logo
GOS_pedagogika_i_psikhologia

1. Характеристика методов организации деятельности и опыта общественного поведения.

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ - это способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания

Прием воспитания – составная часть метода, подчиненная ему, входящая в его структуру и употребляемая в конкретной ситуации. Приемы носят частичный, подчиненный характер.

Средства: виды деятельности, совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры (к средствам относятся независимые источники формирования личности)

Классификация методов воспитания

1. Методы формирования сознания личности:

- рассказ

- беседа

- диспут

- метод примера

2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности:

- упражнение

- приучение

- поручение

- методы создания воспитывающих ситуаций

- пед. требование

- инструктаж

3. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности:

- соревнование

- познавательная игра

- поощрение

- наказание

4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании:

- наблюдение

- опросные методы

- тестирование

- анализ результатов деятельности

Методы организации деятельности и поведения воспитанников- пути воздействия на предметно-практическую сферу личности с целью выделения, закрепления и формирования в опыте детей положительных способов и форм поведения и нравственной мотивации.

Задачи:

  1. накопление нравственного опыта;

  2. формирование нравственного поведения и дисциплинированности.

Условия эффективности:

  1. постановка цели вырабатываемых умений, качеств и привычек поведения;

  2. формирование положительного отношения к цели предлагаемой деятельности и самой деятельности;

  3. выполнение деятельности на основе образца;

  4. организация активной самостоятельной позиции;

  5. опора на общественное мнение;

  6. опора на успех.

Закономерности:

• все виды деятельности, имеющие общественные цели, потенциально обладают определенными развивающими и воспитывающими возможностями. Каждая такая деятельность содержит все необходимые компоненты для усвоения лишь ей соответствующих знаний, переживаний. Однако одна деятельность не может заменить все остальные. Поэтому в процессе воспитания целесообразно использовать комплекс деятельностей;

• даже объективно ценная обществу деятельность может не повлиять положительно на воспитанника, если она не имеет для него "личностного смысла" (А.Н.Леонтьев). Общественное отношение лишь тогда раскрывается для человека, становится его личным отношением, когда смыслообразующий мотив деятельности адекватен данному отношению;

• в итоге педагогических воздействий у школьников формируется готовность к выбору цели и способов деятельности. Будучи идеальным предвосхищением ожидаемого результата (П.К.Анохин), цель человека является той силой, которая определяет способ и характер его действий;

• по отношению к формированию личности школьника деятельность остается нейтральным процессом, если не найдены и не реализованы соответствующие способы ее педагогической инструментовки. В этой инструментовке должны определенным образом сочетаться различные методы и приемы, обеспечивающие побуждение, приучение и упражнение учащихся, формирование у них опыта общественного поведения.

1. Педагогическое требование - предъявление требований к выполнению определенных норм поведения, правил, законов, традиций, принятых в обществе и в его группах. Должно не только опережать развитие личности, но и переходить в требования воспитанника к самому себе. Может выступать перед учеником как конкретная реальная задача, которую ему надлежит выполнить в процессе той или иной деятельности. По форме предъявления различают требования прямые и косвенные. Прямые имеют вид приказания, указания, инструкции, отличаются решительным тоном, особенно на начальном этапе воспитания. Косвенные требования предъявляются в виде просьбы, совета, намека, они апеллируют к переживаниям, мотивам, интересам воспитанников. Требования заключены в правилах поведения учащихся, в уставе школы, в распорядке дня образовательного учреждения.

2. Общественное мнение-это выражение группового требования. Учитель должен стремиться к тому, чтобы его требование стало требованием самого коллектива. Отражением коллективного требования является общественное мнение. Соединяя в себе оценки, суждения, волю коллектива, общественное мнение выступает активной и влиятельной силой, которая в руках умелого педагога выполняет функцию педагогического метода.

3. Приучение- это организация регулярного выполнения воспитанниками действий с целью их превращения в привычные формы поведения. Приучение невозможно без ясного представления о том, что должно быть усвоено. Предписывая учащимся тот или иной образ действий, необходимо выразить его в возможно более коротком и ясном правиле. Опытные педагоги большое значение придают показу образца воспитываемой формы поведения, созданию положительного отношения к ней. Для выработки привычки требуется время. Вначале следует добиться точности производимого действия и лишь затем - быстроты. Метод приучения предполагает контроль за выполнением действия, который требует благожелательного, заинтересованного отношения учителя к воспитанникам, выявления и анализа возникающих трудностей, обсуждения способов дальнейшей работы. Еще более важно организовать самоконтроль учащихся.

4. Упражнение - это многократное повторение и совершенствование способов действий воспитанников, как устойчивой основы поведения. В основе приучения лежит овладение ребенком преимущественно процессуальной стороной деятельности, а упражнение делает ее личностно значимой. Выполняемая школьником деятельность выступает здесь в единстве ее цели и операциональной структуры как упражнение в правильном поступке. Упражнение не имеет ничего общего с механической выучкой и тренажем в духе поведенческой психологии: стимул-реакция-подкрепление. Воспитатель организует различные дела и вовлекает воспитанников в их активное исполнение. Упражнение опирается на приучение, тесно с ним связано и реализуется через поручение.

5. Поручение- это исполнение учеником какого-либо дела.

6. В реальной жизни и деятельности школьного коллектива постоянно рождаются ситуации, в которых обнаруживается и подвергается испытанию на прочность вся система сложившихся в нем воспитательных отношений. Такие специально организованные педагогические условия принято называть воспитывающими ситуациями. Воспитывающие ситуации - это обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию, они могут быть специально организованы воспитателемЭто упражнения в условиях ситуации свободного выбора. Ученик в них ставится перед необходимостью выбрать определенное решение из нескольких возможных вариантов: воспользоваться привилегиями самому, уступить место другому, промолчать, сказать правду, сказать "не знаю". В поисках выхода из созданной учителем ситуации школьник пересматривает, переосмысливает и перестраивает свое поведение, приводит его в соответствие с новыми требованиями, изменяющимися условиями деятельности и общения.