Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка по развитию орфографической зоркости учащихся
В начальном образовании за последние 50 лет произошло стремительное движение от проблемы вооружения учащихся ЗУНами к проблеме подготовки их к активной социальной и продуктивной творческой деятельности. В федеральном компоненте Государственного стандарта выделена приоритетная цель начального общего образования: развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий. Наша школа второй год работает в рамках эксперимента по формированию у учащихся универсальных учебных действий.
Основой нашей работы является деятельностный подход, который исключает эталоны и образцы, а предполагает организацию поисковой деятельности, проблемных ситуаций, противоречий на каждом уроке и, в частности, на уроках русского языка.
Проблема формирования орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка была и остается наиболее актуальной и в наше время. Дети допускают большое количество ошибок на правописание безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных. В чем причины? Остановимся на трех, на наш взгляд, основных:
Невидение «ошибкоопасных» мест.
Неумение подбирать проверочные слова из-за маленького словарного запаса, снижения интереса к чтению.
Низкий уровень самостоятельности при выполнении заданий (на уроке поможет кто-то, а дома — родители).
Так, на уроках по теме «Правописание букв безударных гласных в корне слова» ребята находят ударный слог, определяют, в какой части слова он находится, подчеркивают буквы безударных гласных, сами подбирают однокоренные слова и выбирают проверочные, делают вывод, что однокоренные слова пишутся одинаково. В тетрадях по русскому языку «Пишем грамотно» (программа «Начальная школа ХХI век») есть задания, при выполнении которых учащиеся учатся находить «опасные места» (поставь ударение, подчеркни гласную, написание которой надо проверить, выпиши такие слова и другие). В текстах учебника по литературному чтению ученики ищут слова на изученные орфограммы (за определенное время, устраивая соревнования между группами «Кто больше?»), называют их и обосновывают написание. Всю работу они выполняют при минимальном участии учителя: анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают, спорят, делают выводы. Очень понравился ребятам поиск слов с изученными орфограммами на обертках конфет, различных сладостей. Такие виды работ способствуют формированию у учащихся познавательных учебных действий.
Для обогащения словарного запаса применяются творческие виды работ: ребята с удовольствием придумывают небольшие сказки о животных, продолжения уже известных сказок, рассказы о своих впечатлениях, наблюдениях, подбирая и используя наиболее точные слова и выражения. Здесь им помогает «словарь настроений». Ученики пользуются орфографическим словарем, необходимым для поиска ответа на орфографический вопрос. Ежедневно на уроках русского языка ребята составляют распространенные предложения, используя слова с непроверяемыми написаниями. А для лучшего их запоминания дети находят в них «спрятавшиеся» слова, например, в слове «облако» — «лак», «улица» — «лица». Результатом такой кропотливой работы стало успешное письмо словарных диктантов: из 29 человек оценку «3» получают, как правило, только 3—4 человека. Любят ребята «орфографические бои». Ученики одной группы называют слово на изученную орфограмму, другая группа говорит проверочное слово, а третья группа должна назвать саму орфограмму. Увлекла ребят игра «Гнездышки». Заведены «тетради-гнездышки». Ученики поочередно раз в неделю дают задания всему классу с данным «корнем» записать все родственные слова в эти тетради. На переменках дети читают друг другу эти слова, дополняют свои записи. Параллельно с этой работой у учащихся формируются коммуникативные учебные действия.
Для повышения уровня самостоятельности предлагается учащимся самим придумывать задания классу. Например: придумать как можно больше однокоренных слов к названному ими слову, найти слова, в которых количество звуков и букв не совпадает, найти «лишнее» в группе слов, предложенных учеником. Ребята внимательно читают задания, не прибегая к посторонней помощи. Также на уроках русского языка используются задания тестового характера, карточки. По завершении выполнения заданий или в конце урока ученики оценивают свою работу. Тем самым у детей формируются регулятивные учебные действия.
Не стоит отказываться и от уже хорошо известных видов работ: орфографическое проговаривание, комментированное письмо, предупредительные диктанты, письмо с пропусками.
Таким образом, систематическое использование вышеуказанных упражнений и видов работ позволяет значительно развить орфографическую зоркость учащихся. Результаты контрольных работ показали, что количество ошибок заметно уменьшилось. Поэтому работу по развитию орфографической зоркости будем продолжать и в следующих классах, предоставляя учащимся все большую самостоятельность и формируя у них одновременно общеучебные действия.
- Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературного чтения в начальной школе
- Кирюшкины. Династия учителей
- Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературного чтения в начальной школе е. А. Алешина,
- Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературного чтения при изучении лирических стихотворений
- Н. Н. Андрианова,
- Изучая свой край, учимся любить родной язык
- Г. В. Анохина, л. Н. Матвиенко,
- Икт на уроках русского языка
- Е. Н. Ахтырская,
- Фольклор как искусство слова
- Т. А. Белоглазова,
- Оптимальное чтение — залог успеха ученика
- О. Н. Булаева,
- Формирование читательской самостоятельности младших школьников
- Н. М. Бунина, с. В. Васенева, н. А. Степанова,
- Уроки риторики в начальной школе
- Е. В. Бурмистрова,
- Икт на уроках русского языка и литературного чтения
- И. К. Варежникова,
- Формирование читательской самостоятельности младших школьников
- А. В. Васенева,
- Эстетическое воспитание младших школьников
- О. П. Волошенко, л. А. Рзянина, с. Ю. Нархова,
- Особенности читательской самостоятельности младших школьников
- В. Н. Вячина, е. М. Пажитнова,
- Развитие познавательных интересов и речи у младших школьников с использованием элементов народоведения
- Е. В. Епифанова,
- Семейное чтение — средство формирования читательского интереса
- А. И. Журавлева,
- Воспитание культуры личности, жизненной и нравственной позиции в рамках личностной модели выпускника I ступени обучения
- О. В. Иванова,
- Уроки русского языка в начальной школе на современном этапе образования
- В. С. Колесникова,
- Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности по русскому языку
- Е. А. Краморова
- Вопросы соотношения интонации и пунктуации в русском языке
- Е. В. Малахова
- Работа в программе Movie Maker как одна из форм использования икт на уроках литературного чтения
- О. В. Марченко,
- Н. А. Федосеева
- Использование фольклора в процессе подготовки детей к школе
- Е. Н. Маштакова,
- Использование краеведческого материала на уроках русского языка
- Е. П. Носова, т. А. Земцова,
- Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе
- У. И. Онюшкина
- Современный урок русского языка в начальной школе
- М. А. Перестрибова,
- Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора
- Е. В. Попова,
- Формирование биологических понятий при изучении предмета «Окружающий мир»
- Н. А. Свалова,
- Возможности развития речи в учебном диалоге
- Т. М. Сиятскова,
- Каллиграфическая минутка как средство исправления плохого почерка
- Е. В. Спирина,
- Обучение первоначальному письму и формирование графического навыка у младших школьников
- Т. И. Сурина,
- Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка по развитию орфографической зоркости учащихся
- Е. В. Сухорукова,
- Тестовый контроль в начальной школе
- И. В. Федорина,
- Формирование навыка чтения — залог успеха всего дальнейшего обучения
- С. А. Филоненко,
- Икт на уроках русского языка и во внеурочной деятельности
- Е. А. Фомичева,
- Краткосрочные проекты по литературному чтению с использованием программы Photo Story 3
- Г. Б. Фролова,
- Читательская самостоятельность младших школьников как актуальная проблема современного образования
- Н. И. Фролова,
- Формирование интеллектуальных компетенций младших школьников на уроках русского языка
- Г. Н. Цыплухина,
- Актуальные проблемы обучения грамоте младших школьников
- Т. Н. Швецова,
- Г. В. Шевлягина,
- Использование интерактивной доски на уроках русского языка
- И. А. Шубкина,
- Актуальные проблемы обучения грамоте младших школьников
- Учебная и социально-педагогическая деятельность с учащимися, имеющими трудности в обучении л. В. Борзова,
- Проблема гармонизации процесса развития детей, имеющих трудности в обучении
- Е. Б. Вячина,
- Значение дополнительных коррекционно-развивающих программ для коррекции личностных качеств учащихся с трудностями в обучении
- В. А. Денисова,
- Особенности преподавания информатики и икт в начальной школе
- С. В. Калякина,
- Специальные коррекционные занятия в системе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
- О. С. Коннова,
- Формы и методы работы с неуспевающими детьми по предмету «Информатика»
- Т. И. Коннова,
- Особенности работы с детьми, имеющими трудности в изучении русского языка
- И. А. Курбанова,
- Уверенность в себе, как залог преодоления трудностей обучения в младшем школьном возрасте
- О. В. Лукичева
- Т. В. Селифонова
- Организация работы с детьми, имеющими трудности в обучении, на уроках и в группе продленного дня
- Е. Г. Лукьянова,
- Методика работы с неуспевающими детьми в условиях детского дома
- И. Л. Павлова,
- Система работы по оказанию помощи детям, имеющим трудности в обучении
- Главная задача, стоящая перед педагогом — выявление уровня готовности к обучению. Особая роль для решения этой задачи отводится школьному психологу, который осуществляет следующие диагностики:
- Л. Х. Попова,
- Создание развивающей среды для коррекции интеллектуального и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья
- А. В. Рыжков,
- Кабинет психологической разгрузки в коррекционной школе VIII вида
- Т. Н. Рыжкова (Горяйнова),
- Социальное взаимодействие как фактор развития произвольности младших школьников коррекционного учреждения VIII вида
- Н. Н. Семикина,
- Психолого-педагогическая помощь семьям, способы организации работы с родителями
- И. Е. Торсукова,
- Работа над ошибками как одна из форм педагогической поддержки детей
- О. В. Трущелева,
- Особенности развивающей работы с детьми с глубокой степенью умственной отсталости
- О. В. Шамшина,
- Психолого-педагогические причины неуспеваемости младшего школьника и психологическое сопровождение детей с трудностями в обучении
- В. М. Шейн,
- Коррекционный аспект предмета «Окружающий мир»
- Е. В. Шубина,
- Работа социального педагога с детьми девиантного поведения
- Ок. А. Юрко, Ол. А. Юрко,
- Технологии работы с родителями: эффективность различных форм взаимодействия семьи и школы
- Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения Материалы Региональной научно-практической конференции г. Балашов, март 2010 г.
- 410600, Г. Саратов, ул. Пугачевская 117, к. 50.
- 412309, Г. Балашов, Саратовская обл., ул. К. Маркса, 29.