Использование краеведческого материала на уроках русского языка
Патриотическое отношение к Родине, по мнению известного психолога П. И. Пидкасистого, — это отношение любви к той земле, где человек вырос, к ее людям, с которыми он проживает события жизни, говорит на родном языке. Глубокое патриотическое чувство формируется в ходе всей жизни человека, но в младшем школьном возрасте требует специальных условий. На уроках русского языка очень органично переплетаются межпредметные связи. Использование краеведческого материала обогащает знания детей из области истории родного края, природных богатств. Местный материал доступен учащимся для освоения. Школьники, познающие новые, неизвестные для них стороны своей малой родины, чувствуют себя первооткрывателями. В младших классах школы обязательно должна быть эмоциональная подача краеведческого материала, а учитель — добрым и положительно принимающим каждого ребенка таким, какой он есть.
В год празднования 65-летия Великой Победы на уроках русского языка наряду с богатым языковым материалом, содержащимся в программных учебных пособиях, целесообразным будет использование текстов о героях-земляках. Например, учащимся 4-х классов можно предложить написать изложение о герое Великой Отечественной войны, в честь которого названа одна из улиц нашего города — В. Д. Ревякине. Предлагается следующий текст:
Много лет прошло после Великой Отечественной войны. Но ее отголоски все чаще всплывают в памяти народа. Одним из наиболее известных героев той войны является Василий Дмитриевич Ревякин, наш земляк. Он родился в обычной крестьянской семье в селе Данилкино Балашовского района. Василий до войны успел закончить естественно-географический факультет Балашовского учительского института. Оттуда он пошел на фронт. Василий не раз ходил в бой, бывал в разведке. Война привела его в Севастополь. Здесь старшина Ревякин участвовал в героической обороне города. Он работал учителем в одной из местных школ и одновременно возглавлял партизанское движение. Ревякинцы, ежедневно рискуя жизнью, нанесли немалый ущерб врагу. Подпольщики взрывали вражеские корабли, жгли склады. Но немецкая контрразведка не дремала. За год до окончания войны Ревякин и двадцать его товарищей были арестованы. Пытали их зверски. Все они были расстреляны. Ревякину было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Жители нашего города помнят и чтут имена своих земляков и их подвиги. Одна из улиц нашего города названа в честь Ревякина. Школа в селе Данилкино носит его имя.
В ходе работы над изложением учащиеся под руководством учителя подвергают текст не только глубокому анализу, но и запоминают его содержание.
На уроках русского языка при изучении различных тем благоприятным является использование материала о природных богатствах края. Так, при изучении темы «Множественное число имен существительных» на этапе закрепления большую пользу детям принесет выполнение следующего задания:
— Прочитай текст, поставь существительные, данные в скобках, в форму множественного числа:
Река Хопер берет начало в Пензенской области. Эти (место) хранят множество легенд. По одной из них здесь жил старик Хопер. Однажды он шел степью и увидел, как из земли бьют (ключ). Их было двенадцать. Старик взял лопату и соединил все эти (ключ) в один большой поток, на котором построил мельницу. Он молол зерно для крестьян. А реке дали имя ее создателя. В долине реки издавна селились донские (казак). Хопер был чистой и полноводной рекой. Небольшие (пароход), барки перевозили по реке лес, зерно, муку. Сейчас Хопер доступен для сплава на байдарках. Река нуждается в нашей защите.
При изучении темы «Мягкий знак для обозначения мягкости согласных» целесообразным будет предложить ученикам для анализа слово- название одного из самых ярких представителей животного мира нашей местности. Сначала ученики могут поработать с анаграммами:
Еда со мной всегда вкуснее, хоть нелегко меня заметить. Но стоит буквы переставить — в лесу меня ты сможешь встретить (Соль — лось).
Затем производится фонетический разбор слова лось. Уточняется, что данные животные действительно любят полакомиться солью.
При изучении темы «Имя прилагательное» удачным будет использование элементов описания различных растений Балашовского района. Учащиеся сами могут составлять тексты-загадки: «Это дерево часто встречается в нашем районе. У него белый, тонкий ствол с черными полосками. В старину длинными щепками этого дерева — лучинами — освещали избы» (Береза).
«Это дерево очень прочное, древесина у него тяжелая. Часто сильного, крепкого человека сравнивают с таким деревом. С древних времен это дерево используется для строительства, производства мебели» (Дуб).
Учащимися устанавливаются лексические и грамматические связи существительных с прилагательными, проводится необходимая работа со словосочетаниями, уточняется роль прилагательных в нашей речи. Это лишь некоторые примеры использования краеведческого материала на уроках русского языка. Каждый творчески работающий учитель может предложить массу заданий по названной теме.
Таким образом, использование материала краеведческой тематики на уроках русского языка расширяет знания детей о нашем крае, помогает воспитывать любовь к родному языку и малой родине, стране, в которой живем? Данные понятия существуют в тесной взаимосвязи. Такие занятия необходимы в школе, так как это уроки граждановедения, помогающие сформировать систему ценностей, в которой на одном из первых мест стоит патриотизм, а начинается он с любви к малой родине.
- Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературного чтения в начальной школе
- Кирюшкины. Династия учителей
- Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературного чтения в начальной школе е. А. Алешина,
- Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературного чтения при изучении лирических стихотворений
- Н. Н. Андрианова,
- Изучая свой край, учимся любить родной язык
- Г. В. Анохина, л. Н. Матвиенко,
- Икт на уроках русского языка
- Е. Н. Ахтырская,
- Фольклор как искусство слова
- Т. А. Белоглазова,
- Оптимальное чтение — залог успеха ученика
- О. Н. Булаева,
- Формирование читательской самостоятельности младших школьников
- Н. М. Бунина, с. В. Васенева, н. А. Степанова,
- Уроки риторики в начальной школе
- Е. В. Бурмистрова,
- Икт на уроках русского языка и литературного чтения
- И. К. Варежникова,
- Формирование читательской самостоятельности младших школьников
- А. В. Васенева,
- Эстетическое воспитание младших школьников
- О. П. Волошенко, л. А. Рзянина, с. Ю. Нархова,
- Особенности читательской самостоятельности младших школьников
- В. Н. Вячина, е. М. Пажитнова,
- Развитие познавательных интересов и речи у младших школьников с использованием элементов народоведения
- Е. В. Епифанова,
- Семейное чтение — средство формирования читательского интереса
- А. И. Журавлева,
- Воспитание культуры личности, жизненной и нравственной позиции в рамках личностной модели выпускника I ступени обучения
- О. В. Иванова,
- Уроки русского языка в начальной школе на современном этапе образования
- В. С. Колесникова,
- Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности по русскому языку
- Е. А. Краморова
- Вопросы соотношения интонации и пунктуации в русском языке
- Е. В. Малахова
- Работа в программе Movie Maker как одна из форм использования икт на уроках литературного чтения
- О. В. Марченко,
- Н. А. Федосеева
- Использование фольклора в процессе подготовки детей к школе
- Е. Н. Маштакова,
- Использование краеведческого материала на уроках русского языка
- Е. П. Носова, т. А. Земцова,
- Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе
- У. И. Онюшкина
- Современный урок русского языка в начальной школе
- М. А. Перестрибова,
- Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора
- Е. В. Попова,
- Формирование биологических понятий при изучении предмета «Окружающий мир»
- Н. А. Свалова,
- Возможности развития речи в учебном диалоге
- Т. М. Сиятскова,
- Каллиграфическая минутка как средство исправления плохого почерка
- Е. В. Спирина,
- Обучение первоначальному письму и формирование графического навыка у младших школьников
- Т. И. Сурина,
- Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка по развитию орфографической зоркости учащихся
- Е. В. Сухорукова,
- Тестовый контроль в начальной школе
- И. В. Федорина,
- Формирование навыка чтения — залог успеха всего дальнейшего обучения
- С. А. Филоненко,
- Икт на уроках русского языка и во внеурочной деятельности
- Е. А. Фомичева,
- Краткосрочные проекты по литературному чтению с использованием программы Photo Story 3
- Г. Б. Фролова,
- Читательская самостоятельность младших школьников как актуальная проблема современного образования
- Н. И. Фролова,
- Формирование интеллектуальных компетенций младших школьников на уроках русского языка
- Г. Н. Цыплухина,
- Актуальные проблемы обучения грамоте младших школьников
- Т. Н. Швецова,
- Г. В. Шевлягина,
- Использование интерактивной доски на уроках русского языка
- И. А. Шубкина,
- Актуальные проблемы обучения грамоте младших школьников
- Учебная и социально-педагогическая деятельность с учащимися, имеющими трудности в обучении л. В. Борзова,
- Проблема гармонизации процесса развития детей, имеющих трудности в обучении
- Е. Б. Вячина,
- Значение дополнительных коррекционно-развивающих программ для коррекции личностных качеств учащихся с трудностями в обучении
- В. А. Денисова,
- Особенности преподавания информатики и икт в начальной школе
- С. В. Калякина,
- Специальные коррекционные занятия в системе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
- О. С. Коннова,
- Формы и методы работы с неуспевающими детьми по предмету «Информатика»
- Т. И. Коннова,
- Особенности работы с детьми, имеющими трудности в изучении русского языка
- И. А. Курбанова,
- Уверенность в себе, как залог преодоления трудностей обучения в младшем школьном возрасте
- О. В. Лукичева
- Т. В. Селифонова
- Организация работы с детьми, имеющими трудности в обучении, на уроках и в группе продленного дня
- Е. Г. Лукьянова,
- Методика работы с неуспевающими детьми в условиях детского дома
- И. Л. Павлова,
- Система работы по оказанию помощи детям, имеющим трудности в обучении
- Главная задача, стоящая перед педагогом — выявление уровня готовности к обучению. Особая роль для решения этой задачи отводится школьному психологу, который осуществляет следующие диагностики:
- Л. Х. Попова,
- Создание развивающей среды для коррекции интеллектуального и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья
- А. В. Рыжков,
- Кабинет психологической разгрузки в коррекционной школе VIII вида
- Т. Н. Рыжкова (Горяйнова),
- Социальное взаимодействие как фактор развития произвольности младших школьников коррекционного учреждения VIII вида
- Н. Н. Семикина,
- Психолого-педагогическая помощь семьям, способы организации работы с родителями
- И. Е. Торсукова,
- Работа над ошибками как одна из форм педагогической поддержки детей
- О. В. Трущелева,
- Особенности развивающей работы с детьми с глубокой степенью умственной отсталости
- О. В. Шамшина,
- Психолого-педагогические причины неуспеваемости младшего школьника и психологическое сопровождение детей с трудностями в обучении
- В. М. Шейн,
- Коррекционный аспект предмета «Окружающий мир»
- Е. В. Шубина,
- Работа социального педагога с детьми девиантного поведения
- Ок. А. Юрко, Ол. А. Юрко,
- Технологии работы с родителями: эффективность различных форм взаимодействия семьи и школы
- Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения Материалы Региональной научно-практической конференции г. Балашов, март 2010 г.
- 410600, Г. Саратов, ул. Пугачевская 117, к. 50.
- 412309, Г. Балашов, Саратовская обл., ул. К. Маркса, 29.