Технологии работы с родителями: эффективность различных форм взаимодействия семьи и школы
Какие бы реформы не проходили в сфере образования, по-прежнему в центре внимания находится ребенок. Воспитание конкурентоспособной, ответственной за свои поступки личности, имеющей четкое представление о своих жизненных целях — главная цель школы. Но без совместной работы семьи и школы добиться такого результата практически невозможно, ведь именно в семье происходит социализация ребенка — усваиваются общечеловеческие нормы, ценности, возникают первые впечатления об окружающем мире.
К сожалению, сейчас имеется огромное количество факторов, обусловливающих ослабление воспитательной роли семьи (безработица родителей, низкий уровень образования, высокий процент неблагополучных семей и т. п.), поэтому так важна деятельность, направленная на объединение совместных усилий школы и семьи по воспитанию ребенка. В создании такого союза родителей и педагогов главная роль всегда принадлежала классным руководителям.
На данный момент существует и отработано огромное многообразие форм взаимодействия семьи и школы — индивидуальные и коллективные; традиционные и нетрадиционные (посещение семьи, переписка с родителями, родительские собрания, университет педагогических знаний, конференция, практикум, открытые уроки, педагогическая дискуссия или диспут, др.).
Особую популярность в последнее время приобретает направление, связанное с организацией совместной деятельности родителей и учащихся, так как это позволяет решить важнейшие задачи по улучшению взаимоотношений детей, родителей и педагогов; расширению воспитательной среды; формированию у родителей учащихся понимания принадлежности к школьному учебно-воспитательному пространству; расширению диапазона положительных влияний на личность ребенка. Например, у нас имеется позитивный опыт совместного участия учащихся седьмого и восьмого классов и их родителей в областном заочном фестивале «Семья — счастливая планета, 2008—2009» (номинации фестиваля: «Семейные традиции», «Я и моя семья — вместе в будущее», «Наше семейное древо», «Родительская слава», «Семейный фотоальбом», «Семейная кругосветка», «Моя будущая семья», «Моя школьная семья», «Семья — величайшая ценность для каждого человека», «Городские легенды в истории моей семьи»).
Совместное участие в фестивале позволило достичь следующих целей:
воспитание ценностного отношения к семье;
формирование позитивного опыта семейных отношений;
активизация творческого потенциала ребенка.
В результате школьники получили возможность реализовать свои творческие способности, продемонстрировать креативные идеи по данной проблеме, получить опыт исследовательской деятельности и навыки самопрезентации, и что немаловажно, стать призерами фестиваля.
Таким образом, важно понимать, что школа не может заменить семью, но посредством организации продуктивных отношений с родителями учащихся может повысить ее воспитательные возможности.
Литература
Лизинский В. М. Практическое воспитание в школе. М.: Педагогический поиск, 2002.
Кузнецова Л. В. Воспитательная работа в школе. М.: Школьная пресса, 2002.
URL: http://festival.1september.ru/articles/527502/
URL: http://www.3vium.ru/semya/formiraboti.html
Научное издание
- Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературного чтения в начальной школе
- Кирюшкины. Династия учителей
- Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературного чтения в начальной школе е. А. Алешина,
- Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературного чтения при изучении лирических стихотворений
- Н. Н. Андрианова,
- Изучая свой край, учимся любить родной язык
- Г. В. Анохина, л. Н. Матвиенко,
- Икт на уроках русского языка
- Е. Н. Ахтырская,
- Фольклор как искусство слова
- Т. А. Белоглазова,
- Оптимальное чтение — залог успеха ученика
- О. Н. Булаева,
- Формирование читательской самостоятельности младших школьников
- Н. М. Бунина, с. В. Васенева, н. А. Степанова,
- Уроки риторики в начальной школе
- Е. В. Бурмистрова,
- Икт на уроках русского языка и литературного чтения
- И. К. Варежникова,
- Формирование читательской самостоятельности младших школьников
- А. В. Васенева,
- Эстетическое воспитание младших школьников
- О. П. Волошенко, л. А. Рзянина, с. Ю. Нархова,
- Особенности читательской самостоятельности младших школьников
- В. Н. Вячина, е. М. Пажитнова,
- Развитие познавательных интересов и речи у младших школьников с использованием элементов народоведения
- Е. В. Епифанова,
- Семейное чтение — средство формирования читательского интереса
- А. И. Журавлева,
- Воспитание культуры личности, жизненной и нравственной позиции в рамках личностной модели выпускника I ступени обучения
- О. В. Иванова,
- Уроки русского языка в начальной школе на современном этапе образования
- В. С. Колесникова,
- Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности по русскому языку
- Е. А. Краморова
- Вопросы соотношения интонации и пунктуации в русском языке
- Е. В. Малахова
- Работа в программе Movie Maker как одна из форм использования икт на уроках литературного чтения
- О. В. Марченко,
- Н. А. Федосеева
- Использование фольклора в процессе подготовки детей к школе
- Е. Н. Маштакова,
- Использование краеведческого материала на уроках русского языка
- Е. П. Носова, т. А. Земцова,
- Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе
- У. И. Онюшкина
- Современный урок русского языка в начальной школе
- М. А. Перестрибова,
- Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора
- Е. В. Попова,
- Формирование биологических понятий при изучении предмета «Окружающий мир»
- Н. А. Свалова,
- Возможности развития речи в учебном диалоге
- Т. М. Сиятскова,
- Каллиграфическая минутка как средство исправления плохого почерка
- Е. В. Спирина,
- Обучение первоначальному письму и формирование графического навыка у младших школьников
- Т. И. Сурина,
- Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка по развитию орфографической зоркости учащихся
- Е. В. Сухорукова,
- Тестовый контроль в начальной школе
- И. В. Федорина,
- Формирование навыка чтения — залог успеха всего дальнейшего обучения
- С. А. Филоненко,
- Икт на уроках русского языка и во внеурочной деятельности
- Е. А. Фомичева,
- Краткосрочные проекты по литературному чтению с использованием программы Photo Story 3
- Г. Б. Фролова,
- Читательская самостоятельность младших школьников как актуальная проблема современного образования
- Н. И. Фролова,
- Формирование интеллектуальных компетенций младших школьников на уроках русского языка
- Г. Н. Цыплухина,
- Актуальные проблемы обучения грамоте младших школьников
- Т. Н. Швецова,
- Г. В. Шевлягина,
- Использование интерактивной доски на уроках русского языка
- И. А. Шубкина,
- Актуальные проблемы обучения грамоте младших школьников
- Учебная и социально-педагогическая деятельность с учащимися, имеющими трудности в обучении л. В. Борзова,
- Проблема гармонизации процесса развития детей, имеющих трудности в обучении
- Е. Б. Вячина,
- Значение дополнительных коррекционно-развивающих программ для коррекции личностных качеств учащихся с трудностями в обучении
- В. А. Денисова,
- Особенности преподавания информатики и икт в начальной школе
- С. В. Калякина,
- Специальные коррекционные занятия в системе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
- О. С. Коннова,
- Формы и методы работы с неуспевающими детьми по предмету «Информатика»
- Т. И. Коннова,
- Особенности работы с детьми, имеющими трудности в изучении русского языка
- И. А. Курбанова,
- Уверенность в себе, как залог преодоления трудностей обучения в младшем школьном возрасте
- О. В. Лукичева
- Т. В. Селифонова
- Организация работы с детьми, имеющими трудности в обучении, на уроках и в группе продленного дня
- Е. Г. Лукьянова,
- Методика работы с неуспевающими детьми в условиях детского дома
- И. Л. Павлова,
- Система работы по оказанию помощи детям, имеющим трудности в обучении
- Главная задача, стоящая перед педагогом — выявление уровня готовности к обучению. Особая роль для решения этой задачи отводится школьному психологу, который осуществляет следующие диагностики:
- Л. Х. Попова,
- Создание развивающей среды для коррекции интеллектуального и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья
- А. В. Рыжков,
- Кабинет психологической разгрузки в коррекционной школе VIII вида
- Т. Н. Рыжкова (Горяйнова),
- Социальное взаимодействие как фактор развития произвольности младших школьников коррекционного учреждения VIII вида
- Н. Н. Семикина,
- Психолого-педагогическая помощь семьям, способы организации работы с родителями
- И. Е. Торсукова,
- Работа над ошибками как одна из форм педагогической поддержки детей
- О. В. Трущелева,
- Особенности развивающей работы с детьми с глубокой степенью умственной отсталости
- О. В. Шамшина,
- Психолого-педагогические причины неуспеваемости младшего школьника и психологическое сопровождение детей с трудностями в обучении
- В. М. Шейн,
- Коррекционный аспект предмета «Окружающий мир»
- Е. В. Шубина,
- Работа социального педагога с детьми девиантного поведения
- Ок. А. Юрко, Ол. А. Юрко,
- Технологии работы с родителями: эффективность различных форм взаимодействия семьи и школы
- Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения Материалы Региональной научно-практической конференции г. Балашов, март 2010 г.
- 410600, Г. Саратов, ул. Пугачевская 117, к. 50.
- 412309, Г. Балашов, Саратовская обл., ул. К. Маркса, 29.