Методика работы с неуспевающими детьми в условиях детского дома
Одним из направлений работы педагогического коллектива любого учреждения интернатного типа является деятельность по устранению школьной неуспеваемости среди своих воспитанников.
В нашем детском доме такая работа начинается с изучения общего психофизического состояния каждого вновь поступившего ребенка, с диагностики его интеллектуальных способностей, уровней саморегуляции и адаптации. На каждого воспитанника составляется диагностическая карта, куда записываются результаты анкетирования и тестирования, проведенных воспитателями, социальным педагогом, психологом и медицинскими работниками. По результатам диагностики выявляется спектр возможных причин трудностей обучения и планируется учебно-воспитательная работа, направленная на устранение этих причин для каждого конкретного ребенка.
Так, для соматически ослабленных воспитанников, детей, недостаточно подготовленных и адаптированных к школе, имеющих пробелы в знаниях за предыдущие годы и различные психофизические заболевания, организуется обучение на дому. Данная практика позволяет подобрать индивидуальные формы и методы обучения таких ребят, исключить их эмоциональную и физическую перегрузку во время занятий, создать максимально комфортные условия для усвоения учебной программы. По отношению к ним допускается временное снижение требований к темпам и продолжительности непрерывной работы, уменьшение объема письменных работ и домашних заданий, использование вспомогательного наглядного материала, постепенное увеличение и усложнение учебной нагрузки, что позволяет не только наверстать упущенное, но и сформировать интерес и положительное отношение к учению в целом.
Обучение слабоуспевающих воспитанников нашего детского дома, посещающих общеобразовательную школу, также носит индивидуальный и дифференцированный характер. Для них разрабатываются специальные тексты самостоятельных и проверочных работ, создаются особые условия опроса у доски, когда ребенок отвечает только по желанию, тратит больше времени на обдумывание ответа, использует опорные планы, схемы, плакаты, новый материал им разъясняется более подробно, чем другим ученикам. В классе наши воспитанники, испытывающие трудности в обучении, сидят рядом с хорошо успевающими детьми, и сильный ученик всегда помогает слабому. Домашние задания для них разбиваются на этапы, дозы и включают в себя дополнительные тренировочные упражнения.
Устранить причины слабой успеваемости помогают положительные эмоции, поддержка и внимание со стороны взрослых, поэтому отмечаются и поощряются даже незначительные сдвиги к лучшему у отстающих учащихся, сознательно завышается оценка их способностей, создается ситуация успеха для каждого и таким образом формируется уверенность в себе, в своих знаниях.
Для того чтобы не дать закрепиться новым неудачам, развиваем у ребят навык ответственного отношения к выполнению поручений, терпеливо и настойчиво убеждаем их обязательно доводить начатое дело до конца, не откладывать сложное на «потом».
Очень важен тон общения. Раздражение, злость в голосе часто вызывают негативную реакцию, поэтому к своим воспитанникам следует обращаться всегда спокойно и доброжелательно. В ситуации, когда необходимо порицание ребенка, не унижая, не оскорбляя его, указываем на конкретные недостатки. Самой распространенной формой порицания в нашей практике является удивление («Я не ожидала», «Меня очень удивило…», «Неужели это ты поступил так плохо…» и т. д.).
Школьникам, испытывающим трудности в обучении, необходим размеренный и четкий режим дня. В нашем учреждении распорядок дня составлен так, чтобы у детей была возможность чередовать умственное напряжение и двигательную активность, предусмотрено время для обязательной вечерней прогулки на свежем воздухе, для занятий по интересам, для отдыха. Слабоуспевающие воспитанники ложатся раньше спать, имеют дополнительную возможность отдохнуть после обеда в тихий час. Самоподготовкой — выполнением домашних заданий — они занимаются во второй половине дня и не более 2 часов подряд.
Особое внимание в работе с отстающими ребятами уделяется специальным (индивидуальным и групповым) занятиям на развитие внимания, памяти, сообразительности, адекватной самооценки, а также познавательным и развивающим играм, которые помогают устранять психологические причины их неуспеваемости, активизировать познавательную деятельность и самостоятельность, стимулировать развитие интересов.
Неуспевающих школьников стараемся вовлекать в различные виды трудовой, общественной, спортивной и художественной коллективной деятельности, ведь непосредственное участие в коллективной работе, выполнение посильных и понятных поручений дает им возможность быть наравне со всеми, помогает развивать коммуникативные навыки и индивидуальные способности, проявить инициативу, заслужить признание, что способствует росту их социального статуса и веры в себя, учит целесообразному взаимодействию с другими людьми.
Практика показывает: применяемая нами методика организации учебно-воспитательной работы со слабоуспевающими воспитанниками нашего учреждения помогает уменьшить эмоциональные комплексы детей, воспитывающихся вне семьи, сохранить их физическое и психическое здоровье, устранить многие причины школьной неуспеваемости.
- Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературного чтения в начальной школе
- Кирюшкины. Династия учителей
- Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературного чтения в начальной школе е. А. Алешина,
- Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературного чтения при изучении лирических стихотворений
- Н. Н. Андрианова,
- Изучая свой край, учимся любить родной язык
- Г. В. Анохина, л. Н. Матвиенко,
- Икт на уроках русского языка
- Е. Н. Ахтырская,
- Фольклор как искусство слова
- Т. А. Белоглазова,
- Оптимальное чтение — залог успеха ученика
- О. Н. Булаева,
- Формирование читательской самостоятельности младших школьников
- Н. М. Бунина, с. В. Васенева, н. А. Степанова,
- Уроки риторики в начальной школе
- Е. В. Бурмистрова,
- Икт на уроках русского языка и литературного чтения
- И. К. Варежникова,
- Формирование читательской самостоятельности младших школьников
- А. В. Васенева,
- Эстетическое воспитание младших школьников
- О. П. Волошенко, л. А. Рзянина, с. Ю. Нархова,
- Особенности читательской самостоятельности младших школьников
- В. Н. Вячина, е. М. Пажитнова,
- Развитие познавательных интересов и речи у младших школьников с использованием элементов народоведения
- Е. В. Епифанова,
- Семейное чтение — средство формирования читательского интереса
- А. И. Журавлева,
- Воспитание культуры личности, жизненной и нравственной позиции в рамках личностной модели выпускника I ступени обучения
- О. В. Иванова,
- Уроки русского языка в начальной школе на современном этапе образования
- В. С. Колесникова,
- Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности по русскому языку
- Е. А. Краморова
- Вопросы соотношения интонации и пунктуации в русском языке
- Е. В. Малахова
- Работа в программе Movie Maker как одна из форм использования икт на уроках литературного чтения
- О. В. Марченко,
- Н. А. Федосеева
- Использование фольклора в процессе подготовки детей к школе
- Е. Н. Маштакова,
- Использование краеведческого материала на уроках русского языка
- Е. П. Носова, т. А. Земцова,
- Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе
- У. И. Онюшкина
- Современный урок русского языка в начальной школе
- М. А. Перестрибова,
- Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора
- Е. В. Попова,
- Формирование биологических понятий при изучении предмета «Окружающий мир»
- Н. А. Свалова,
- Возможности развития речи в учебном диалоге
- Т. М. Сиятскова,
- Каллиграфическая минутка как средство исправления плохого почерка
- Е. В. Спирина,
- Обучение первоначальному письму и формирование графического навыка у младших школьников
- Т. И. Сурина,
- Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка по развитию орфографической зоркости учащихся
- Е. В. Сухорукова,
- Тестовый контроль в начальной школе
- И. В. Федорина,
- Формирование навыка чтения — залог успеха всего дальнейшего обучения
- С. А. Филоненко,
- Икт на уроках русского языка и во внеурочной деятельности
- Е. А. Фомичева,
- Краткосрочные проекты по литературному чтению с использованием программы Photo Story 3
- Г. Б. Фролова,
- Читательская самостоятельность младших школьников как актуальная проблема современного образования
- Н. И. Фролова,
- Формирование интеллектуальных компетенций младших школьников на уроках русского языка
- Г. Н. Цыплухина,
- Актуальные проблемы обучения грамоте младших школьников
- Т. Н. Швецова,
- Г. В. Шевлягина,
- Использование интерактивной доски на уроках русского языка
- И. А. Шубкина,
- Актуальные проблемы обучения грамоте младших школьников
- Учебная и социально-педагогическая деятельность с учащимися, имеющими трудности в обучении л. В. Борзова,
- Проблема гармонизации процесса развития детей, имеющих трудности в обучении
- Е. Б. Вячина,
- Значение дополнительных коррекционно-развивающих программ для коррекции личностных качеств учащихся с трудностями в обучении
- В. А. Денисова,
- Особенности преподавания информатики и икт в начальной школе
- С. В. Калякина,
- Специальные коррекционные занятия в системе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
- О. С. Коннова,
- Формы и методы работы с неуспевающими детьми по предмету «Информатика»
- Т. И. Коннова,
- Особенности работы с детьми, имеющими трудности в изучении русского языка
- И. А. Курбанова,
- Уверенность в себе, как залог преодоления трудностей обучения в младшем школьном возрасте
- О. В. Лукичева
- Т. В. Селифонова
- Организация работы с детьми, имеющими трудности в обучении, на уроках и в группе продленного дня
- Е. Г. Лукьянова,
- Методика работы с неуспевающими детьми в условиях детского дома
- И. Л. Павлова,
- Система работы по оказанию помощи детям, имеющим трудности в обучении
- Главная задача, стоящая перед педагогом — выявление уровня готовности к обучению. Особая роль для решения этой задачи отводится школьному психологу, который осуществляет следующие диагностики:
- Л. Х. Попова,
- Создание развивающей среды для коррекции интеллектуального и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья
- А. В. Рыжков,
- Кабинет психологической разгрузки в коррекционной школе VIII вида
- Т. Н. Рыжкова (Горяйнова),
- Социальное взаимодействие как фактор развития произвольности младших школьников коррекционного учреждения VIII вида
- Н. Н. Семикина,
- Психолого-педагогическая помощь семьям, способы организации работы с родителями
- И. Е. Торсукова,
- Работа над ошибками как одна из форм педагогической поддержки детей
- О. В. Трущелева,
- Особенности развивающей работы с детьми с глубокой степенью умственной отсталости
- О. В. Шамшина,
- Психолого-педагогические причины неуспеваемости младшего школьника и психологическое сопровождение детей с трудностями в обучении
- В. М. Шейн,
- Коррекционный аспект предмета «Окружающий мир»
- Е. В. Шубина,
- Работа социального педагога с детьми девиантного поведения
- Ок. А. Юрко, Ол. А. Юрко,
- Технологии работы с родителями: эффективность различных форм взаимодействия семьи и школы
- Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения Материалы Региональной научно-практической конференции г. Балашов, март 2010 г.
- 410600, Г. Саратов, ул. Пугачевская 117, к. 50.
- 412309, Г. Балашов, Саратовская обл., ул. К. Маркса, 29.