Фольклор как искусство слова
Проблему литературного развития младших школьников можно и нужно решать на любом учебном материале по литературному чтению, однако фольклор обладает особыми свойствами, такими как изустность, изначальность, в силу которых он — своего рода эстетический фундамент, основа начального воспитания ребенка искусством слова. Не случайно в настоящее время особое внимание уделяется системе фольклорного воспитания и образования школьников, приобщения детей к богатствам народного творчества. Такая работа возможна в рамках регионального национального компонента и позволяет детям познакомиться с особенностями творчества своих предков, тем самым не позволяет стать «Иванами, не помнящими своего родства».
Начальные классы — это ответственное звено в системе подготовки учащихся и их литературного образования. Индивидуальные особенности литературного развития должны закладываться с первого класса, чтобы использовать те особенности мышления, восприятия чувств, которые изменяются, исчезают с возрастом.
В читательском восприятии всегда выявляется тот или иной уровень литературного развития — иногда, к сожалению, негативный. Поэтому полноценному восприятию произведений необходимо специально учить, так как способность образного восприятия не является врожденной.
Фольклор дает возможность развивать у ребенка в начальных классах художественное мышление. Ценность данного жанра заключается в том, что с его помощью взрослый может легко установить эмоциональный контакт с ребенком. В. А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, индивидуальности.
Попевки, потешки, приговорки, присказки — это первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формируют отношение к окружающему миру, играет огромную роль во всестороннем развитии. Первым, кто включил малый фольклорный жанр в учебные книги, был Ф. И. Буслаев. Устное народное творчество характерно и для учебных книг К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого. Вслед за К. Д. Ушинским, к фольклору, его малым жанрам обращались Н. Ф. Бунаков, В. И. Водовозов, Д. И. Тихомиров и др.
Малый фольклорный жанр как дидактический материал таит в себе неисчерпаемые возможности для развития словарного запаса ребенка, речевых навыков, позволяет побуждать к познавательной активности. Фольклор связан с другими видами искусства — музыкой, танцами, изобразительной деятельностью. Использование данных связей позволяет углубить эмоционально-образное восприятие детьми произведений разных фольклорных жанров, т. е. способствует литературному развитию младших школьников.
В период обучения грамоте в работе с первоклассниками преобладает устная форма художественной речи — детский игровой фольклор. Это дает возможность из естественной ситуации игры выделить словесное высказывание, уяснить его форму. Исходным учебным материалом для таких игр являются фольклорные произведения: потешки, скороговорки, дразнилки, перевертыши и др.
Произведения устного народного творчества дают неопытному читателю, каковым является младший школьник, возможность наблюдать единство формы и содержания, т. к. форма в фольклорном произведении очень устойчива. Они являются древним источником художественных средств изображения и выражения: в них заключены совершенные приемы и способы поэтического видения мира, опыт народа в области художественного воздействия на личность.
В таких жанрах как голосилки, скороговорки, считалки, на первый план выступает звуковая оболочка слова. Здесь очень важны или звукоподражание (голосилки), или ритм (считалка), или звуковой рисунок (считалка), или рифма (дразнилка). Отличительной чертой потешки, страшилки, колыбельной песни, заклички является ведущая роль действия, которое обязательно сопровождается словом; таким образом слово закрепляется за действием и становится его своеобразным символом. Лексическое значение слова является определяющим в прибаутках, небылицах, перевертышах и др.
Смысл словесной формулы становится ясен ребенку в естественной ситуации игры. Предлагая детям игры, основанные на детском фольклоре, учитель помогает своим ученикам сделать первый шаг к осмыслению житейской ситуации (игры) через художественную форму (жанр), соотнести определенное явление реальной действительности с художественным образом.
Малый фольклорный жанр знакомит младших школьников с историей русского народа, с его традициями, культурой, что позволяет привить хороший художественный вкус, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам; способствует всестороннему и гармоничному развитию детей, раскрытию их творческих способностей и индивидуальных личностных особенностей.
Малые фольклорные жанры несут в себе нравственные основы, содержат богатый материал для развития детской фантазии, творческого воображения, чувства художественного слова, что является основными составляющими основ литературного развития читателя. Не следует забывать, что фольклор — это древнейший и особый вид искусства. В старину он заменял и науку, и школу.
Исторически фольклор выступает как первооснова литературы. Известные классики мировой литературы обращались к фольклору как источнику идей, образов, языка, ритма.
- Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературного чтения в начальной школе
- Кирюшкины. Династия учителей
- Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературного чтения в начальной школе е. А. Алешина,
- Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературного чтения при изучении лирических стихотворений
- Н. Н. Андрианова,
- Изучая свой край, учимся любить родной язык
- Г. В. Анохина, л. Н. Матвиенко,
- Икт на уроках русского языка
- Е. Н. Ахтырская,
- Фольклор как искусство слова
- Т. А. Белоглазова,
- Оптимальное чтение — залог успеха ученика
- О. Н. Булаева,
- Формирование читательской самостоятельности младших школьников
- Н. М. Бунина, с. В. Васенева, н. А. Степанова,
- Уроки риторики в начальной школе
- Е. В. Бурмистрова,
- Икт на уроках русского языка и литературного чтения
- И. К. Варежникова,
- Формирование читательской самостоятельности младших школьников
- А. В. Васенева,
- Эстетическое воспитание младших школьников
- О. П. Волошенко, л. А. Рзянина, с. Ю. Нархова,
- Особенности читательской самостоятельности младших школьников
- В. Н. Вячина, е. М. Пажитнова,
- Развитие познавательных интересов и речи у младших школьников с использованием элементов народоведения
- Е. В. Епифанова,
- Семейное чтение — средство формирования читательского интереса
- А. И. Журавлева,
- Воспитание культуры личности, жизненной и нравственной позиции в рамках личностной модели выпускника I ступени обучения
- О. В. Иванова,
- Уроки русского языка в начальной школе на современном этапе образования
- В. С. Колесникова,
- Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности по русскому языку
- Е. А. Краморова
- Вопросы соотношения интонации и пунктуации в русском языке
- Е. В. Малахова
- Работа в программе Movie Maker как одна из форм использования икт на уроках литературного чтения
- О. В. Марченко,
- Н. А. Федосеева
- Использование фольклора в процессе подготовки детей к школе
- Е. Н. Маштакова,
- Использование краеведческого материала на уроках русского языка
- Е. П. Носова, т. А. Земцова,
- Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе
- У. И. Онюшкина
- Современный урок русского языка в начальной школе
- М. А. Перестрибова,
- Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора
- Е. В. Попова,
- Формирование биологических понятий при изучении предмета «Окружающий мир»
- Н. А. Свалова,
- Возможности развития речи в учебном диалоге
- Т. М. Сиятскова,
- Каллиграфическая минутка как средство исправления плохого почерка
- Е. В. Спирина,
- Обучение первоначальному письму и формирование графического навыка у младших школьников
- Т. И. Сурина,
- Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка по развитию орфографической зоркости учащихся
- Е. В. Сухорукова,
- Тестовый контроль в начальной школе
- И. В. Федорина,
- Формирование навыка чтения — залог успеха всего дальнейшего обучения
- С. А. Филоненко,
- Икт на уроках русского языка и во внеурочной деятельности
- Е. А. Фомичева,
- Краткосрочные проекты по литературному чтению с использованием программы Photo Story 3
- Г. Б. Фролова,
- Читательская самостоятельность младших школьников как актуальная проблема современного образования
- Н. И. Фролова,
- Формирование интеллектуальных компетенций младших школьников на уроках русского языка
- Г. Н. Цыплухина,
- Актуальные проблемы обучения грамоте младших школьников
- Т. Н. Швецова,
- Г. В. Шевлягина,
- Использование интерактивной доски на уроках русского языка
- И. А. Шубкина,
- Актуальные проблемы обучения грамоте младших школьников
- Учебная и социально-педагогическая деятельность с учащимися, имеющими трудности в обучении л. В. Борзова,
- Проблема гармонизации процесса развития детей, имеющих трудности в обучении
- Е. Б. Вячина,
- Значение дополнительных коррекционно-развивающих программ для коррекции личностных качеств учащихся с трудностями в обучении
- В. А. Денисова,
- Особенности преподавания информатики и икт в начальной школе
- С. В. Калякина,
- Специальные коррекционные занятия в системе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
- О. С. Коннова,
- Формы и методы работы с неуспевающими детьми по предмету «Информатика»
- Т. И. Коннова,
- Особенности работы с детьми, имеющими трудности в изучении русского языка
- И. А. Курбанова,
- Уверенность в себе, как залог преодоления трудностей обучения в младшем школьном возрасте
- О. В. Лукичева
- Т. В. Селифонова
- Организация работы с детьми, имеющими трудности в обучении, на уроках и в группе продленного дня
- Е. Г. Лукьянова,
- Методика работы с неуспевающими детьми в условиях детского дома
- И. Л. Павлова,
- Система работы по оказанию помощи детям, имеющим трудности в обучении
- Главная задача, стоящая перед педагогом — выявление уровня готовности к обучению. Особая роль для решения этой задачи отводится школьному психологу, который осуществляет следующие диагностики:
- Л. Х. Попова,
- Создание развивающей среды для коррекции интеллектуального и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья
- А. В. Рыжков,
- Кабинет психологической разгрузки в коррекционной школе VIII вида
- Т. Н. Рыжкова (Горяйнова),
- Социальное взаимодействие как фактор развития произвольности младших школьников коррекционного учреждения VIII вида
- Н. Н. Семикина,
- Психолого-педагогическая помощь семьям, способы организации работы с родителями
- И. Е. Торсукова,
- Работа над ошибками как одна из форм педагогической поддержки детей
- О. В. Трущелева,
- Особенности развивающей работы с детьми с глубокой степенью умственной отсталости
- О. В. Шамшина,
- Психолого-педагогические причины неуспеваемости младшего школьника и психологическое сопровождение детей с трудностями в обучении
- В. М. Шейн,
- Коррекционный аспект предмета «Окружающий мир»
- Е. В. Шубина,
- Работа социального педагога с детьми девиантного поведения
- Ок. А. Юрко, Ол. А. Юрко,
- Технологии работы с родителями: эффективность различных форм взаимодействия семьи и школы
- Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения Материалы Региональной научно-практической конференции г. Балашов, март 2010 г.
- 410600, Г. Саратов, ул. Пугачевская 117, к. 50.
- 412309, Г. Балашов, Саратовская обл., ул. К. Маркса, 29.