Оптимальное чтение — залог успеха ученика
Чтение в жизни каждого культурного человека занимает важное место. Обучаются этому дети по-разному и в разное время. Этот процесс для ребенка длительный и нелегкий, отнимающий у него много душевных сил и времени. Пока он не научится читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать, чтение будет доставлять ему мало радости и удовольствия. Несформированный навык чтения, как правило, мешает успешному обучению и по другим предметам, так как чтение — навык общеучебный. Одним из вариантов улучшения качества чтения в начальных классах является целенаправленная работа по технологии В. Н. Зайцева, которая помогает большинству детей достигнуть уровня оптимального чтения.
Что такое оптимальное чтение? Иногда можно услышать, что младшим школьникам надо овладеть скорочтением. Такое нелепое утверждение могло возникнуть только из-за нечеткости терминологии. Скорочтение — это чтение со скоростью более 300 слов в минуту, вслух оно невозможно. В США и других развитых странах не принимают на руководящую работу специалиста, если он читает меньше 400 слов в минуту. Расчет прост: выгоднее оплачивать труд быстро читающего, он не утонет в потоке бумаг.
Финские специалисты говорят, что если у вас скорость чтения до 200 слов в минуту, то надо заниматься не скорочтением, а учиться нормально читать… Большинство детей в наших школах читают гораздо медленнее.
Чтение в темпе скороговорки — это от 180 до 300 слов в минуту. Дикторы телевидения широко варьируют свою скорость чтения — от 90 до 170 слов в минуту.
Оптимальное чтение — это чтение со скоростью разговорной речи, т. е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат, при такой скорости лучше понимается текст.
Остановимся подробно на технологии В. Н. Зайцева по выработке оптимального чтения — работа начинается с первого класса, на каждом уроке чтения прочитываются слоги по тетради-памятке. Учащиеся читают слова и предложения, «напечатанные» на доске; учат скороговорки и соревнуются, кто прочитает быстрее, правильно выговаривая слова. Отгадывают ребусы, кроссворды, загадки; заучивают отрывки из текстов наизусть. Со второго полугодия первого класса вводятся ежеурочные пятиминутки «жужжащего чтения» на всех уроках. В IV четверти — зрительные диктанты по системе И. Т. Федоренко. Как лучше проводить зрительные диктанты? На доске выписываются 6 предложений одного из наборов печатными буквами и завешиваются листом бумаги. После того как одно из предложений высвечено, т. е. лист бумаги подвинут вниз, ребята в течение определенного времени (для каждого предложения оно указано) читают молча и стараются запомнить. Время экспозиции от 4 до 7 секунд. По истечении этого времени учитель стирает предложение и предлагает ученикам записать его на бумаге. Уточняем, что писать нужно именно на листочках, так в тетрадях эту работу проводить не целесообразно. Листочки проверяются, но не оцениваются. Затем следует экспозиция, чтение и запоминание второго предложения. На 6 предложений одного набора обычно уходит 5—8 минут на уроке чтения. Подчеркнем, что лучше проводить диктанты именно на уроках чтения, а не на уроках русского языка.
Зрительные диктанты требуют кропотливой работы, но ее результаты вы оцените уже в конце первого месяца по увеличению скорости чтения, по лучшему осознанию текста. Зрительные диктанты по текстам И. Т. Федоренко наиболее эффективны, если их проводить ежедневно. Они способствуют ускоренному развитию внимания и оперативной памяти, совершенствуют восприятие и осознание текста.
В каждом из 18 наборов, предложенных профессором И. Т. Федоренко, имеется 6 предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего два слова «тает снег» — 8 букв, то последнее предложение 18 набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной-две буквы. Время работы со всеми наборами составляет примерно 2 месяца. Таким образом, за 2 месяца оперативная память развивается настолько, что ребенок может запомнить уже предложение, состоящее из 46 букв, т. е. из 8—9 слов. Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать ему становится интересно, а поэтому и процесс обучения чтению идет гораздо быстрее.
Ежеурочные пятиминутки, как и зрительные диктанты, — главные упражнения в технологии обучении оптимальному чтению. «Жужжащее чтение» — это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Ежеурочные пятиминутки чтения проводятся на всех уроках. На столе лежит книга, и ребенок читает ее 5 минут в режиме «жужжащего чтения», закрывает книгу, и дальше идет обычный урок.
Можно вместо «жужжащего чтения» использовать ежеурочные минутки чтения во время опроса. Называется вопрос: дети получают 2 минуты на подготовку ответа с использованием учебника, 2—3 раза за урок по 2 минуты подготовки это дает 4—6 минут активного поведения и эффективной тренировки в чтении. Это упражнение можно выполнять молча.
Технологию В. Н. Зайцева можно использовать в любых условиях. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается. Поэтому если хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то вовсе не нужно проводить длинные по времени упражнения, следует выполнять их короткими порциями, но с большой частотой.
Приводим примеры упражнений для выразительного чтения. После того как начало нового рассказа прочитано учителем и осмысленно детьми, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. Далее каждый ученик отмечает карандашом, до какого слова он дошел. Затем следует повторное чтение этого же отрывка. Ученик снова отмечает, до какого слова дочитал текст, сравнивает результат с результатами первого прочтения. Естественно, во второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение скорости чтения вызывает положительные эмоции у ребят, им хочется продолжать чтение.
Однако лучше изменить характер работы и поупражнять на этом же кусочке текста артикуляционный аппарат в течение 20 секунд. Похвалив ребят, переходим к последнему, самому ответственному заданию: снова читать сначала, но чуть-чуть медленнее, но красиво, выразительно.
Чтобы получить неплохие результаты надо не только поверить в успех, но убедить в возможности достижения высокой скорости осмысленного чтения детей и родителей. Отсутствие целевой установки не помогает мобилизовать усилия. Надо стремиться достигнуть скорости 80—90 слов в минуту уже к концу 2 класса.
Чтобы все дети достигли такой скорости чтения, рекомендуется родителям читать с детьми домашний текст порциями. Лучше домашнее чтение проводить порциями по 5 минут. Ребенок прочитывает небольшой абзац и пересказывает его содержание. Через час еще одна порция, перед сном еще порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировки в течение часа-полутора за один прием.
Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и 8 часов сна человек находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию.
Если ребенок не любит читать, это означает, что у него при этом возникают трудности. Необходим режим щадящего чтения: поочередно — одно предложение ребенок, следующее родитель.
В конце урока оставляют 3—4 минуты для самозамера. Если проводить самозамеры ежедневно, то через неделю можно обнаружить увеличение скорости чтения. Это благотворно сказывается на отношении школьников к тренировке.
Если стимулирование не помогает и у школьников сохраняется отрицательное отношение к чтению, это значит, что они испытывают серьезные затруднения. У таких детей обычно ослаблено воображение, и они не могут представить картинку, соответствующую тексту. Несколько прочитанных строк вызывает усталость. В таких случаях надо облегчить чтение, и здесь могут помочь диафильмы.
Все дети, которые заканчивая начальную школу, читали 120—150 слов в минуту, и дальше продолжают учиться хорошо и отлично. Из 16 выпускников начальной школы 1997 года 12 достигли и превысили уровень оптимального чтения. Они успешно закончили школу, получили высшее образование. Таким образом, можно утверждать, что если ребенок читает хорошо, то успех обязательно будет.
Российское общество вступило в такой период развития, когда каждому человеку нужно совершенствоваться всю жизнь, чтобы быть полезным членом общества.
Успех — это не просто хорошая оценка результатов деятельности. Успех — это состояние человека, качественная характеристика деятельности ученика, чувство уверенности в собственных силах, высокая позитивная оценка себя, вера в то, что можно достичь высоких результатов. Хорошо читающий ребенок может и должен быть успешным.
- Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературного чтения в начальной школе
- Кирюшкины. Династия учителей
- Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературного чтения в начальной школе е. А. Алешина,
- Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературного чтения при изучении лирических стихотворений
- Н. Н. Андрианова,
- Изучая свой край, учимся любить родной язык
- Г. В. Анохина, л. Н. Матвиенко,
- Икт на уроках русского языка
- Е. Н. Ахтырская,
- Фольклор как искусство слова
- Т. А. Белоглазова,
- Оптимальное чтение — залог успеха ученика
- О. Н. Булаева,
- Формирование читательской самостоятельности младших школьников
- Н. М. Бунина, с. В. Васенева, н. А. Степанова,
- Уроки риторики в начальной школе
- Е. В. Бурмистрова,
- Икт на уроках русского языка и литературного чтения
- И. К. Варежникова,
- Формирование читательской самостоятельности младших школьников
- А. В. Васенева,
- Эстетическое воспитание младших школьников
- О. П. Волошенко, л. А. Рзянина, с. Ю. Нархова,
- Особенности читательской самостоятельности младших школьников
- В. Н. Вячина, е. М. Пажитнова,
- Развитие познавательных интересов и речи у младших школьников с использованием элементов народоведения
- Е. В. Епифанова,
- Семейное чтение — средство формирования читательского интереса
- А. И. Журавлева,
- Воспитание культуры личности, жизненной и нравственной позиции в рамках личностной модели выпускника I ступени обучения
- О. В. Иванова,
- Уроки русского языка в начальной школе на современном этапе образования
- В. С. Колесникова,
- Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности по русскому языку
- Е. А. Краморова
- Вопросы соотношения интонации и пунктуации в русском языке
- Е. В. Малахова
- Работа в программе Movie Maker как одна из форм использования икт на уроках литературного чтения
- О. В. Марченко,
- Н. А. Федосеева
- Использование фольклора в процессе подготовки детей к школе
- Е. Н. Маштакова,
- Использование краеведческого материала на уроках русского языка
- Е. П. Носова, т. А. Земцова,
- Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе
- У. И. Онюшкина
- Современный урок русского языка в начальной школе
- М. А. Перестрибова,
- Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора
- Е. В. Попова,
- Формирование биологических понятий при изучении предмета «Окружающий мир»
- Н. А. Свалова,
- Возможности развития речи в учебном диалоге
- Т. М. Сиятскова,
- Каллиграфическая минутка как средство исправления плохого почерка
- Е. В. Спирина,
- Обучение первоначальному письму и формирование графического навыка у младших школьников
- Т. И. Сурина,
- Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка по развитию орфографической зоркости учащихся
- Е. В. Сухорукова,
- Тестовый контроль в начальной школе
- И. В. Федорина,
- Формирование навыка чтения — залог успеха всего дальнейшего обучения
- С. А. Филоненко,
- Икт на уроках русского языка и во внеурочной деятельности
- Е. А. Фомичева,
- Краткосрочные проекты по литературному чтению с использованием программы Photo Story 3
- Г. Б. Фролова,
- Читательская самостоятельность младших школьников как актуальная проблема современного образования
- Н. И. Фролова,
- Формирование интеллектуальных компетенций младших школьников на уроках русского языка
- Г. Н. Цыплухина,
- Актуальные проблемы обучения грамоте младших школьников
- Т. Н. Швецова,
- Г. В. Шевлягина,
- Использование интерактивной доски на уроках русского языка
- И. А. Шубкина,
- Актуальные проблемы обучения грамоте младших школьников
- Учебная и социально-педагогическая деятельность с учащимися, имеющими трудности в обучении л. В. Борзова,
- Проблема гармонизации процесса развития детей, имеющих трудности в обучении
- Е. Б. Вячина,
- Значение дополнительных коррекционно-развивающих программ для коррекции личностных качеств учащихся с трудностями в обучении
- В. А. Денисова,
- Особенности преподавания информатики и икт в начальной школе
- С. В. Калякина,
- Специальные коррекционные занятия в системе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
- О. С. Коннова,
- Формы и методы работы с неуспевающими детьми по предмету «Информатика»
- Т. И. Коннова,
- Особенности работы с детьми, имеющими трудности в изучении русского языка
- И. А. Курбанова,
- Уверенность в себе, как залог преодоления трудностей обучения в младшем школьном возрасте
- О. В. Лукичева
- Т. В. Селифонова
- Организация работы с детьми, имеющими трудности в обучении, на уроках и в группе продленного дня
- Е. Г. Лукьянова,
- Методика работы с неуспевающими детьми в условиях детского дома
- И. Л. Павлова,
- Система работы по оказанию помощи детям, имеющим трудности в обучении
- Главная задача, стоящая перед педагогом — выявление уровня готовности к обучению. Особая роль для решения этой задачи отводится школьному психологу, который осуществляет следующие диагностики:
- Л. Х. Попова,
- Создание развивающей среды для коррекции интеллектуального и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья
- А. В. Рыжков,
- Кабинет психологической разгрузки в коррекционной школе VIII вида
- Т. Н. Рыжкова (Горяйнова),
- Социальное взаимодействие как фактор развития произвольности младших школьников коррекционного учреждения VIII вида
- Н. Н. Семикина,
- Психолого-педагогическая помощь семьям, способы организации работы с родителями
- И. Е. Торсукова,
- Работа над ошибками как одна из форм педагогической поддержки детей
- О. В. Трущелева,
- Особенности развивающей работы с детьми с глубокой степенью умственной отсталости
- О. В. Шамшина,
- Психолого-педагогические причины неуспеваемости младшего школьника и психологическое сопровождение детей с трудностями в обучении
- В. М. Шейн,
- Коррекционный аспект предмета «Окружающий мир»
- Е. В. Шубина,
- Работа социального педагога с детьми девиантного поведения
- Ок. А. Юрко, Ол. А. Юрко,
- Технологии работы с родителями: эффективность различных форм взаимодействия семьи и школы
- Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения Материалы Региональной научно-практической конференции г. Балашов, март 2010 г.
- 410600, Г. Саратов, ул. Пугачевская 117, к. 50.
- 412309, Г. Балашов, Саратовская обл., ул. К. Маркса, 29.