logo
s_act_prob_prepod2010

Кирюшкины. Династия учителей

Виктор Андреевич Кирюшкин — известный российский ученый, методист, профессор, автор многочисленных научных работ, один из авторов «Букваря», «Азбуки», «Русской азбуки» — по праву считается как представителем, так и продолжателем педагогической династии Кирюшкиных.

Изучение родословной семьи показало, что обе бабушки Виктора Андреевича Кирюшкина имели непосредственное отношение к народному образованию. Так, Виноградова Вера Васильевна, бабушка со стороны матери, работала заведующей детскими яслями Ферганской текстильной фабрики. В семейном архиве сохранилась грамота, датированная мартом 1935 года, в которой говорится: «Глубокоуважаемая Вера Васильевна! Вашим неусыпным трудом и энергией ясли Медкомбината Ферганской Текстильной фабрики приведены в цветущее состояние. Отмечая Вашу весьма плодотворную работу на поприще правильного коллективного интернационального воспитания детей, треугольник Медкомбината ставит Вам в заслугу и отличную подготовку новых кадров ясельных воспитательниц». Документ подписан традиционным для того времени «треугольником» — главврачом, председателем местного комитета и парторгом Медкомбината.

Бабушка со стороны отца, Мария Кирилловна Кирюшкина, уроженка Петербурга, после окончания торгово-промышленное училище, была направлена на работу учителем начальных классов в Сосновку Озерского района Московской области, где и познакомилась с Михаилом Антоновичем Кирюшкиным, дедом Виктора Андреевича. Можно лишь предположить, что каким-то образом профессия любимой повлияла на выбор дела всей жизни Виктора Андреевича Кирюшкина, но сам факт интересен.

Свою преподавательскую деятельность он начал в 1952 году, когда после окончания с отличием филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова был назначен на работу в педагогическое училище г. Канска Красноярского края преподавателем литературы и русского языка.

Вместе с ним в далекий сибирский город, оставив перспективную работу в Московском педагогическом институте иностранных языков на кафедре грамматики испанского языка и учебу в аспирантуре, приехала и его жена Дия Ефимовна Кирюшкина. Она была принята на работу в школу учителем русского языка и литературы, а затем в педучилище преподавателем русского и французского языков.

Отец Дии Ефимовны, Тетерев Ефим Михеевич, был одним из основателей первых сельских комсомольских ячеек в Сибири, во время Великой Отечественной войны работал секретарем Омского обкома партии, а с 1955 по 1961 годы — ректором Красноярского государственного пединститута.

Это были годы бурного развития университета. Так, в 1957 году вузу присвоена 1 категория, что значительно расширило его возможности; в мае 1958 года институт получил право принимать к защите кандидатские диссертации по педагогике, истории педагогики, русскому языку, физике, зоологии и ботанике; созданы факультеты физики и основ производства, математики и черчения, биолого-географический, физического воспитания [3]. Думается, что определенную роль в развитии института сыграл и его бывший ректор, Тетерев Ефим Михеевич.

Из воспоминаний очевидцев известно, что он был очень требовательным, но в то же время добрым, заботливым и порядочным человеком. Подтверждение этому совершенно неожиданно нашлось в наши дни: в связи с объявленным Годом учителя в сети Интернет появилось много сообщений о заслуженных учителях, и среди них на официальном сайте «Эвенкия» статья «Эта хрупкая сильная женщина» о Марии Михайловне Конор, В интервью она вспоминает о том, что из-за состояния здоровья ее не приняли в медицинский институт: «…подружку мою зачислили, а мне сказали, что с моей болезнью нельзя учиться в мединституте, и сразу выдали мои документы. Вышла из института и не знаю куда идти, что делать в незнакомом месте. Зашла я в школьный отдел, встретила меня молодая девушка, может, чуть старше меня, сказала, что ее зовут Женя Ротанова. Выслушав меня, Женя говорит: „Давай сходим в пединститут“. И мы после обеда пошли туда. Зашли в кабинет ректора. Это был Тетерев Ефим Михеевич. Когда Женя рассказала обо всем, он и говорит: „Как она сможет учиться и быть учителем? Ведь учитель всегда на ногах, в движении. Раз ей нельзя в мединститут, то и в пединституте не сможет учиться с больными ногами“. Вышли мы ни с чем. Вдруг, внизу уже, нас догоняет секретарь ректора, молоденькая девчонка, и говорит мне: „Ректор просит вас вернуться“. Женя подталкивает: „Иди“. Захожу. Ректор говорит: „Рассказывай, откуда ты, где твои родители, почему они одну тебя отпустили в город“. Я немногословно рассказала, что жила в интернате, школу окончила, а родители умерли, когда мне было пять лет. Очень хотела быть врачом, но, наверное, зря не послушалась своих учителей. „А где ты живешь, есть ли у тебя деньги на обратную дорогу?“ — спрашивает. „Деньги у меня есть, правда на дорогу не хватит“. — Много? — Пять рублей. — Да, денег у тебя много…“. Он еще раз внимательно посмотрел мои документы и говорит: „По оценкам экзаменов ты подходишь на новый факультет — физико-химический. Набор на него закончен. Но я приму тебя кандидатом. Если сдашь зимнюю сессию, то тебя зачислят на первый курс. Если не сдашь, больше ничем не смогу помочь. Стипендия тебе не положена, иди работай“. После этого он написал что-то на двух листах и подал мне: „Это отдай в библиотеку, работать там будешь, а это — коменданту общежития». Разнесла я эти листы бумаги, и без всяких возражений, без лишних слов меня на работу приняли и дали место в общежитии. Вот так я и училась, и работала одновременно и окончила я институт в 1963 году» [2]. Так благодаря человеческому участию в судьбе юной девочки страна получила замечательного педагога, воспитавшего не одно поколение учеников.

В 1965 году семья Кирюшкиных переехала в г. Балашов Саратовской области. С этого времени и на все последующие годы судьба Виктора Андреевича и Дии Ефимовны была связана с факультетом учителей начальных классов пединститута. Виктор Андреевич читал лекции по методике преподавания русского языка в начальных классах, Дия Ефимовна вела практические занятия по данной дисциплине. Коллеги и студенты с большим уважением и любовью относились к ним, называли не иначе, как «наши Кирюшкины» [1].

Дело своих родителей продолжают их дети. Старшая дочь — Надежда Викторовна Волкова — окончила Абрамцевское Художественное училище, педагогический факультет Балашовского пединститута, в настоящее время — методист, преподаватель высшей категории Московского колледжа архитектуры и строительства № 7 г. Москвы.

Младшая дочь — Любовь Викторовна Борзова — окончила Балашовский педагогический институт, педагогический и филологический факультеты, аспирантуру в г. Москве, защитила кандидатскую диссертацию, работает на кафедре педагогики и методики начального образования.

Династия преподавателей в семье Кирюшкиных не обрывается: Мария (дочь Надежды Викторовны) работает в детском саду, Елена и Валентина (дочери Любови Викторовны) окончили педагогический институт, работают в музыкальном училище. Елена с отличием окончила консерваторию, в 2009 году стала лауреатом международного конкурса педагогов «Роза ветров — вершины мастерства».

Жизнь продолжается, подрастают правнуки Виктора Андреевича и Дии Ефимовны, посмотрим, что там будет дальше…

Литература

  1. Из воспоминаний об учителе // Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения: сб. науч.-методич. ст. / под ред. Е. Н. Ахтырской, Л. В. Борзовой, Е. В. Сухоруковой. Саратов: Наука, 2009. С. 12—20.

  2. Эвенкийская жизнь. URL: http://www.evenkya.ru/rus/index.php?id=ez &sid=ez&artcategory_id=7317&article_id=7325/Заглавная_страница

  3. Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Ас-тафьева — Информация — История университета. Ч. 4. URL: http://www.kspu. ru/content/pages/1/0/259//Заглавная_страница

Л. В. Борзова, доцент кафедры ПиМНО Балашовского института Саратовского университета, г. Балашов;

Н. В. Волкова, методист, преподаватель

высшей категории Московского колледжа

архитектуры и строительства № 72,

г. Москва