logo
s_act_prob_prepod2010

Формирование читательской самостоятельности младших школьников

Читательская самостоятельность школьников является важнейшим качеством личности и необходимым навыком учебного труда, к такой деятельности ученика надо готовить. В первом классе учат читать. Во втором ребенок бегло и выразительно читает, однако значит ли это, что он уже умеет читать? Он овладел техникой чтения, а ему надо научиться брать из книги самое главное, научиться отличать хорошую книгу от плохой, уметь самостоятельно выбрать книгу и работать с ней. Приобщение младших школьников к художественной литературе формирует отношение ребенка к жизни, развивает его интерес к литературному творчеству.

Работая с детьми по разным учебным программам, был сделан вывод, что наиболее успешным в формировании читательской самостоятельности является курс «Литературное чтение» под редакцией А. А. Ефросининой. Основная цель предмета «Литературное чтение» — ввести ребенка в мир литературы, обогатить читательский опыт, помочь стать самостоятельным читателем. Из основной цели предмета вытекает ряд задач, решение которых и есть становление ребенка-читателя:

1. Обеспечить полноценное восприятие произведения, ребенок должен понимать прочитанное, выявлять точку зрения писателя.

2. Работать над навыком чтения, дети заинтересуются чтением только тогда, когда им будет легко читать, без напряжения, целыми словами и довольно бегло, вот тогда чтение вслух ему необходимо, которое и является началом формирования читательского интереса у младших школьников.

3. Включить учащихся в самостоятельную творческую деятельность, развивать речь.

4. Расширять круг чтения младшего школьника [2].

Эти задачи реализуются практически на каждом уроке.

Главная особенность программы, которая формирует читательский интерес — это уроки литературного слушания в 1 классе, которые так необходимы для детей 6,5 лет, еще не овладевших навыками чтения. Слушание произведений, которые детям читает учитель, является источником развития интереса к литературе, речи и воображения, накопления читательского опыта. На уроках используется очень интересный прием моделирования книжки-самоделки, дети учатся создавать обложку, оформляют ее с помощью заместителей и составлением схематических планов — эта работа им очень нравится.

На уроках литературного чтения формируется правильное осознанное чтение — это и заинтересовывает детей, ведь за словом он видит образы, звуки, картины. Надо научить ребенка «видеть невидимое». Человек только во время чтения может мысленно перемещаться из реального мира в мир книг. Книга переносит ребенка в далекое прошлое или рассказывает о будущем. Поддерживая интерес к чтению, с ребенком нужно беседовать о прочитанной книге, хвалить, давать советы, помогать соотнести действия героев с жизненной ситуацией [1].

Как показывает опыт, уже к 4 классу ученик вполне готов читать самостоятельно большие произведения, так как у него проявляется интерес к чтению. В это время формируется определенный уровень читательской самостоятельности. Для усиления интереса к чтению необходимо при любой возможности привлекать детей к книгам. Взаимодействие со школьной библиотекой оказывает неоценимую помощь в воспитании культуры чтения и любви к книгам.

Читая книги, школьники о многом узнают. Книга учит отличать добро от зла, делать выводы, помогает понимать взаимоотношения между людьми, развивает эмоционально-ценностное отношение к миру, дает материал и стимул для творчества.

Формирование читательского интереса осуществляется и посредством семейного чтения. Есть чудесная семейная традиция совместного чтения и обсуждения книг. Любовь к одним героям и ненависть к другим, общая взволнованность при чтении и обсуждении книг очень помогает воспитанию, установлению дружеских связей между родителями и детьми. Очень хорошо всей семьей объединяться для чтения вслух одной, для всех интересной, книги. Стоит только один-два раза устроить такое домашнее чтение, и ребята будут ждать его как праздника.

Только совместными усилиями школы и семьи, проводя систематическую, целенаправленную и правильно организованную работу по формированию школьника-читателя, можно добиться того, чтобы дети полюбили книгу.

Литература

1. Кондаков М. И. Семейное воспитание. М.: Просвещение, 1997. 349 с.

2. Журова Л. Е. Беседы с учителем. Методика обучения: 4 класс. М.: Вентана-Граф, 2005. 480 с.