формирование коллектива единомышленников

Компоненты системы работают отдельно, внутренние связи недостаточно прочны, преобладают организационные аспекты, осуществляется пед. поиск; формируются стили взаимоотношений между участниками, вырабатываются технологии, зарождаются традиции, стихийный характер взаимодействия с внешней средой, темп продвижения должен быть достаточно высоким

2. Отработка системы

Цель: развитие школьного коллектива, его структуры

Определение органов управления (самоуправления), ведущих видов деятельности; приоритетные направления функционирования системы, отработка наиболее эффективных технологий.

Затруднения: согласование темпов развития ученического и пед. коллектива; пед. коллектив должен быть инициатором в жизнедеятельности школьников.

3. Окончательное оформление системы

Цель: окончательное объединение детей и взрослых, т.е. пед. и ученического коллектива.

Коллектив – содружество детей и взрослых, объединенных общей целью и деятельностью, отношение сотрудничества, творчества; в центре внимания – воспитание свободной духовной гуманной творческой личности, развитие демократического стиля руководства; система школы и среда активно и творчески взаимодействуют друг с другом

4. Перестройка воспитательной системы

Цель: развитие воспитательной системы либо революционным либо эволюционным путем

Перестройка обусловлена усилением дезинтегрирующих явлений, которые приводят к так называемому «кризису» системы.

Авторская школа – экспериментальное образовательное учреждение, деятельность которого строится на основе ведущих психолого-педагогических и / или организационно-управленческих концепций, разработанных отдельным автором или авторским коллективом.

Признаки:

*системность учебно-воспитательной модели

*индивидуально-личностный характер модели

*автономность и саморегулируемость модели

*социальность проявления

*инновационность позиций

*противоречивость и проблемность развития

Виды:

1. По именам их создателей

*Школа Караковского В.А.

*Школа Ямбурга Е.А. и др.

2. По обобщающим названиям идей, положенных в основу образовательно-воспитательной системы школы

*школа самоопределения (Тубельский и др.)

3. По созданным педагогами прошлого воспитательным системам

Воспитательные системы вальдорфских школ. Вальдорфские школы призваны одновременно развивать тело, интеллект (дух) и нравственность (душа) человека. Главный принцип, который заложен в их организации, - принцип свободы. При этом свобода обязательно подразумевает ответственность. В школе нет директора. К решению важных вопросов привлекаются родители, которые, как правило, являются инициаторами открытия любой конкретной школы. В вальдорфских школах нет общих методик, точных учебных планов, учебников. Учителям предоставляется полная самостоятельность в выборе содержания, форм, методов образовательного процесса.

В вальдорфской педагогике стержнем развития личности является культура. При этом под культурой понимают все, что окружает людей.

Яркое слово учителя, ритм, природные материалы, игра, творчество - основные средства обучения и воспитания. Рассказ, беседа, диалог, интегрированный урок, экскурсия - основные методы и формы, которыми вальдорфские учителя владеют в совершенстве. При этом от образно-художественного представления дети постепенно переходят к интеллектуальному.

Классный руководитель, который в течение первых восьми лет ведет класс, и другие педагоги строят свои занятия, не давая готовых рецептов, готовых ответов, а вместе с учениками ищут ответы на поставленные вопросы, открывают новые знания. Учителя обходятся без отметок. Суждения-советы они высказывают в своих пожеланиях ученику, в свободном общении.

Воспитательная система школ глобального образования. Наиболее разработанными моделями глобального образования являются модели Р.Хенви и М.Боткина, которые не противоречат, а дополняют друг друга.

По мнению Роберта Хенви, суть глобального образования - это совокупность следующих измерений: формирование непредвзятого взгляда на мир, осознание состояния планеты, кросскультурная грамотность, осознание динамики мировых процессов, осознание возможностей выбора.

Суть новой теории обучения, предлагаемой в модели М. Боткина, состоит в переходе от бессознательного приспособления к миру, характерного для традиционного обучения, к сознательному предвосхищению, которое обеспечивается инновационным подходом. Этот подход представляет собой единство двух аспектов: предвосхищения и сопричастности. Предвосхищение - это способность справляться с новыми ситуациями, предвидеть события, увязывать прошлое с настоящим и будущим, оценивать последствия текущих событий и принимаемых решений, изобретать новые альтернативы и разделять ответственность за принятые решения. Сопричастность - способность к сотрудничеству, диалогу, взаимопониманию и сопереживанию, совершенствованию умений общаться с людьми.

В начальной школе (в США и многих странах Запада время обучения составляет 6 лет) приоритет отдается развитию концептуальных основ, а также базисным навыкам и умениям.

К приоритетам средней школы У. Книп в первую очередь относит формирование мировоззрения, отличающегося широтой восприятия мира, специализацию и совершенствование базисных навыков и умений на более высоком уровне. Что же касается возможностей специализации на старшей ступени, то У. Клип предлагает глобально-ориентированные направления специализации, не замыкающиеся в рамках изолированного предмета: иностранные языки; современные системы и технологии; страноведение; различные культуры, культурология, предполагающая изучение широкого спектра культур, в том числе непривычных для западной цивилизации; перспективы в развитии мира; глобальные проблемы, стоящие перед человечеством, и т.д.

Воспитательная система "справедливое сообщество". Концепция Л. Кольберга основана на следующей идее: нравственное развитие личности зависит от умственного, а нравственное становление идет по последовательно восходящим ступеням. "Справедливое сообщество" - это воспитательная система, в которой свойственная большинству школ "нравственность принуждения" заменяется на "нравственность сотрудничества", в которой учитель и ученик имеют равное право голоса в решении всех основных проблем, а управление осуществляется органами, выбранными демократическим путем.

Общие собрания становятся неотъемлемой частью жизни школы, возникают собственные традиции и ритуалы. В идеале "справедливое сообщество" дает возможность и учителям, и ученикам обрести прочные ценностные ориентиры, трансформировать узкоэгоистические интересы в правила и нормы группового поведения.

Одной из форм нравственного воспитания является решение дилемм.

Воспитательная система общей заботы.

Воспитательная система общей заботы предполагает систему коллективных творческих дел. В организации коллективной творческой деятельности отмечаются несколько этапов: предварительная работа воспитателей; коллективное планирование; коллективная подготовка; проведение; коллективное подведение итогов; ближайшее последействие.

Самоуправленческая деятельность может осуществляться в таких видах, как участие в планировании, разработке, проведении и анализе ключевых дел школьного коллектива; участие в работе педсовета; работа в постоянных и временных органах самоуправления; выполнение коллективных, групповых и индивидуальных поручений; дежурство по школе, классу, спецпосту; деятельность советов классов; деятельность дежурных командиров; участие в работе лагерных сборов и др.

Формы, методы, приемы обучения и воспитания: общественный смотр званий, уроки творчества, деловые и ролевые игры, конференции и брифинги, дидактические сказки, "Робинзонада", КВН и т.д. Важнейшим условием воспитания в этой системе выступает совокупность воспитательных отношений: реальных (общая забота) и духовных (товарищеское уважение и товарищеская требовательность).

Воспитательная система школы диалога культур.

Основные положения нового типа образования в школе диалога культур были сформулированы В. С. Библером:

• переход от идеи "образованного человека" к идее "человека культуры".

• школа диалога культур предполагает углубленное освоение диалогизма как основного определения мысли вообще.

• процесс обучения в школе диалога культур строится не столько как усвоение дедуктивных цепочек развертывания мысли из исходных аксиом, сколько как процесс целенаправленного спирального возвращения мысли в исходное начало.

• основное содержание школьного курса - это освоение тех "точек превращения", в которых одна форма понимания переходит в другую, в которых разные формы логики понимания обосновывают друг друга.

Результатом воспитательной деятельности должна стать базовая культура личности. В. С. Библер предлагает следующий вариант содержания образования в школе диалога культур.

I - II к л а с с ы. Зарождаются "узелки" понимания, которые станут основными предметами освоения, диалогов в последующих классах.

III - IV классы. Античная культура как единый предмет изучения в этих классах. Гуманистическая воспитательная система современной массовой школы. Основатель этой системы - директор московской школы № 825 В. А. Караковский. Ведущей идеей здесь является ориентация на личность школьника, его интересы и способности. Определяющую роль в комплексе идей играет педагогическая концепция коллектива.

Кроме администрации школы и педагогического совета (в котором иногда участвуют и старшеклассники) существует еще и большой совет, включающий в себя кроме педагогов представителей от всех классов, начиная с шестых.

Однако существуют еще, по меньшей мере, три силы, существенно влияющие на жизнь школы. Первая - это администрация школы и небольшая группа ближайших ее единомышленников, разделяющих с В.А.Караковским ответственность за судьбу воспитательной системы (авторская группа). Вторая группа - остальной педагогический коллектив, способный при необходимости противостоять и директору, и особенно авторской группе. И наконец, третья сила - лидирующая группировка старшеклассников, в той или иной мере отражающая интересы всего ученического коллектива. Общий стиль взаимоотношений регулируется разветвленной системой норм. Отличительной чертой отношений между педагогами и школьниками в воспитательной системе школы является то, что в этой сфере почти всегда возникают личные дружеские связи. Существенной характеристикой системы В.А. Караковского является использование коммунарской методики, или методики коллективной творческой деятельности.

Главным функциональным узлом системы является весенний коммунарский сбор, который проводится во время весенних каникул.

Сборы и ключевые общешкольные дела составляют функциональное ядро воспитательной системы.

Воспитательная система школы-комплекса. Относительно новый потому, что опыт образовательно-воспитательных учреждений С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, Ф. Ф. Брюховецкого, А.А.Захаренко, В. А. Караковского и многих других - это, в сущности, опыт создания школ-комплексов, только в разное время и в разных условиях.

Школа-комплекс - образовательное учреждение, основанное на взаимодействии и сотрудничестве педагогов, детей, родителей, учреждений культуры, спорта, образования, производства.

Особое место в школе-комплексе занимает школа раннего развития, в которой по индивидуальным программам обучаются все будущие ученики I класса. В начальной школе учащиеся знакомятся с разнообразными видами творческой деятельности: музыкой, живописью, хореографией, сценическим искусством, прикладным искусством и т.д.

По итогам каждого года обучения проводится диагностика.

В V и последующих классах неполной средней школы (вторая ступень) продолжается реализация дифференцированного подхода через программы углубленного, базисного (основного) и облегченного (коррекционного) уровней. В школе третьей ступени решается задача предпрофессиональной подготовки.

Индивидуализация обучения осуществляется посредством формирования групп учащихся, которые работают по особой программе под руководством преподавателей высшей школы. Такие группы могут состоять из 2 - 7 человек.

Общие занятия посещают все учащиеся с I по III класс. Специальные занятия посещают учащиеся, проявившие особую склонность к тому или иному виду искусства.

Особую роль в школе-комплексе призваны играть разновозрастные объединения, значимость которых для детей не менее высока, чем коллектива сверстников.