1. Характеристика методов формирования сознания личности.
МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ - это способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания
Прием воспитания – составная часть метода, подчиненная ему, входящая в его структуру и употребляемая в конкретной ситуации.
Приемы носят частичный, подчиненный характер.
Средства: виды деятельности, совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры (к средствам относятся независимые источники формирования личности)
Классификация методов воспитания
1. Методы формирования сознания личности:
- рассказ
- беседа
- диспут
- метод примера
2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности:
- упражнение
- приучение
- поручение
- методы создания воспитывающих ситуаций
- пед. требование
- инструктаж
3. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности:
- соревнование
- познавательная игра
- поощрение
- наказание
4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании:
- наблюдение
- опросные методы
- тестирование
- анализ результатов деятельности
Методы формирования сознания личности используются для формирования взглядов, понятий, убеждений, очень важны для формирования чувств, эмоционального переживания требуемого поведения.
Рассказ на этическую тему – это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий нравственного содержания. Воздействуя на чувства, он помогает воспитанникам усвоить смысл моральных оценок и норм поведения, раскрывает содержание нравственных понятий, вызывает у них положительное отношение к своим поступкам, благотворно влияет на поведение. Рассказ на этическую тему служит источником знаний, обогащает нравственный опыт личности опытом других людей, выполняет функцию положительного примера в воспитании.
Требования: логичность, последовательность и доказательность изложения; четкость, образность, эмоциональность; учет возрастных особенностей, в том числе в отношении продолжительности (10 минут в начальных классах и 30 минут в старших).
Большое значение, особенно в младшем и среднем возрасте, имеет рассказ при организации ценностно-ориентировочной деятельности. Воздействуя на чувства детей, рассказ помогает им понять и усвоить смысл заключенных в нем нравственных оценок и норм поведения. Примером такого рода рассказов могут быть рассказы Л.Н.Толстого "Косточка", В.А.Осеевой "Сыновья" и др.
Основные задачи метода: вызвать положительные нравственные чувства (сопереживание, сочувствие, радость, гордость) или негодование по поводу отрицательных действий и поступков героев рассказа; раскрыть содержание нравственных понятий и норм поведения; представить образ нравственного поведения и вызвать стремление подражать положительному примеру.
Если с помощью рассказа не удается обеспечить ясное и четкое понимание в тех случаях, когда необходимо доказать правильность каких-либо положений (законов, принципов, правил, норм поведения и т.п.), применяется метод объяснения. Для него характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих истинность данного суждения. Во многих случаях объяснение сочетается с наблюдениями учащихся, с вопросами учителя к учащимся и учеников к учителю и может перерасти в беседу.
Условия эффективности:
• рассказ должен соответствовать социальному опыту школьников, быть кратким, эмоциональным, доступным, вызывать сопереживание у детей;
• сопровождаться иллюстрациями: произведениями живописи, художественными фотографиями, изделиями народных умельцев; хорошо подобранный музыкальный аккомпанемент тоже усиливает восприятие;
• большое значение для восприятия этического рассказа имеет обстановка. Эмоциональное воздействие ее должно соответствовать замыслу и содержанию рассказа. В арсенале педагогических средств для этого – походный костер, автобусное путешествие, неубранное поле, уютная комната, площадь большого города, весенний сад;
• рассказ производит должное впечатление, когда ведется профессионально; неумелый, косноязычный рассказчик не может рассчитывать на успех;
• рассказ обязательно должен сопереживаться слушателями. Важно, чтобы впечатления от него не стирались тут же. Нередко воспитательное его значение сильно снижается из-за того, что дети сразу переходят к делу, отличному и по содержанию, настроению, например к спортивному соревнованию.
Разъяснение – метод эмоционально-словесного воздействия на группу воспитанников или отдельную личность. Для младших школьников применяются элементарные приемы и средства разъяснения: «поступать нужно так», «все так делают» и т.п. Разъяснение применяется: а) чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или правило поведения; б) выработать правильное отношение воспитанников к совершенному ими поступку.
Разъяснение опирается на внушение. Это воздействие на личность с помощью эмоциональных, иррациональных приемов при сниженной критичности личности, при известном доверии к внушаемому. Для последнего характерно некритическое восприятие школьником слов учителя, и все же, воздействуя на психику, оно обретает свою значимость. Педагог использует внушение в тех случаях, когда хочет, чтобы воспитанник принял ту или иную установку, использует его для усиления других методов воспитания.
В практике воспитания прибегают к увещеваниям, сочетающим просьбу с разъяснением и внушением. Действие их почти целиком зависит от принятой воспитателем формы обращения. Увещевая, он проектирует в личности воспитанника положительное, вселяет веру в лучшее, в возможность достижения высоких результатов. Многое здесь зависит от авторитета воспитателя, его нравственных качеств, убежденности в правоте своих слов и дел. Опора на положительное, похвала, обращение к чувствам собственного достоинства и чести создают предпосылки для почти безотказного воздействия увещевания даже в очень сложных ситуациях.
При неквалифицированном применении или безразличном отношении к детям даже такие высокогуманные методы, как рассказ, разъяснение, увещевание, внушение, могут принимать форму нотаций. Тогда они никогда не достигнут цели, скорее вызовут противодействие у воспитанников, желание поступить вопреки.
Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон. Ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Проводится по «горячим следам», т.е. сразу после события или несколько позже, когда дети осмыслят и поймут его. Цель ее – упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы этических взглядов и убеждений. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что воспитатель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества.
Условия эффективности.
• Важно, чтобы беседа приобрела проблемный характер, предполагала борьбу взглядов, идей, мнений. Воспитатель будет стимулировать нестандартные вопросы, помогать школьникам самим находить на них ответы.
• Не допускайте, чтобы беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Дайте детям возможность говорить то, что они думают, учите их с уважением относиться к мнению других, терпеливо и аргументированно вырабатывайте правильную точку зрения.
• Не допускайте, чтобы беседа превращалась в лекцию: воспитатель говорит, воспитанники слушают. Лишь откровенно высказанные мнения позволяют направить беседу так, чтобы дети сами пришли к правильному выводу. Многое зависит от того, теплой ли будет беседа, раскроют ли в ней дети свою душу.
• Материал для беседы должен быть близок их эмоциональному опыту. Нельзя требовать от них активности при обсуждении трудных вопросов, в которых за основу берутся факты и явления, связанные с непонятными или чуждыми им событиями, чувствами. Только при опоре на реальный опыт результат будет успешным.
• В ходе беседы важно выявить и сопоставить мнение всех и каждого с точки зрения объективности, справедливости, культуры общения.
• Смысл руководства этической беседой в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Если воспитатель сумеет посмотреть на то или иное событие или поступок глазами воспитанника, он поймет его чувства
Особую трудность для молодого учителя представляют индивидуальные беседы. Должны проводиться по заранее намеченному плану, в определенной системе. Воспитанник лишь тогда откликнется на призыв воспитателя, когда почувствует, что обсуждаемый вопрос действительно беспокоит его наставника, что он хочет помочь. Если воспитатель сумеет придать индивидуальной беседе задушевный характер, можно рассчитывать на успех.
Рассказ и беседа подготавливают переход к более сложному методу организации познавательной деятельности - к лекции. Следует отличать от лекции как организационного оформления взаимодействия педагога и учащихся в учебно-воспитательном процессе. Логическим центром лекции является какое-либо теоретическое обобщение, относящееся к сфере научного познания. Конкретные факты, составляющие основу беседы или рассказа, здесь служат лишь иллюстрацией или исходным, отправным моментом.
К методам воспитания относятся также дискуссии и диспуты. Проводятся в средних и старших классах.
Ситуации познавательного спора, дискуссии, привлекают внимание школьников к разным научным точкам зрения по той или иной проблеме, побуждают к осмыслению различных подходов к аргументации. Обязательное условие - наличие по меньшей мере двух противоположных мнений по обсуждаемому вопросу. Должно быть принято устоявшееся и принимаемое научными авторитетами решение.
Диспут не требует определенных и окончательных решений. Соответствует возрастным особенностям старшеклассника, формирующаяся личность которого характеризуется страстным поиском смысла жизни, стремлением не принимать ничего на веру, желанием сравнивать факты, чтобы уяснить истину.
В структуре целостного педагогического процесса используется метод примера. Формирующееся сознание школьника постоянно ищет опору в реально действующих, живых, конкретных образцах, которые олицетворяют усваиваемые ими идеи и идеалы. Этому поиску активно содействует явление подражательности, которая служит психологической основой примера как метода педагогического влияния. Младший школьник обычно выбирает себе для подражания готовые образцы, воздействующие на него внешним примером. Подражание у подростков сопровождается более или менее самостоятельными суждениями, носит избирательный характер. В юности подражание существенно перестраивается.
В механизме подражания можно выделить 3 этапа. На 1 этапе в результате восприятия конкретного действия другого лица у школьника появляется субъективный образ этого действия, желание поступать так же. Однако связь между примером для подражания и последующими действиями здесь может и не возникнуть. Эта связь образуется на 2 этапе. На 3 этапе происходит синтез подражательных и самостоятельных действий, на который активно влияют жизненные и специально созданные воспитывающие ситуации.
- 1. Педагогика как наука. Основные педагогические категории.
- Категории педагогики
- Структура науки педагогики
- Связь педагогики с другими науками
- 2. Особенности внимания младшего школьника.
- Развитие внимания у младших школьников
- Билет 2
- 1. Общая характеристика педагогических способностей.
- 1 Группа: дидактические способности
- 2 Группа: организационно – коммуникативные способности.
- 3 Группа: личностные способности.
- 2. Особенности мышления младших школьников.
- Виды мышления
- Индивидуальные особенности мышления
- Развитие мышления у младших школьников
- Задания, упражнения, игры, способствующие развитию мышления
- Билет 3
- 1. Воспитание младших школьников в целостном педагогическом процессе. Особенности воспитательного процесса.
- Особенности воспитательного процесса:
- Структура вп:
- 2. Стиль общения родителей с ребенком как фактор развития личности.
- Билет 4
- 1. Характеристика методов формирования сознания личности.
- 2. Психологические особенности адаптации ребенка к школе.
- Виды адаптации и ее продолжительность
- Билет 5
- 1. Характеристика методов организации деятельности и опыта общественного поведения.
- 2. Учет особенностей темперамента в воспитании и обучении младших школьников.
- 1. Характеристика методов стимулирования поведения и деятельности личности.
- 2. Психологический портрет личности младшего школьника.
- Мотивационная сфера.
- Самосознание.
- Общение.
- Билет 7
- 1. Обучение как составная часть педагогического процесса. Сущность процесса обучения.
- Функции обучения. Движущие силы процесса обучения
- Уровни усвоения учебной информации (в.П. Беспалько)
- 2. Особенности формирования характера в младшем школьном возрасте
- 2. Структура характера
- 4. Черты характера и отношения личности
- 5. Формирование характера у младших школьников
- Билет 8
- 1. Урок как основная форма организации обучения. Подготовка учителя к уроку.
- Типы и виды уроков:
- Структурные элементы урока:
- Требования к уроку
- 2. Стили педагогического общения учителя с младшими школьниками. Билет 9
- 1. Разнообразие форм организации обучения и особенности их использования в начальной школе.
- 2. Методы психологии, специфика их применения в работе с младшими школьниками.
- Билет 10
- 1. Воспитательная система школы.
- Движущие силы развития восп. Системы школы
- Этапы развития воспитательной системы школы
- 2. Возрастная периодизация психического развития ребенка.
- Периодизация л.С. Выготского
- Периодизация Эльконина
- Возрастная периодизаЦиЯ
- Билет 11
- 1. Формы воспитания школьников.
- Классификация
- 2. Особенности самооценки младших школьников.
- Динамика развития самооценки неуспевающих детей.
- Психологические особенности детей с низкой самооценкой.
- Развитие адекватной самооценки.
- Способы повышения адекватности самооценки.
- Билет 12
- 1. Содержание образования в начальной школе.
- 3. Принципы и критерии отбора содержания образования
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
- 2. Особенности воображения младших школьников.
- Виды воображения
- Особенности воображения у детей младшего школьного возраста
- Упражнения и игры для развития воображеения
- Билет 13
- 1. Характеристика учебно-методического обеспечения содержания образования в начальной школе.
- 2. Особенности развития памяти младших школьников.
- I. Деление памяти по времени сохранения материала,
- II. По виду анализатора (преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору).
- III. По характеру запоминаемого материала
- IV. По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала (по целеустремленности):
- Процессы памяти
- Свойства памяти
- Развитие памяти у младших школьников
- Билет 14
- 1. Характеристика словесных методов обучения. Опыт их применения в начальной школе.
- Виды по целям
- Технология беседы:
- Типы по назначению:
- 2. Особенности эмоциональной сферы младшего школьника.
- Классификация эмоций и чувств
- Общая характеристика эмоциональной сферы младшего школьника.
- Формирование сдержанности чувств и ее индивидуальные проявления.
- Развитие эмоциональной сферы в процессе общения с учителем
- Нравственные чувства, и их развитие.
- Интеллектуальные чувства.
- Эстетические чувства.
- 1. Характеристика наглядных методов обучения. Опыт их применения в начальной школе.
- Наглядные методы:
- I. Демонстрация
- II. Иллюстрация
- Видео-метод
- 2. Учебная деятельность как ведущая деятельность в младшем школьном возрасте.
- 1. Широкие социальные
- 2. Узколичностные
- 3. Учебно-познавательные мотивы
- Билет 16
- 1. Характеристика практических методов обучения. Опыт их применения в начальной школе.
- Практические методы обучения:
- Упражнения:
- Виды упражнений:
- III. Практические работы
- 2. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Компоненты психологической готовности к школьному обучению.
- Варианты психологической неготовности.
- Билет 17
- 1. Средства обучения, их классификации. Использование современных средств обучения в начальной школе.
- Наглядные средства в учебно-воспитательном процессе
- 2. Особенности волевой сферы младшего школьника.
- I. В процессе учебной деятельности он должен уметь сосредоточиться и под руководством учителя осознанно выбрать главное существенное для своей деятельности.
- II. Другим условием проявления учащимися организованности, упорства и других волевых качеств является такая организация деятельности, при которой ребенок добивается всего собственными усилиями.
- Самостоятельность.
- Сдержанность.
- Настойчивость и упрямство.
- Билет 18
- 1. Детский коллектив и его роль в формировании личности.
- Типология коллективов
- Этапы развития детского коллектива (по а.С. Макарскому)
- Принцип параллельного действия
- Технологические правила управления детскими коллективом
- 2. Сущность психологического кризиса ребенка 7 лет.
- Билет 19
- 1. Факторы развития личности.
- Факторы становления личности
- Активные преобразовательная деятельность человека
- 2. Сенсорное развитие ребенка младшего школьного возраста.
- Особенности восприятия сюжетной картинки.
- Особенности восприятия формы младшими школьниками.
- Особенности восприятия времени.
- Билет 20
- 1. Методика подготовки и проведения родительского собрания.
- 2.Родительские собрания нужны:
- 6. Правила поведения классных руководителей на родительском собрании:
- 7. Успешность собрания зависит от трёх факторов:
- 2. Современная психология: предмет, задачи, структура, место в системе наук.
- Этапы развития психологии
- Психика как предмет современной психологии
- Основными задачами современной психологии являются:
- Основные методологические принципы
- Отрасли современной психологии
- Билет 21
- 1. Педагогические основы взаимодействия семьи и школы в воспитании младшего школьника.
- 2. Особенности речевого развития младших школьников. Билет 22
- 1. Задачи и обязанности классного руководителя.
- Типы классного руководства
- Функции классного руководителя
- Формы работы классного руководителя с учащимися Классификация:
- Индивидуальные формы
- Групповые формы
- Правила выбора форм работы с учащимися:
- Планирование работы классного руководителя
- 2. Мотивы учения младшего школьника.
- Мотивационная сфера младшего школьника
- Билет 23
- 1. Формы организации внеклассной воспитательной работы в школе.
- Классификация
- 2. Психологические особенности общения младших школьников со сверстниками.
- Билет 24
- 1. Педагогическая профессия и ее роль в современном обществе.
- 2. Развитие способностей у младших школьников
- Развитие способностей у младших школьников
- Билет 25
- 1. Педагогическая деятельность и ее структура.
- Отличительные черты:
- Структура педагогической деятельности (Кузьмина н.В.)
- Умения педагога (теоретическая и практическая готовность)
- I. Теоретические умения:
- II. Практические умения:
- 2. Особенности психического развития детей дошкольного возраста
- Игра, как ведущая деятельность в дошкольном возрасте.
- Развитие психических функций.
- Развитие личности.
- Билет 26
- 1. Система дидактических принципов и дидактических правил обучения.
- 2. Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.
- 2. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста.