logo
s_act_prob_prepod2010

Икт на уроках русского языка

На сегодняшний день современные компьютерные технологии находят широкое применение на уроках в начальной школе. Урок становится насыщеннее, продуктивнее, эмоционально богаче. Качественный демонстрационный материал обогащает урок, наглядные интерактивные модели помогают понять предмет. Ребенок узнает новые способы сбора информации, учится пользоваться ими. Повышается мотивация учения, возрастает эффективность самостоятельной работы, развиваются навыки контроля и самоконтроля.

На этапе словарно-орфографической работы хороший результат дает отработка навыка написания слов при помощи компьютера. Замечено, что ошибки, которые ребенок допускает при работе на тренажере, запоминаются лучше, чем ошибки в письменной работе.

Представляем фрагмент урока по теме «Окончания имен существительных мужского, женского и среднего рода» с использованием презентации. В конце урока можно проверить усвоение учащимися изученной темы. Приведем пример теста по проверке усвоения изученной темы.

Большая трудность возникает у учащихся в умении разнообразить свою речь подбором синонимов, употреблением антонимов, использовании слов в переносном значении, умении делать обобщения. Приведем пример отработки навыков развития речи.

С большим интересом дети работают над ребусами, чайнвордами, кроссвордами. Предлагаемый занимательный материал способствует развитию познавательных интересов. Разгадывание тайн превращения слов учит детей самостоятельно преодолевать трудности.

Систему заданий в форме компьютерных тестов по русскому языку на своих уроках используем при закреплении и повторении материала, при проверке его усвоения учащимися. Система заданий из серии тестов делится по разделам и темам программы: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением» [2], «Правописание непроизносимых согласных в корне» [2], «Чередование глухих и звонких согласных в корне», «Род имен существительных», «Изменение имен существительных по числам», «Изменение имен существительных по падежам». Объем предлагаемых заданий можно увеличивать по мере усвоения изученного материала.

Использование ИКТ на уроках позволяет сделать их более разнообразными, интересными, что повышает мотивацию обучения учащихся.

Тест 1. Выберите слова, где нужно вставить букву А.

  1. м…шкара 3) к…зался 5) мур…вьи

  2. нак…пают 4) р…са 6) покр…шить

Тест 2. Выберите слова, в которых допущены ошибки:

  1. вкустный 3) опастный 5) окрестный

  2. счастливый 4) радостный 6) ужастный

Литература

  1. Брылова М. Н. Применение компьютерных технологий на уроках русского языка // Начальная школа. 2009. № 11.

  2. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Итоговые тесты по русскому языку. М.: АСТ; Астрель, 2003.

  3. Полякова А. В. Превращения слов: кн. для учащихся нач. кл. М.: Просвещение, 1991.