1. Характеристика учебно-методического обеспечения содержания образования в начальной школе.
Нормативные документы, регламентирующие содержание среднего общего образования
I. Учебный план - нормативный документ, содержащий:
• Структуру и продолжительность учебного года, учебных четвертей и каникул
• Перечень изучаемых учебных предметов и их распределение по годам обучения
• Недельное и годовое распределение времени на изучение учебных предметов в каждом классе
В учебном плане показано деление предметов на обязательные и факультативные.
Базисный учебный план - это часть Государственного образовательного стандарта, поэтому он утверждается Государственной Думой и Министерством образования и науки РФ и содержит:
• Продолжительность обучения
• Перечень предметов и учебную нагрузку
• Максимальную обязательную нагрузку (например, для 5 - дневной учебной недели в 1 классе - 20 часов, а во 2 — 4 классы - 22 часа)
• Нагрузку учителя, оплачиваемую государством
Типовой учебный план - создается на основе базисного и утверждается Министерством образования и науки РФ.
Учебный план школы — составляется на основе базисного и типового, учитывает особенности школы. Содержит:
-Перечень обязательных предметов
-Обязательные предметы по выбору
-Факультативы и их распределение по годам обучения
-Недельное и годовое количество времени, отводимое на каждый предмет
-В одной школе может быть несколько учебных планов. В учебном плане, как и в Госстандарте, выделяют:
- Федеральный
- Национально-региональный
- Школьный компоненты
Составленный учебный план ежегодно рассматривается и утверждается педсоветом школы.
II. Учебные программы — нормативный документ, раскрывающий:
-Содержание ЗУНов по учебному предмету
- Логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем и вопросов
- Общую дозировку времени на их изучение
Учебные программы бывают:
1.Типовые учебные программы - разрабатываются на основе требований государственного образовательного стандарта. Они утверждаются Министерством общего и профессионального образования РФ и имеют рекомендательный характер.
2.Рабочие учебные программы - разрабатываются на основе типовых учебных программ и отражают специфику обучения в данном Образовательном учреждении. В рабочей программе, в отличие от типовой, описывается национально - региональный компонент.
3.Авторские учебные программы - разрабатываются и реализуются высококвалифицированными, творчески работающими учителями.
Схемы построения: При линейной схеме учебный материал располагается в непрерывной последовательности и изучается учениками только один раза все время обучения. При концентрической схеме учебный материал делят на части (обычно на две) - концентры, сначала изучаются наиболее простые вопросы всех разделов программы, а затем более сложные вопросы из тех же разделов.
При ступенчатой схеме учебный материал разделяют на две части, но при этом некоторые разделы проходят только на первой ступени, а другие – только на второй, и есть разделы, материал которых распределен для изучения на обеих ступенях.
Структура учебной программы.1) объяснительная записка, в которой излагаются цели и задачи изучения предмета;2) содержательная часть с тематическим планом, перечнем тем, изучаемых основных понятий, законов, ориентировочным распределением, времени на изучение тем и разделов.3) методические указания по оценке знаний, умений и навыков, перечень средств наглядности и технических средств обучения, рекомендуемая литература.
Учебники для начальной школы
Для начальной школы в нашей стране выпускаются учебники, как для традиционной системы обучения, так и для систем развивающего обучения Л. В. Занкова и Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова.
Учебник – книга, излагающая основы научных знаний по определенному предмету в строгом соответствии с целями обучения, установленными программой данного учебного предмета и требованиями дидактики.
Структура учебника:
Текст:Тексты-описания,Тексты-повествования,Тексты-рассуждения
Внетекстовые компоненты:Аппарат организации усвоения:- Вопросы и задания- Памятки или инструктивные материалы, таблицы и шрифтовые выделения- Подписи к иллюстративному материалу и упражнения
Собственно иллюстративный материалАппарат ориентировки:
- Предисловие
- Примечания
- Приложения
- Оглавление
- Указатели
Функции школьного учебника
Мотивационная - обоснование значимости изучаемого материала, оригинальные иллюстрации и др.
Информационная – обеспечение необходимой информацией в рамках учебного предмета.
Трансформационная – преобразование материала науки в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
Систематизирующая – системное и последовательное изложение материала в логике учебного предмета.
Закрепления и осуществления учащимися самоконтроля – предоставление возможности для повторного изучения текстов, проверки правильности усвоения материала.
Координирующая – привлечение других средств обучения.
Обучающая – развитие умений и навыков самообразования, конспектирования, обобщения, выделения главного и т.п.
Развивающе-воспитательная – направленность на формирование определенных морально-ценностных установок.
Требования к учебнику:
-Отражает содержание учебного предмета.
-Организует самостоятельную деятельность ученика.
-Отражает логику науки и логику учебного предмета.
-Информирует, энциклопедичен, побуждает к самообразованию и творчеству.
-Краток лаконичен, конкретен.
-Доступен, ориентирован на особенности учащихся.
-Ясен и четок язык текста формулировок.
-Увлекателен, с элементами проблемности.
-Красочен, по необходимости имеет картины, карты, схемы, диаграммы, фотографии и другой иллюстративный материал.
-Оформлен в соответствии с гигиеническими, эстетическими, психологическими и полиграфическими требованиями к восприятию материала и работе с ним в соответствии с возрастными особенностями учащегося.
-Продумана методическая организация текстового и внетекстового материала.
-Удобный формат.
- 1. Педагогика как наука. Основные педагогические категории.
- Категории педагогики
- Структура науки педагогики
- Связь педагогики с другими науками
- 2. Особенности внимания младшего школьника.
- Развитие внимания у младших школьников
- Билет 2
- 1. Общая характеристика педагогических способностей.
- 1 Группа: дидактические способности
- 2 Группа: организационно – коммуникативные способности.
- 3 Группа: личностные способности.
- 2. Особенности мышления младших школьников.
- Виды мышления
- Индивидуальные особенности мышления
- Развитие мышления у младших школьников
- Задания, упражнения, игры, способствующие развитию мышления
- Билет 3
- 1. Воспитание младших школьников в целостном педагогическом процессе. Особенности воспитательного процесса.
- Особенности воспитательного процесса:
- Структура вп:
- 2. Стиль общения родителей с ребенком как фактор развития личности.
- Билет 4
- 1. Характеристика методов формирования сознания личности.
- 2. Психологические особенности адаптации ребенка к школе.
- Виды адаптации и ее продолжительность
- Билет 5
- 1. Характеристика методов организации деятельности и опыта общественного поведения.
- 2. Учет особенностей темперамента в воспитании и обучении младших школьников.
- 1. Характеристика методов стимулирования поведения и деятельности личности.
- 2. Психологический портрет личности младшего школьника.
- Мотивационная сфера.
- Самосознание.
- Общение.
- Билет 7
- 1. Обучение как составная часть педагогического процесса. Сущность процесса обучения.
- Функции обучения. Движущие силы процесса обучения
- Уровни усвоения учебной информации (в.П. Беспалько)
- 2. Особенности формирования характера в младшем школьном возрасте
- 2. Структура характера
- 4. Черты характера и отношения личности
- 5. Формирование характера у младших школьников
- Билет 8
- 1. Урок как основная форма организации обучения. Подготовка учителя к уроку.
- Типы и виды уроков:
- Структурные элементы урока:
- Требования к уроку
- 2. Стили педагогического общения учителя с младшими школьниками. Билет 9
- 1. Разнообразие форм организации обучения и особенности их использования в начальной школе.
- 2. Методы психологии, специфика их применения в работе с младшими школьниками.
- Билет 10
- 1. Воспитательная система школы.
- Движущие силы развития восп. Системы школы
- Этапы развития воспитательной системы школы
- 2. Возрастная периодизация психического развития ребенка.
- Периодизация л.С. Выготского
- Периодизация Эльконина
- Возрастная периодизаЦиЯ
- Билет 11
- 1. Формы воспитания школьников.
- Классификация
- 2. Особенности самооценки младших школьников.
- Динамика развития самооценки неуспевающих детей.
- Психологические особенности детей с низкой самооценкой.
- Развитие адекватной самооценки.
- Способы повышения адекватности самооценки.
- Билет 12
- 1. Содержание образования в начальной школе.
- 3. Принципы и критерии отбора содержания образования
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
- 2. Особенности воображения младших школьников.
- Виды воображения
- Особенности воображения у детей младшего школьного возраста
- Упражнения и игры для развития воображеения
- Билет 13
- 1. Характеристика учебно-методического обеспечения содержания образования в начальной школе.
- 2. Особенности развития памяти младших школьников.
- I. Деление памяти по времени сохранения материала,
- II. По виду анализатора (преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору).
- III. По характеру запоминаемого материала
- IV. По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала (по целеустремленности):
- Процессы памяти
- Свойства памяти
- Развитие памяти у младших школьников
- Билет 14
- 1. Характеристика словесных методов обучения. Опыт их применения в начальной школе.
- Виды по целям
- Технология беседы:
- Типы по назначению:
- 2. Особенности эмоциональной сферы младшего школьника.
- Классификация эмоций и чувств
- Общая характеристика эмоциональной сферы младшего школьника.
- Формирование сдержанности чувств и ее индивидуальные проявления.
- Развитие эмоциональной сферы в процессе общения с учителем
- Нравственные чувства, и их развитие.
- Интеллектуальные чувства.
- Эстетические чувства.
- 1. Характеристика наглядных методов обучения. Опыт их применения в начальной школе.
- Наглядные методы:
- I. Демонстрация
- II. Иллюстрация
- Видео-метод
- 2. Учебная деятельность как ведущая деятельность в младшем школьном возрасте.
- 1. Широкие социальные
- 2. Узколичностные
- 3. Учебно-познавательные мотивы
- Билет 16
- 1. Характеристика практических методов обучения. Опыт их применения в начальной школе.
- Практические методы обучения:
- Упражнения:
- Виды упражнений:
- III. Практические работы
- 2. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Компоненты психологической готовности к школьному обучению.
- Варианты психологической неготовности.
- Билет 17
- 1. Средства обучения, их классификации. Использование современных средств обучения в начальной школе.
- Наглядные средства в учебно-воспитательном процессе
- 2. Особенности волевой сферы младшего школьника.
- I. В процессе учебной деятельности он должен уметь сосредоточиться и под руководством учителя осознанно выбрать главное существенное для своей деятельности.
- II. Другим условием проявления учащимися организованности, упорства и других волевых качеств является такая организация деятельности, при которой ребенок добивается всего собственными усилиями.
- Самостоятельность.
- Сдержанность.
- Настойчивость и упрямство.
- Билет 18
- 1. Детский коллектив и его роль в формировании личности.
- Типология коллективов
- Этапы развития детского коллектива (по а.С. Макарскому)
- Принцип параллельного действия
- Технологические правила управления детскими коллективом
- 2. Сущность психологического кризиса ребенка 7 лет.
- Билет 19
- 1. Факторы развития личности.
- Факторы становления личности
- Активные преобразовательная деятельность человека
- 2. Сенсорное развитие ребенка младшего школьного возраста.
- Особенности восприятия сюжетной картинки.
- Особенности восприятия формы младшими школьниками.
- Особенности восприятия времени.
- Билет 20
- 1. Методика подготовки и проведения родительского собрания.
- 2.Родительские собрания нужны:
- 6. Правила поведения классных руководителей на родительском собрании:
- 7. Успешность собрания зависит от трёх факторов:
- 2. Современная психология: предмет, задачи, структура, место в системе наук.
- Этапы развития психологии
- Психика как предмет современной психологии
- Основными задачами современной психологии являются:
- Основные методологические принципы
- Отрасли современной психологии
- Билет 21
- 1. Педагогические основы взаимодействия семьи и школы в воспитании младшего школьника.
- 2. Особенности речевого развития младших школьников. Билет 22
- 1. Задачи и обязанности классного руководителя.
- Типы классного руководства
- Функции классного руководителя
- Формы работы классного руководителя с учащимися Классификация:
- Индивидуальные формы
- Групповые формы
- Правила выбора форм работы с учащимися:
- Планирование работы классного руководителя
- 2. Мотивы учения младшего школьника.
- Мотивационная сфера младшего школьника
- Билет 23
- 1. Формы организации внеклассной воспитательной работы в школе.
- Классификация
- 2. Психологические особенности общения младших школьников со сверстниками.
- Билет 24
- 1. Педагогическая профессия и ее роль в современном обществе.
- 2. Развитие способностей у младших школьников
- Развитие способностей у младших школьников
- Билет 25
- 1. Педагогическая деятельность и ее структура.
- Отличительные черты:
- Структура педагогической деятельности (Кузьмина н.В.)
- Умения педагога (теоретическая и практическая готовность)
- I. Теоретические умения:
- II. Практические умения:
- 2. Особенности психического развития детей дошкольного возраста
- Игра, как ведущая деятельность в дошкольном возрасте.
- Развитие психических функций.
- Развитие личности.
- Билет 26
- 1. Система дидактических принципов и дидактических правил обучения.
- 2. Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.
- 2. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста.