logo
s_act_prob_prepod2010

Кабинет психологической разгрузки в коррекционной школе VIII вида

Для успешного психологического сопровождения воспитанников Пенской специальной (коррекционной) школы-интерната в учреждении был создан кабинет психологической разгрузки [1]. Кабинет условно разделен на четыре зоны. Рабочее место психолога (первая зона) оснащено: компьютером, многофункциональным устройством, принтером, столами, книжной полкой, стеллажами для документов.

Создана электронная база данных на всех воспитанников интерната. Отдельно — данные на учеников, состоящих в «группе риска». В электронном виде хранятся фотографии, характеристики, заключения, интерпретации и сами работы воспитанников по проективным методикам, результаты других видов диагностики.

Сбор и накопление диагностических данных по классам позволяет проследить динамику развития каждого ребенка на различных ступенях обучения в школе.

Процесс диагностики становится более адекватным, так как компьютер позволяет готовить стимульный материал для каждого ребенка отдельно. Это всевозможные анкеты, тестовые бланки и т. д.

Для успешной социализации воспитанников применяется просмотр наборов цветных фотографий (компьютерных иллюстраций, репродукций картин) на определенные темы: а) «Дети. Выражение лица» б) «Город. Общественные места», «Город. Улица», «Люди. Профессии», «Инструменты», «Бытовая техника. Электроника», «Транспорт» в) «Природа. Явления» и другие наборы по методике Глена Домана.

Данные наборы карточек полезно демонстрировать как детям, вновь поступающим из приютов и неблагополучных семей, так и некоторым учащимся интерната (основание — результаты диагностики «Общая осведомленность»).

Еще одним видом работы ребенка на компьютере является следующая методика. Воспитанник набирает список своего класса на компьютере и для каждого одноклассника придумывает название возможного подарка, какой бы он хотел ему сделать. Данная методика носит название «Что бы я подарил однокласснику». Помимо работы с текстом, дети за компьютером рисуют, играют в шашки, шахматы.

Каждый человек одинаково нуждается как в общении с другими людьми, так и в обособлении от людей. Отсутствие в условиях интерната территории, где ребенок мог бы побыть наедине с самим собой, подтолкнуло к созданию подобия такого места.

Дети уединяются, прослушивая музыку через наушники. Ребенок слушает конкретную музыкальную композицию, подходящую для его психического состояния в данный момент. Воспитанники также осваивают азы релаксации, прослушивая специальные мелодии и звуки.

На мягком ковре, в игровой зоне дети чувствуют себя свободно, раскрепощено. Имеются мягкие игрушки для проведения игровой недирективной коррекции, сказкотерапии.

Зона для групповых занятий по психомоторике, проведения диагностики оборудована столами, стульями, классной доской.

И, наконец, четвертая зона — зона релаксации. На стене висит картина с изображением природы, на полу имеется ковровое покрытие, стоят удобные кресла. С помощью музыкального центра, телевизора и DVD-аппаратуры проводятся сеансы релаксации и музыкотерапии.

В коррекционной работе используется элемент сенсорной комнаты — световое панно. Сочетание цвета и музыки стимулирует сенсорные процессы, создает положительный эмоциональный фон. Световое панно применяется для развития определенных свойств внимания.

В кабинете психологической разгрузки имеется аппаратурная методика «Арка» [2]. При сборке прибора «Арка» актуализируется совместно-взаимозависимая форма совместной деятельности.

У детей младшего школьного возраста (с проблемами в общении) в процессе сборки упрощенной «Арки» осуществляется включение в общение.

Для создания благоприятной психологической атмосферы, естественным дополнением интерьера служит большой куст розы и аквариум с живыми рыбками.

Таким образом, благодаря поддержке администрации школы-интер-ната созданы условия для эффективной работы кабинета психологической разгрузки и выполнения задач психологической службы.

Литература

1. Психологическая служба в современном образовании: рабочая книга / под ред. И. В. Дубровиной. СПб.: Питер, 2009.

2. Чернышев А. С., Лунев Ю. А., Сарычев С. В. Аппаратурные методики психологической диагностики группы в совместной деятельности. М.: Ин-т психологии РАН, 2005.