Кабинет психологической разгрузки в коррекционной школе VIII вида
Для успешного психологического сопровождения воспитанников Пенской специальной (коррекционной) школы-интерната в учреждении был создан кабинет психологической разгрузки [1]. Кабинет условно разделен на четыре зоны. Рабочее место психолога (первая зона) оснащено: компьютером, многофункциональным устройством, принтером, столами, книжной полкой, стеллажами для документов.
Создана электронная база данных на всех воспитанников интерната. Отдельно — данные на учеников, состоящих в «группе риска». В электронном виде хранятся фотографии, характеристики, заключения, интерпретации и сами работы воспитанников по проективным методикам, результаты других видов диагностики.
Сбор и накопление диагностических данных по классам позволяет проследить динамику развития каждого ребенка на различных ступенях обучения в школе.
Процесс диагностики становится более адекватным, так как компьютер позволяет готовить стимульный материал для каждого ребенка отдельно. Это всевозможные анкеты, тестовые бланки и т. д.
Для успешной социализации воспитанников применяется просмотр наборов цветных фотографий (компьютерных иллюстраций, репродукций картин) на определенные темы: а) «Дети. Выражение лица» б) «Город. Общественные места», «Город. Улица», «Люди. Профессии», «Инструменты», «Бытовая техника. Электроника», «Транспорт» в) «Природа. Явления» и другие наборы по методике Глена Домана.
Данные наборы карточек полезно демонстрировать как детям, вновь поступающим из приютов и неблагополучных семей, так и некоторым учащимся интерната (основание — результаты диагностики «Общая осведомленность»).
Еще одним видом работы ребенка на компьютере является следующая методика. Воспитанник набирает список своего класса на компьютере и для каждого одноклассника придумывает название возможного подарка, какой бы он хотел ему сделать. Данная методика носит название «Что бы я подарил однокласснику». Помимо работы с текстом, дети за компьютером рисуют, играют в шашки, шахматы.
Каждый человек одинаково нуждается как в общении с другими людьми, так и в обособлении от людей. Отсутствие в условиях интерната территории, где ребенок мог бы побыть наедине с самим собой, подтолкнуло к созданию подобия такого места.
Дети уединяются, прослушивая музыку через наушники. Ребенок слушает конкретную музыкальную композицию, подходящую для его психического состояния в данный момент. Воспитанники также осваивают азы релаксации, прослушивая специальные мелодии и звуки.
На мягком ковре, в игровой зоне дети чувствуют себя свободно, раскрепощено. Имеются мягкие игрушки для проведения игровой недирективной коррекции, сказкотерапии.
Зона для групповых занятий по психомоторике, проведения диагностики оборудована столами, стульями, классной доской.
И, наконец, четвертая зона — зона релаксации. На стене висит картина с изображением природы, на полу имеется ковровое покрытие, стоят удобные кресла. С помощью музыкального центра, телевизора и DVD-аппаратуры проводятся сеансы релаксации и музыкотерапии.
В коррекционной работе используется элемент сенсорной комнаты — световое панно. Сочетание цвета и музыки стимулирует сенсорные процессы, создает положительный эмоциональный фон. Световое панно применяется для развития определенных свойств внимания.
В кабинете психологической разгрузки имеется аппаратурная методика «Арка» [2]. При сборке прибора «Арка» актуализируется совместно-взаимозависимая форма совместной деятельности.
У детей младшего школьного возраста (с проблемами в общении) в процессе сборки упрощенной «Арки» осуществляется включение в общение.
Для создания благоприятной психологической атмосферы, естественным дополнением интерьера служит большой куст розы и аквариум с живыми рыбками.
Таким образом, благодаря поддержке администрации школы-интер-ната созданы условия для эффективной работы кабинета психологической разгрузки и выполнения задач психологической службы.
Литература
1. Психологическая служба в современном образовании: рабочая книга / под ред. И. В. Дубровиной. СПб.: Питер, 2009.
2. Чернышев А. С., Лунев Ю. А., Сарычев С. В. Аппаратурные методики психологической диагностики группы в совместной деятельности. М.: Ин-т психологии РАН, 2005.
- Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературного чтения в начальной школе
- Кирюшкины. Династия учителей
- Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературного чтения в начальной школе е. А. Алешина,
- Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературного чтения при изучении лирических стихотворений
- Н. Н. Андрианова,
- Изучая свой край, учимся любить родной язык
- Г. В. Анохина, л. Н. Матвиенко,
- Икт на уроках русского языка
- Е. Н. Ахтырская,
- Фольклор как искусство слова
- Т. А. Белоглазова,
- Оптимальное чтение — залог успеха ученика
- О. Н. Булаева,
- Формирование читательской самостоятельности младших школьников
- Н. М. Бунина, с. В. Васенева, н. А. Степанова,
- Уроки риторики в начальной школе
- Е. В. Бурмистрова,
- Икт на уроках русского языка и литературного чтения
- И. К. Варежникова,
- Формирование читательской самостоятельности младших школьников
- А. В. Васенева,
- Эстетическое воспитание младших школьников
- О. П. Волошенко, л. А. Рзянина, с. Ю. Нархова,
- Особенности читательской самостоятельности младших школьников
- В. Н. Вячина, е. М. Пажитнова,
- Развитие познавательных интересов и речи у младших школьников с использованием элементов народоведения
- Е. В. Епифанова,
- Семейное чтение — средство формирования читательского интереса
- А. И. Журавлева,
- Воспитание культуры личности, жизненной и нравственной позиции в рамках личностной модели выпускника I ступени обучения
- О. В. Иванова,
- Уроки русского языка в начальной школе на современном этапе образования
- В. С. Колесникова,
- Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности по русскому языку
- Е. А. Краморова
- Вопросы соотношения интонации и пунктуации в русском языке
- Е. В. Малахова
- Работа в программе Movie Maker как одна из форм использования икт на уроках литературного чтения
- О. В. Марченко,
- Н. А. Федосеева
- Использование фольклора в процессе подготовки детей к школе
- Е. Н. Маштакова,
- Использование краеведческого материала на уроках русского языка
- Е. П. Носова, т. А. Земцова,
- Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе
- У. И. Онюшкина
- Современный урок русского языка в начальной школе
- М. А. Перестрибова,
- Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора
- Е. В. Попова,
- Формирование биологических понятий при изучении предмета «Окружающий мир»
- Н. А. Свалова,
- Возможности развития речи в учебном диалоге
- Т. М. Сиятскова,
- Каллиграфическая минутка как средство исправления плохого почерка
- Е. В. Спирина,
- Обучение первоначальному письму и формирование графического навыка у младших школьников
- Т. И. Сурина,
- Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка по развитию орфографической зоркости учащихся
- Е. В. Сухорукова,
- Тестовый контроль в начальной школе
- И. В. Федорина,
- Формирование навыка чтения — залог успеха всего дальнейшего обучения
- С. А. Филоненко,
- Икт на уроках русского языка и во внеурочной деятельности
- Е. А. Фомичева,
- Краткосрочные проекты по литературному чтению с использованием программы Photo Story 3
- Г. Б. Фролова,
- Читательская самостоятельность младших школьников как актуальная проблема современного образования
- Н. И. Фролова,
- Формирование интеллектуальных компетенций младших школьников на уроках русского языка
- Г. Н. Цыплухина,
- Актуальные проблемы обучения грамоте младших школьников
- Т. Н. Швецова,
- Г. В. Шевлягина,
- Использование интерактивной доски на уроках русского языка
- И. А. Шубкина,
- Актуальные проблемы обучения грамоте младших школьников
- Учебная и социально-педагогическая деятельность с учащимися, имеющими трудности в обучении л. В. Борзова,
- Проблема гармонизации процесса развития детей, имеющих трудности в обучении
- Е. Б. Вячина,
- Значение дополнительных коррекционно-развивающих программ для коррекции личностных качеств учащихся с трудностями в обучении
- В. А. Денисова,
- Особенности преподавания информатики и икт в начальной школе
- С. В. Калякина,
- Специальные коррекционные занятия в системе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
- О. С. Коннова,
- Формы и методы работы с неуспевающими детьми по предмету «Информатика»
- Т. И. Коннова,
- Особенности работы с детьми, имеющими трудности в изучении русского языка
- И. А. Курбанова,
- Уверенность в себе, как залог преодоления трудностей обучения в младшем школьном возрасте
- О. В. Лукичева
- Т. В. Селифонова
- Организация работы с детьми, имеющими трудности в обучении, на уроках и в группе продленного дня
- Е. Г. Лукьянова,
- Методика работы с неуспевающими детьми в условиях детского дома
- И. Л. Павлова,
- Система работы по оказанию помощи детям, имеющим трудности в обучении
- Главная задача, стоящая перед педагогом — выявление уровня готовности к обучению. Особая роль для решения этой задачи отводится школьному психологу, который осуществляет следующие диагностики:
- Л. Х. Попова,
- Создание развивающей среды для коррекции интеллектуального и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья
- А. В. Рыжков,
- Кабинет психологической разгрузки в коррекционной школе VIII вида
- Т. Н. Рыжкова (Горяйнова),
- Социальное взаимодействие как фактор развития произвольности младших школьников коррекционного учреждения VIII вида
- Н. Н. Семикина,
- Психолого-педагогическая помощь семьям, способы организации работы с родителями
- И. Е. Торсукова,
- Работа над ошибками как одна из форм педагогической поддержки детей
- О. В. Трущелева,
- Особенности развивающей работы с детьми с глубокой степенью умственной отсталости
- О. В. Шамшина,
- Психолого-педагогические причины неуспеваемости младшего школьника и психологическое сопровождение детей с трудностями в обучении
- В. М. Шейн,
- Коррекционный аспект предмета «Окружающий мир»
- Е. В. Шубина,
- Работа социального педагога с детьми девиантного поведения
- Ок. А. Юрко, Ол. А. Юрко,
- Технологии работы с родителями: эффективность различных форм взаимодействия семьи и школы
- Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения Материалы Региональной научно-практической конференции г. Балашов, март 2010 г.
- 410600, Г. Саратов, ул. Пугачевская 117, к. 50.
- 412309, Г. Балашов, Саратовская обл., ул. К. Маркса, 29.