logo
s_act_prob_prepod2010

Фольклор как искусство слова

Проблему литературного развития младших школьников можно и нужно решать на любом учебном материале по литературному чтению, однако фольклор обладает особыми свойствами, такими как изустность, изначальность, в силу которых он — своего рода эстетический фундамент, основа начального воспитания ребенка искусством слова. Не случайно в настоящее время особое внимание уделяется системе фольклорного воспитания и образования школьников, приобщения детей к богатствам народного творчества. Такая работа возможна в рамках регионального национального компонента и позволяет детям познакомиться с особенностями творчества своих предков, тем самым не позволяет стать «Иванами, не помнящими своего родства».

Начальные классы — это ответственное звено в системе подготовки учащихся и их литературного образования. Индивидуальные особенности литературного развития должны закладываться с первого класса, чтобы использовать те особенности мышления, восприятия чувств, которые изменяются, исчезают с возрастом.

В читательском восприятии всегда выявляется тот или иной уровень литературного развития — иногда, к сожалению, негативный. Поэтому полноценному восприятию произведений необходимо специально учить, так как способность образного восприятия не является врожденной.

Фольклор дает возможность развивать у ребенка в начальных классах художественное мышление. Ценность данного жанра заключается в том, что с его помощью взрослый может легко установить эмоциональный контакт с ребенком. В. А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, индивидуальности.

Попевки, потешки, приговорки, присказки — это первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формируют отношение к окружающему миру, играет огромную роль во всестороннем развитии. Первым, кто включил малый фольклорный жанр в учебные книги, был Ф. И. Буслаев. Устное народное творчество характерно и для учебных книг К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого. Вслед за К. Д. Ушинским, к фольклору, его малым жанрам обращались Н. Ф. Бунаков, В. И. Водовозов, Д. И. Тихомиров и др.

Малый фольклорный жанр как дидактический материал таит в себе неисчерпаемые возможности для развития словарного запаса ребенка, речевых навыков, позволяет побуждать к познавательной активности. Фольклор связан с другими видами искусства — музыкой, танцами, изобразительной деятельностью. Использование данных связей позволяет углубить эмоционально-образное восприятие детьми произведений разных фольклорных жанров, т. е. способствует литературному развитию младших школьников.

В период обучения грамоте в работе с первоклассниками преобладает устная форма художественной речи — детский игровой фольклор. Это дает возможность из естественной ситуации игры выделить словесное высказывание, уяснить его форму. Исходным учебным материалом для таких игр являются фольклорные произведения: потешки, скороговорки, дразнилки, перевертыши и др.

Произведения устного народного творчества дают неопытному читателю, каковым является младший школьник, возможность наблюдать единство формы и содержания, т. к. форма в фольклорном произведении очень устойчива. Они являются древним источником художественных средств изображения и выражения: в них заключены совершенные приемы и способы поэтического видения мира, опыт народа в области художественного воздействия на личность.

В таких жанрах как голосилки, скороговорки, считалки, на первый план выступает звуковая оболочка слова. Здесь очень важны или звукоподражание (голосилки), или ритм (считалка), или звуковой рисунок (считалка), или рифма (дразнилка). Отличительной чертой потешки, страшилки, колыбельной песни, заклички является ведущая роль действия, которое обязательно сопровождается словом; таким образом слово закрепляется за действием и становится его своеобразным символом. Лексическое значение слова является определяющим в прибаутках, небылицах, перевертышах и др.

Смысл словесной формулы становится ясен ребенку в естественной ситуации игры. Предлагая детям игры, основанные на детском фольклоре, учитель помогает своим ученикам сделать первый шаг к осмыслению житейской ситуации (игры) через художественную форму (жанр), соотнести определенное явление реальной действительности с художественным образом.

Малый фольклорный жанр знакомит младших школьников с историей русского народа, с его традициями, культурой, что позволяет привить хороший художественный вкус, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам; способствует всестороннему и гармоничному развитию детей, раскрытию их творческих способностей и индивидуальных личностных особенностей.

Малые фольклорные жанры несут в себе нравственные основы, содержат богатый материал для развития детской фантазии, творческого воображения, чувства художественного слова, что является основными составляющими основ литературного развития читателя. Не следует забывать, что фольклор — это древнейший и особый вид искусства. В старину он заменял и науку, и школу.

Исторически фольклор выступает как первооснова литературы. Известные классики мировой литературы обращались к фольклору как источнику идей, образов, языка, ритма.