logo
s_act_prob_prepod2010

Эстетическое воспитание младших школьников

Важнейшей задачей эстетического воспитания в начальных классах является развитие способности у детей видеть и воспринимать прекрасное в природе, искусстве, человеческих взаимоотношениях и в непосредственном окружении там, где они живут и учатся, и на основе этого способствовать становлению в них творческой активности идейно-нравствен-ных качеств — честности, доброжелательности, красоты души, повседневной опрятности, культуры поведения.

Психология младших школьников особенная. Учащиеся этого возраста очень эмоциональные, отзывчивые к воспитательным влияниям, живые, стремящиеся узнать новое, запомнить и поделиться своим. Вступая в различные жизненные взаимоотношения с людьми, вещами и природой, сталкиваясь с явлениями общественной жизни, ребенок под решающим влиянием взрослых развивает определенные эстетические взгляды. Главная задача, стоящая перед начальной школой — это задача разностороннего развития ребенка, раннее выявление и развитие его творческих способностей. Эстетическое обучение пронизывает всю организацию жизнедеятельности ребенка в школе. Радостная, доброжелательная атмосфера обучения, наполненная постоянным открытием для себя окружающего мира, дает возможность воспитывать личность, испытывающую интерес и потребность в получении знаний.

Художественной литературе принадлежит огромная роль в формировании духовного мира школьника. Она открывает юному читателю мир прекрасного, развивает его эстетические чувства. Большое эстетическое воспитание несут уроки чтения. Произведения, помещенные в учебниках, дают богатый арсенал для работы. Выразительность чтения, использование картин, музыки дополняют возможности этих уроков. Учителя начальных классов проводят интегрированные уроки (чтение — изобразительное искусство, чтение-ознакомление с окружающим миром), уроки-сказки, путешествия, спектакли. Эмоциональное восприятие художественного произведения можно организовать путем рассмотрения репродукций картин, прослушивания фонограмм. После прочтения текста выдерживается минутная пауза. В этот момент все думают над только что услышанным, ведь надо прожить свои впечатления, дать им определиться. А потом начинаются свободные высказывания детей, без наводящих вопросов учителя. На уроке важное место занимают такие формы работы как драматизация, иллюстрирование произведений, творческий пересказ. Инсценируются тексты, обладающие ярким, интересным сюжетом, острым конфликтом, выразительными диалогами, запоминающимися характерами. Виды учебно-речевой деятельности требуют от учащихся глубокого проникновения в художественный образ, сопереживания, перевоплощения, развивает воображение, образное мышление, эстетические чувства и вкус.

Большие возможности заложены и в самой школьной программе. От нас, учителей, зависит, как рассказать, например, о неповторимой прелести осени. Или сухо, формально, или показать пейзаж И. Левитана, чью живопись называют школой любви к природе, для которого «нет лучшей страны, чем Россия». Левитановская задушевность, тонкий лиризм, содержащийся в его пейзажах, как в благодатную почву западут в детские души. Если к тому же вы прочтете несравненные строки А. С. Пушкина, прослушаете музыкальную пьесу из «Времен года» П. И. Чайковского, то наверняка этот урок останется в памяти детей. И необязательно, чтобы с первого раза запомнились слова и музыка, не в этом главное, важно, что останется след в душах, и чем больше таких следов, тем духовно богаче будет формируемый вами характер. Если время от времени, 3—5 минут экономить от урока, чтобы прочитать созвучное с темой стихотворение, то вскоре ваши ученики сами потянутся к творчеству А. С. Пушкина, И. А. Бунина, А. Фета, С. Есенина и др. И можно с уверенностью сказать, что поэты, с которыми вы их познакомите, станут спутниками всей их жизни.

Путь в мир музыки можно начинать со знакомства с произведениями П. И. Чайковского. В музыке этого композитора столько нежности, тепла, глубокого понимания окружающего нас мира! К творчеству П. И. Чайковского обращаемся постоянно. Его пьесы из «Времен года» часто звучат во время разговора с детьми о природе, живописи, том или ином эмоциональном состоянии человека. Необходимо, чтобы эти произведения звучали не эпизодично. Например, на уроке изобразительного искусства можно прослушать фонограмму с музыкальной пьесой, соответствующей теме рисунка. На уроках чтения, рассказывая о зиме, весне или лете, сделать это также под негромкие звуки музыки. С каждым новым прослушиванием ребята открывают в музыке новый смысл, новую красоту. Кроме музыки П. Чайковского, ребята знакомятся с произведениями Э. Грига, В. Моцарта, С. Прокофьева, Г. Свиридова.

Непременная грань эстетического воспитания — приобщение учащихся к изобразительному искусству. Знакомя детей с произведениями живописи и графики, определяется цель: учить смотреть и видеть, видеть и чувствовать, вслед за автором испытывать радость, волнение, желание делать добро людям. Проникновение в смысл художественно-живописных полотен учит ребят любить жизнь, людей и страну, где они родились и живут. Часто проводим беседы об искусстве, собираем репродукции полотен великих художников прошлого и современных мастеров.

Большое значение придается урокам технологии. Совершая экскурсии в природу, перед детьми ставится цель не только наблюдать, любоваться, запоминать, но с любой экскурсии приносить природный материал, который потребуется на других уроках. Работа с ним нравится детям. Интересна и познавательна работа с засушенными листьями деревьев, трав, лепестками цветов. Каждая поделка — это плод фантазии ребенка, шаг в мир прекрасного. На эстетическое воспитание, на развитие их творческих способностей большое влияние оказывает знакомство с декоративно-прикладным искусством. Продумав содержание и организацию уроков, на которых дети знакомятся с творчеством народных мастеров, можно их сделать интересными и доступными для каждого ученика. Первые уроки по знакомству необходимо проводить празднично, чтобы у детей появилось желание изготовить самим игрушку. Знакомятся дети с филимоновскими, каргапольскими и дымковскими игрушками. Дымковская игрушка — это настоящее чудо. Она легка и в лепке, и в раскрашивании. Устраиваются выставки игрушек для родителей.

Но только урочного времени явно недостаточно для воспитания эстетического чувства детей. И одному учителю справиться с этой задачей невозможно. Все ученики моего класса посещают эстетическую школу, кружок «Глиняная игрушка» от Дома творчества, являются участниками ансамбля «Задоринка». На областном фестивале-конкурсе детских фольклорных ансамблей «Сорока-белобока» ансамбль «Задоринка» стал лауреатом за высокое исполнительское мастерство.

Конечно, эстетическое воспитание не ограничивается только уроками, экскурсиями, утренниками. Это работа каждодневная, ежеминутная. Как оформлены стенды в классе, как учитель общается с детьми, как выглядит, как пишет на доске — все это способствует развитию эстетического вкуса детей. Если человек приучен с детства видеть красоту, если в школе и дома его окружает подлинная радость жизни, основа которой — доброта, чуткость и отзывчивость, он не вырастет черствым и жестоким. Можно много раз повторять, что «красота спасет мир» и ничего не делать для этого. Надо помнить, что глубокое понимание прекрасного ведет к осознанию не только понятий «красивого» и «некрасивого», но и понятий «плохого» и «хорошего», «добра» и «зла», что способствует формированию моральных эстетических убеждений школьника.