logo
GOS_pedagogika_i_psikhologia

2. Особенности самооценки младших школьников.

Cамооценка личности - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Особенностью детей младшего школьного возраста, которая роднит их с дошкольниками, является безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям, подчинение и подражание им. Дети этого возраста полностью признают авторитет взрослого человека, почти безоговорочно принимают его оценки. Эта особенность детского сознания напрямую касается такого важного личностного образования, закрепляющегося в данном возрасте, как самооценка.

Самооценка у детей младшего школьного возраста непосредственно зависит от того как взрослый (учитель, родители) оценивает ребенка, его успехи в различных видах деятельности.

В начале школьного обучения дети ориентируются на оценку учителя. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка.

У младших школьников в отличие от дошкольников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.

Младшие школьники с адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учении, проявлением максимума самостоятельности.

У отличников и некоторых хорошо успевающих детей часто складывается завышенная самооценка.

У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях, у таких детей складывается заниженная самооценка.