1. Система дидактических принципов и дидактических правил обучения.
Принципы – это система исходных основных требований к воспитанию и обучению, определяющая содержание, формы и методы пед. процесса, обеспечивающие его сущность.
Принципы реализуются через систему правил, отражающих более частные положения принципа и распространяющихся на отдельные стороны принципа.
1. Принцип гуманизации может быть рассмотрен как принцип социальной защиты растущего человека. Сущность принципа состоит в очеловечивании отношений учащихся между собой и с педагогами.
Правила существования принципа гуманизации:
*полное признание прав воспитанника и уважение к нему в сочетании с разумной требовательностью.
*опора на положительные правила, качества воспитанника
*создание ситуации успеха.
Принцип гуманизации направлен на воспитание свободного человека, его раскрепощение, развитие самостоятельности, установление искренних и доброжелательных отношений.
2. Принцип демократизации. Сущность его состоит в предоставлении участникам пед. процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции и самоопределения.
Правила:
*индивидуально-ориентированный характер пед. процесса
*организация пед. процесса с учетом национальных особенностей учащихся
*взаимное уважение, такт и терпение (толерантность).
* вовлечение родителей и общественности во взаимодействие педагогов и воспитанников.
3. Принцип природосообразности. (Ян Амос Каменский). В трудах Каменского обосновывалось требование выбирать естественный путь развития человека. Суть принципа заключается в том, чтобы ведущим звеном любых воспитательных отношений и пед. процессов сделать учащегося с его конкретными особенностями и уровнем развития.
Природа воспитанника, его состояние, его состояние здоровья, его физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие – главные определяющие факторы.
Правила:
*организация пед. процесса как процесса, поддерживающего и укрепляющего здоровье учащихся.
*пед. процесс строится в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся.
*пед. процесс должен опираться на зону ближайшего развития, определяющую возможность учащихся.
4. Принцип культуросообразности. (Адольф Дистервек). Максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится ребенок (культура общества, страны, региона, нации).
Правила:
*понимание пед. процесса как составной части культуры общества и семьи, как культурно исторической ценности, заключающей в себе опыт воспитания, образования и обучения и закладывающей их в будущее.
*максимальное использование семейной, региональной, народной, материальной и духовной культуры
*обеспечение единства национального, интернационального и межнационального воспитания.
5. Принцип научности. Реализуется в отборе содержания образования и его соответствии с современном уровнем развития науки и техники, следовательно, является основополагающим при разработке учебных планов, программ, учебников.
В процессе обучения необходимо, чтобы школьники овладевали умением и опытом научного поиска.
6. Принцип доступности нарастающей трудности. Все, что передается детям, и какие для этого подбираются методы, должно соответствовать возрастным особенностям, уровню обученности и воспитанности
Правила (Я.А. Каменский)
*переход от близкого к далекому
*переход от легкого к сложному, более трудному (от известного к неизвестному)
* учет уровня актуального развития каждого ученика и индивидуальной скорости продвижения при овладении новыми знаниями.
7. Принцип наглядности. Я.А. Каменский считал «золотым правилом дидактики», предлагая все, что возможно, органам чувств, призывал изучать сами вещи, а не чужие наблюдения.
Правила:
*прямое изучение действительности, основанное на наблюдении, измерении и различных видах деятельности, целесообразно тогда, когда обучаемые не имеют наблюдений и представлений, которые необходимы для понимания изучаемого вопроса.
*рационально сочетать слово и наглядное изображение.
* применять разумно и в меру разнообразные иллюстрации, демонстрации.
8. Принцип систематичности и последовательности. К.Д. Ушинский считал, что только система, исходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями.
Правила:
*предварительное определение уровня знаний у обучаемых и их актуализация
*доступность и привлекательность предлагаемой информации, что имеет мотивационное значение
* выделение существенных базовых аспектов изучаемого материала, отделение главного от второстепенного и постоянное акцентирование на это внимания.
*четкое структурирование знания и его логики
* все должно вестись в неразрывной последовательности так, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего (Я.А. Каменский).
9. Принцип сознательности, активности, творчества и инициативы воспитанника в сочетании с педагогическим руководством. Активно и сознательно осуществляемая деятельность помогает воспитанниками овладевать материалом и развивать свои умственные способности. если дети ставятся в ситуацию самостоятельного поиска решения, творческого проявления под ненавязчивым, направляющим, компетентным руководством со стороны учителя, тогда педагогическое взаимодействие доставит взаимное удовлетворение.
Условия активности:
- деятельность принципиально новая для учащегося
- самостоятельное выполнение
- деятельность сознательна и целенаправленна на основе ясного понимания целей и задач предстоящей работы.
- создавать ситуации, содержащие противоречия, заставляющие мыслить, самостоятельно ставить проблемы и их разрешать
- коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка (сотрудничество).
- отказ от чрезмерной регламентации, опеки, подавления инициативы.
10. Принцип прочности, осознанности и действенности результатов воспитания, обучения, развития. На усвоение и запоминание материала влияет много факторов, но важное значение имеет то, насколько интересно и важно оно для ученика, ценно в плане использования в жизни.
Правила:
*формирование позитивного отношения к изучаемому
*организация активного участия учащихся в подготовке к усвоению предлагаемой информации
*самостоятельное решение учащимися доступных им задач
*регулярное повторение изученного с введение элементов новой оценки
*систематический контроль и оценка результатов обучения и воспитания
11. Принцип связи теории с практикой и с жизнью. Выражает необходимость подготовки учащегося к правильному использованию теории в разнообразных практических ситуациях, к преобразованию окружающей действительности.
Правила:
*организация разнообразной практической деятельности, направленной на применение, проверку, закрепление, выработку умений, навыков в соответствии с характером получаемых знаний.
*попытка решить проблему новым путем и объяснить полученные результаты
*организация обучения и воспитания таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно переходили от теории к практике и от практики к теории.
12. Принцип положительного эмоционального фона пед. процесса. Участники должны быть открыты и толерантны по отношению друг к другу; должно быть хорошо организовано учебно-воспитательное пространство (цветы, картины)
- 1. Педагогика как наука. Основные педагогические категории.
- Категории педагогики
- Структура науки педагогики
- Связь педагогики с другими науками
- 2. Особенности внимания младшего школьника.
- Развитие внимания у младших школьников
- Билет 2
- 1. Общая характеристика педагогических способностей.
- 1 Группа: дидактические способности
- 2 Группа: организационно – коммуникативные способности.
- 3 Группа: личностные способности.
- 2. Особенности мышления младших школьников.
- Виды мышления
- Индивидуальные особенности мышления
- Развитие мышления у младших школьников
- Задания, упражнения, игры, способствующие развитию мышления
- Билет 3
- 1. Воспитание младших школьников в целостном педагогическом процессе. Особенности воспитательного процесса.
- Особенности воспитательного процесса:
- Структура вп:
- 2. Стиль общения родителей с ребенком как фактор развития личности.
- Билет 4
- 1. Характеристика методов формирования сознания личности.
- 2. Психологические особенности адаптации ребенка к школе.
- Виды адаптации и ее продолжительность
- Билет 5
- 1. Характеристика методов организации деятельности и опыта общественного поведения.
- 2. Учет особенностей темперамента в воспитании и обучении младших школьников.
- 1. Характеристика методов стимулирования поведения и деятельности личности.
- 2. Психологический портрет личности младшего школьника.
- Мотивационная сфера.
- Самосознание.
- Общение.
- Билет 7
- 1. Обучение как составная часть педагогического процесса. Сущность процесса обучения.
- Функции обучения. Движущие силы процесса обучения
- Уровни усвоения учебной информации (в.П. Беспалько)
- 2. Особенности формирования характера в младшем школьном возрасте
- 2. Структура характера
- 4. Черты характера и отношения личности
- 5. Формирование характера у младших школьников
- Билет 8
- 1. Урок как основная форма организации обучения. Подготовка учителя к уроку.
- Типы и виды уроков:
- Структурные элементы урока:
- Требования к уроку
- 2. Стили педагогического общения учителя с младшими школьниками. Билет 9
- 1. Разнообразие форм организации обучения и особенности их использования в начальной школе.
- 2. Методы психологии, специфика их применения в работе с младшими школьниками.
- Билет 10
- 1. Воспитательная система школы.
- Движущие силы развития восп. Системы школы
- Этапы развития воспитательной системы школы
- 2. Возрастная периодизация психического развития ребенка.
- Периодизация л.С. Выготского
- Периодизация Эльконина
- Возрастная периодизаЦиЯ
- Билет 11
- 1. Формы воспитания школьников.
- Классификация
- 2. Особенности самооценки младших школьников.
- Динамика развития самооценки неуспевающих детей.
- Психологические особенности детей с низкой самооценкой.
- Развитие адекватной самооценки.
- Способы повышения адекватности самооценки.
- Билет 12
- 1. Содержание образования в начальной школе.
- 3. Принципы и критерии отбора содержания образования
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
- 2. Особенности воображения младших школьников.
- Виды воображения
- Особенности воображения у детей младшего школьного возраста
- Упражнения и игры для развития воображеения
- Билет 13
- 1. Характеристика учебно-методического обеспечения содержания образования в начальной школе.
- 2. Особенности развития памяти младших школьников.
- I. Деление памяти по времени сохранения материала,
- II. По виду анализатора (преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору).
- III. По характеру запоминаемого материала
- IV. По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала (по целеустремленности):
- Процессы памяти
- Свойства памяти
- Развитие памяти у младших школьников
- Билет 14
- 1. Характеристика словесных методов обучения. Опыт их применения в начальной школе.
- Виды по целям
- Технология беседы:
- Типы по назначению:
- 2. Особенности эмоциональной сферы младшего школьника.
- Классификация эмоций и чувств
- Общая характеристика эмоциональной сферы младшего школьника.
- Формирование сдержанности чувств и ее индивидуальные проявления.
- Развитие эмоциональной сферы в процессе общения с учителем
- Нравственные чувства, и их развитие.
- Интеллектуальные чувства.
- Эстетические чувства.
- 1. Характеристика наглядных методов обучения. Опыт их применения в начальной школе.
- Наглядные методы:
- I. Демонстрация
- II. Иллюстрация
- Видео-метод
- 2. Учебная деятельность как ведущая деятельность в младшем школьном возрасте.
- 1. Широкие социальные
- 2. Узколичностные
- 3. Учебно-познавательные мотивы
- Билет 16
- 1. Характеристика практических методов обучения. Опыт их применения в начальной школе.
- Практические методы обучения:
- Упражнения:
- Виды упражнений:
- III. Практические работы
- 2. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Компоненты психологической готовности к школьному обучению.
- Варианты психологической неготовности.
- Билет 17
- 1. Средства обучения, их классификации. Использование современных средств обучения в начальной школе.
- Наглядные средства в учебно-воспитательном процессе
- 2. Особенности волевой сферы младшего школьника.
- I. В процессе учебной деятельности он должен уметь сосредоточиться и под руководством учителя осознанно выбрать главное существенное для своей деятельности.
- II. Другим условием проявления учащимися организованности, упорства и других волевых качеств является такая организация деятельности, при которой ребенок добивается всего собственными усилиями.
- Самостоятельность.
- Сдержанность.
- Настойчивость и упрямство.
- Билет 18
- 1. Детский коллектив и его роль в формировании личности.
- Типология коллективов
- Этапы развития детского коллектива (по а.С. Макарскому)
- Принцип параллельного действия
- Технологические правила управления детскими коллективом
- 2. Сущность психологического кризиса ребенка 7 лет.
- Билет 19
- 1. Факторы развития личности.
- Факторы становления личности
- Активные преобразовательная деятельность человека
- 2. Сенсорное развитие ребенка младшего школьного возраста.
- Особенности восприятия сюжетной картинки.
- Особенности восприятия формы младшими школьниками.
- Особенности восприятия времени.
- Билет 20
- 1. Методика подготовки и проведения родительского собрания.
- 2.Родительские собрания нужны:
- 6. Правила поведения классных руководителей на родительском собрании:
- 7. Успешность собрания зависит от трёх факторов:
- 2. Современная психология: предмет, задачи, структура, место в системе наук.
- Этапы развития психологии
- Психика как предмет современной психологии
- Основными задачами современной психологии являются:
- Основные методологические принципы
- Отрасли современной психологии
- Билет 21
- 1. Педагогические основы взаимодействия семьи и школы в воспитании младшего школьника.
- 2. Особенности речевого развития младших школьников. Билет 22
- 1. Задачи и обязанности классного руководителя.
- Типы классного руководства
- Функции классного руководителя
- Формы работы классного руководителя с учащимися Классификация:
- Индивидуальные формы
- Групповые формы
- Правила выбора форм работы с учащимися:
- Планирование работы классного руководителя
- 2. Мотивы учения младшего школьника.
- Мотивационная сфера младшего школьника
- Билет 23
- 1. Формы организации внеклассной воспитательной работы в школе.
- Классификация
- 2. Психологические особенности общения младших школьников со сверстниками.
- Билет 24
- 1. Педагогическая профессия и ее роль в современном обществе.
- 2. Развитие способностей у младших школьников
- Развитие способностей у младших школьников
- Билет 25
- 1. Педагогическая деятельность и ее структура.
- Отличительные черты:
- Структура педагогической деятельности (Кузьмина н.В.)
- Умения педагога (теоретическая и практическая готовность)
- I. Теоретические умения:
- II. Практические умения:
- 2. Особенности психического развития детей дошкольного возраста
- Игра, как ведущая деятельность в дошкольном возрасте.
- Развитие психических функций.
- Развитие личности.
- Билет 26
- 1. Система дидактических принципов и дидактических правил обучения.
- 2. Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.
- 2. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста.