Изучая свой край, учимся любить родной язык
Познание своего края, его истории, богатства — это огромный источник знаний, хорошее средство воспитания наблюдательности, находчивости и инициативы у младших школьников.
На своем опыте учителя начальных классов убеждаются, что краеведческий материал вызывает большой интерес у учащихся начальной школы. Дети интересуются происхождением географических названий края, возникновением исторических и архитектурных памятников, ролью своего города в истории страны. В ходе изучения краеведения дети знакомятся с социально-экономическими условиями родного края, его культурой, искусством, литературой, устным народным творчеством.
Получая знания по истории и культуре родного края, дети учатся устанавливать связи между прошлым и современностью, творчески мыслить и рассуждать, сравнивать и наблюдать. У младших школьников расширяется кругозор, словарный запас, обогащается жизненный опыт; формируются визуальная память, система ценностей, в которой на одном из первых мест стоит патриотизм, а начинается он с любви к малой родине. Воспитывать и учить детей в отрыве от окружающей среды и действительности невозможно.
Грамотное использование краеведческого материала при прохождении учебных программ дает возможность учителю строить уроки и внеклассную работу интересно и содержательно.
При изучении истории заселения родного края дети знакомятся с устным народным творчеством, легендами, повериями, антропонимами, топонимами, связанными с данной местностью.
Очень интересно работать с топонимами. Топонимическая лексика отражает этапы истории, материально-духовной культуры народа, является источником познания истории языка, культуры народа.
Особое внимание можно уделить топонимам, связанным с названиями микрорайонов, улиц, парков города. Расшифровка таких названий дает возможность восстановить историческое прошлое родного края. Работу с топонимами можно использовать на уроках русского языка. Например, использовать местные микротопонимы: при изучении правила написания географических названий; в процессе выполнения грамматических заданий; при проведении минуток чистописания.
С учениками 4 класса провели исследовательскую работу «Как получают названия улицы». Выяснили, что улицы называют в честь известных ученых, героев войны, писателей, поэтов.
В г. Балашове есть улицы имени А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. П. Чехова, С. Есенина. Восемь улиц получили свое название в честь балашовцев-фронтовиков — Героев Советского Союза: имени Ревякина, Исипина, Агеева, Белозерцева, Обухова, Зюльковского, Захарова, Фомина.
Есть названия улиц, в которых отражена революционная символика: Советская, Ленина, Революционная, Коммунистическая, Пролетарская. Уважение к людям труда отображено в названиях улиц Рабочая, Мельничная, Строителей.
Многие названия улиц отражают географические особенности местности: Овражная, Степная, Горная. Улицы с лирическими названиями Цветочная, Луговая, Вишневая, Садовая находятся на окраинах города.
Данная работа вызвала у детей живой интерес, они увлеченно рассматривали карту города, задавали множество вопросов, находили сведения о людях, имена которых были им неизвестны. В ходе экскурсии «По улицам старого города» ребята узнали, что некоторые улицы переименованы.
Использование регионального материала в процессе обучения способствует обогащению и активизации словаря детей, развитию их речи, интереса к родному языку.
- Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературного чтения в начальной школе
- Кирюшкины. Династия учителей
- Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературного чтения в начальной школе е. А. Алешина,
- Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературного чтения при изучении лирических стихотворений
- Н. Н. Андрианова,
- Изучая свой край, учимся любить родной язык
- Г. В. Анохина, л. Н. Матвиенко,
- Икт на уроках русского языка
- Е. Н. Ахтырская,
- Фольклор как искусство слова
- Т. А. Белоглазова,
- Оптимальное чтение — залог успеха ученика
- О. Н. Булаева,
- Формирование читательской самостоятельности младших школьников
- Н. М. Бунина, с. В. Васенева, н. А. Степанова,
- Уроки риторики в начальной школе
- Е. В. Бурмистрова,
- Икт на уроках русского языка и литературного чтения
- И. К. Варежникова,
- Формирование читательской самостоятельности младших школьников
- А. В. Васенева,
- Эстетическое воспитание младших школьников
- О. П. Волошенко, л. А. Рзянина, с. Ю. Нархова,
- Особенности читательской самостоятельности младших школьников
- В. Н. Вячина, е. М. Пажитнова,
- Развитие познавательных интересов и речи у младших школьников с использованием элементов народоведения
- Е. В. Епифанова,
- Семейное чтение — средство формирования читательского интереса
- А. И. Журавлева,
- Воспитание культуры личности, жизненной и нравственной позиции в рамках личностной модели выпускника I ступени обучения
- О. В. Иванова,
- Уроки русского языка в начальной школе на современном этапе образования
- В. С. Колесникова,
- Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности по русскому языку
- Е. А. Краморова
- Вопросы соотношения интонации и пунктуации в русском языке
- Е. В. Малахова
- Работа в программе Movie Maker как одна из форм использования икт на уроках литературного чтения
- О. В. Марченко,
- Н. А. Федосеева
- Использование фольклора в процессе подготовки детей к школе
- Е. Н. Маштакова,
- Использование краеведческого материала на уроках русского языка
- Е. П. Носова, т. А. Земцова,
- Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе
- У. И. Онюшкина
- Современный урок русского языка в начальной школе
- М. А. Перестрибова,
- Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора
- Е. В. Попова,
- Формирование биологических понятий при изучении предмета «Окружающий мир»
- Н. А. Свалова,
- Возможности развития речи в учебном диалоге
- Т. М. Сиятскова,
- Каллиграфическая минутка как средство исправления плохого почерка
- Е. В. Спирина,
- Обучение первоначальному письму и формирование графического навыка у младших школьников
- Т. И. Сурина,
- Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка по развитию орфографической зоркости учащихся
- Е. В. Сухорукова,
- Тестовый контроль в начальной школе
- И. В. Федорина,
- Формирование навыка чтения — залог успеха всего дальнейшего обучения
- С. А. Филоненко,
- Икт на уроках русского языка и во внеурочной деятельности
- Е. А. Фомичева,
- Краткосрочные проекты по литературному чтению с использованием программы Photo Story 3
- Г. Б. Фролова,
- Читательская самостоятельность младших школьников как актуальная проблема современного образования
- Н. И. Фролова,
- Формирование интеллектуальных компетенций младших школьников на уроках русского языка
- Г. Н. Цыплухина,
- Актуальные проблемы обучения грамоте младших школьников
- Т. Н. Швецова,
- Г. В. Шевлягина,
- Использование интерактивной доски на уроках русского языка
- И. А. Шубкина,
- Актуальные проблемы обучения грамоте младших школьников
- Учебная и социально-педагогическая деятельность с учащимися, имеющими трудности в обучении л. В. Борзова,
- Проблема гармонизации процесса развития детей, имеющих трудности в обучении
- Е. Б. Вячина,
- Значение дополнительных коррекционно-развивающих программ для коррекции личностных качеств учащихся с трудностями в обучении
- В. А. Денисова,
- Особенности преподавания информатики и икт в начальной школе
- С. В. Калякина,
- Специальные коррекционные занятия в системе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
- О. С. Коннова,
- Формы и методы работы с неуспевающими детьми по предмету «Информатика»
- Т. И. Коннова,
- Особенности работы с детьми, имеющими трудности в изучении русского языка
- И. А. Курбанова,
- Уверенность в себе, как залог преодоления трудностей обучения в младшем школьном возрасте
- О. В. Лукичева
- Т. В. Селифонова
- Организация работы с детьми, имеющими трудности в обучении, на уроках и в группе продленного дня
- Е. Г. Лукьянова,
- Методика работы с неуспевающими детьми в условиях детского дома
- И. Л. Павлова,
- Система работы по оказанию помощи детям, имеющим трудности в обучении
- Главная задача, стоящая перед педагогом — выявление уровня готовности к обучению. Особая роль для решения этой задачи отводится школьному психологу, который осуществляет следующие диагностики:
- Л. Х. Попова,
- Создание развивающей среды для коррекции интеллектуального и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья
- А. В. Рыжков,
- Кабинет психологической разгрузки в коррекционной школе VIII вида
- Т. Н. Рыжкова (Горяйнова),
- Социальное взаимодействие как фактор развития произвольности младших школьников коррекционного учреждения VIII вида
- Н. Н. Семикина,
- Психолого-педагогическая помощь семьям, способы организации работы с родителями
- И. Е. Торсукова,
- Работа над ошибками как одна из форм педагогической поддержки детей
- О. В. Трущелева,
- Особенности развивающей работы с детьми с глубокой степенью умственной отсталости
- О. В. Шамшина,
- Психолого-педагогические причины неуспеваемости младшего школьника и психологическое сопровождение детей с трудностями в обучении
- В. М. Шейн,
- Коррекционный аспект предмета «Окружающий мир»
- Е. В. Шубина,
- Работа социального педагога с детьми девиантного поведения
- Ок. А. Юрко, Ол. А. Юрко,
- Технологии работы с родителями: эффективность различных форм взаимодействия семьи и школы
- Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения Материалы Региональной научно-практической конференции г. Балашов, март 2010 г.
- 410600, Г. Саратов, ул. Пугачевская 117, к. 50.
- 412309, Г. Балашов, Саратовская обл., ул. К. Маркса, 29.