logo
GOS_pedagogika_i_psikhologia

1. Система дидактических принципов и дидактических правил обучения.

Принципы – это система исходных основных требований к воспитанию и обучению, определяющая содержание, формы и методы пед. процесса, обеспечивающие его сущность.

Принципы реализуются через систему правил, отражающих более частные положения принципа и распространяющихся на отдельные стороны принципа.

1. Принцип гуманизации может быть рассмотрен как принцип социальной защиты растущего человека. Сущность принципа состоит в очеловечивании отношений учащихся между собой и с педагогами.

Правила существования принципа гуманизации:

*полное признание прав воспитанника и уважение к нему в сочетании с разумной требовательностью.

*опора на положительные правила, качества воспитанника

*создание ситуации успеха.

Принцип гуманизации направлен на воспитание свободного человека, его раскрепощение, развитие самостоятельности, установление искренних и доброжелательных отношений.

2. Принцип демократизации. Сущность его состоит в предоставлении участникам пед. процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции и самоопределения.

Правила:

*индивидуально-ориентированный характер пед. процесса

*организация пед. процесса с учетом национальных особенностей учащихся

*взаимное уважение, такт и терпение (толерантность).

* вовлечение родителей и общественности во взаимодействие педагогов и воспитанников.

3. Принцип природосообразности. (Ян Амос Каменский). В трудах Каменского обосновывалось требование выбирать естественный путь развития человека. Суть принципа заключается в том, чтобы ведущим звеном любых воспитательных отношений и пед. процессов сделать учащегося с его конкретными особенностями и уровнем развития.

Природа воспитанника, его состояние, его состояние здоровья, его физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие – главные определяющие факторы.

Правила:

*организация пед. процесса как процесса, поддерживающего и укрепляющего здоровье учащихся.

*пед. процесс строится в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся.

*пед. процесс должен опираться на зону ближайшего развития, определяющую возможность учащихся.

4. Принцип культуросообразности. (Адольф Дистервек). Максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится ребенок (культура общества, страны, региона, нации).

Правила:

*понимание пед. процесса как составной части культуры общества и семьи, как культурно исторической ценности, заключающей в себе опыт воспитания, образования и обучения и закладывающей их в будущее.

*максимальное использование семейной, региональной, народной, материальной и духовной культуры

*обеспечение единства национального, интернационального и межнационального воспитания.

5. Принцип научности. Реализуется в отборе содержания образования и его соответствии с современном уровнем развития науки и техники, следовательно, является основополагающим при разработке учебных планов, программ, учебников.

В процессе обучения необходимо, чтобы школьники овладевали умением и опытом научного поиска.

6. Принцип доступности нарастающей трудности. Все, что передается детям, и какие для этого подбираются методы, должно соответствовать возрастным особенностям, уровню обученности и воспитанности

Правила (Я.А. Каменский)

*переход от близкого к далекому

*переход от легкого к сложному, более трудному (от известного к неизвестному)

* учет уровня актуального развития каждого ученика и индивидуальной скорости продвижения при овладении новыми знаниями.

7. Принцип наглядности. Я.А. Каменский считал «золотым правилом дидактики», предлагая все, что возможно, органам чувств, призывал изучать сами вещи, а не чужие наблюдения.

Правила:

*прямое изучение действительности, основанное на наблюдении, измерении и различных видах деятельности, целесообразно тогда, когда обучаемые не имеют наблюдений и представлений, которые необходимы для понимания изучаемого вопроса.

*рационально сочетать слово и наглядное изображение.

* применять разумно и в меру разнообразные иллюстрации, демонстрации.

8. Принцип систематичности и последовательности. К.Д. Ушинский считал, что только система, исходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями.

Правила:

*предварительное определение уровня знаний у обучаемых и их актуализация

*доступность и привлекательность предлагаемой информации, что имеет мотивационное значение

* выделение существенных базовых аспектов изучаемого материала, отделение главного от второстепенного и постоянное акцентирование на это внимания.

*четкое структурирование знания и его логики

* все должно вестись в неразрывной последовательности так, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего (Я.А. Каменский).

9. Принцип сознательности, активности, творчества и инициативы воспитанника в сочетании с педагогическим руководством. Активно и сознательно осуществляемая деятельность помогает воспитанниками овладевать материалом и развивать свои умственные способности. если дети ставятся в ситуацию самостоятельного поиска решения, творческого проявления под ненавязчивым, направляющим, компетентным руководством со стороны учителя, тогда педагогическое взаимодействие доставит взаимное удовлетворение.

Условия активности:

- деятельность принципиально новая для учащегося

- самостоятельное выполнение

- деятельность сознательна и целенаправленна на основе ясного понимания целей и задач предстоящей работы.

- создавать ситуации, содержащие противоречия, заставляющие мыслить, самостоятельно ставить проблемы и их разрешать

- коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка (сотрудничество).

- отказ от чрезмерной регламентации, опеки, подавления инициативы.

10. Принцип прочности, осознанности и действенности результатов воспитания, обучения, развития. На усвоение и запоминание материала влияет много факторов, но важное значение имеет то, насколько интересно и важно оно для ученика, ценно в плане использования в жизни.

Правила:

*формирование позитивного отношения к изучаемому

*организация активного участия учащихся в подготовке к усвоению предлагаемой информации

*самостоятельное решение учащимися доступных им задач

*регулярное повторение изученного с введение элементов новой оценки

*систематический контроль и оценка результатов обучения и воспитания

11. Принцип связи теории с практикой и с жизнью. Выражает необходимость подготовки учащегося к правильному использованию теории в разнообразных практических ситуациях, к преобразованию окружающей действительности.

Правила:

*организация разнообразной практической деятельности, направленной на применение, проверку, закрепление, выработку умений, навыков в соответствии с характером получаемых знаний.

*попытка решить проблему новым путем и объяснить полученные результаты

*организация обучения и воспитания таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно переходили от теории к практике и от практики к теории.

12. Принцип положительного эмоционального фона пед. процесса. Участники должны быть открыты и толерантны по отношению друг к другу; должно быть хорошо организовано учебно-воспитательное пространство (цветы, картины)