Коррекционный аспект предмета «Окружающий мир»
Еще Константин Дмитриевич Ушинский отмечал значение изучения природы для развития младших школьников. В своих работах он писал о том, что естественные науки занимают первое место в плане образовательного и воспитательного воздействия на ребенка, так как способствуют развитию логического мышления, речи, «дают многостороннее развитие всем духовным способностям» [Ушинский К. Д. Собр. соч. Т. 3. С. 325—326]. Это хорошо понимали и широко использовали в своей деятельности многие отечественные педагоги и методисты. В ходе многолетнего наблюдения за опытом работы учителей начальных классов был также отмечен коррекционный аспект изучения младшими школьниками предметов естественно-научного цикла: сначала природоведения, сейчас — окружающего мира.
Для достижения успехов в изучении математики младшим школьникам необходимы задатки математических способностей, усидчивость, порой — специальные занятия с взрослыми во внеурочное время. Известно, что для успехов в обучении русскому или иностранному языкам хорошо бы ребенку иметь лингвистические способности, обладать врожденным чувством грамотности. Для успешного музыкального развития младшим школьникам необходимы наличие музыкального слуха, заинтересованности взрослых в этих успехах (возможность заниматься в музыкальной школе). Спортивная успешность ребенка часто также определяется его индивидуальными природными данными, посещением занятий в той или иной спортивной секции. Многие родители, заметив художественные способности своего ребенка, всячески поощряют его занятия в различных художественных студиях, школах, кружках. Таким образом, успешность младших школьников в обучении большинству предметов начальной школы обусловлена вовремя выявленными и развитыми способностями детей.
Для того чтобы успешно заниматься изучением предмета «Окружающий мир» многим младшим школьникам достаточно обладать теми природными качествами, которые свойственны всем детям, — любознательностью, отзывчивостью, эмоциональной восприимчивостью — способностью искренне сочувствовать и сопереживать. Действительно, в практике массовой школы достаточно часто можно отметить, что те дети, которые не имеют высоких отметок по таким предметам, как математика, русский язык, литературное чтение, достаточно хорошо занимаются на уроках предмета «Окружающий мир». Предмет отличается тем, что даже те дети, не испытывающие постоянный контроль родителей за качеством выполнения ими домашних заданий, достаточно успешно отвечают на вопросы учителя, особенно связанные с наблюдением за сезонными изменениями в природе.
Многие дети из так называемых неблагополучных семей зачастую проводят достаточно много времени на улице, предоставленные сами себе. Суметь пробудить в них интерес к природе, сделать такой вынужденный «досуг» познавательно наполненным легко с помощью специальных заданий. Например, можно объявить конкурс «Приметы весны» на самого наблюдательного: Кто первым увидел прилетевших скворцов? Кто заметил начало распускания почек и на каких растениях? Когда и какие насекомые появились первыми этой весной? Кто увидел первым цветущее растение? и так далее, в зависимости от наступающего сезона. Такие сезонные конкурсы помогут не только развить наблюдательность среди учащихся вашего класса, но направить деятельность детей на позитивные занятия. Более того, выполнение таких заданий позволяет проявить себя с положительной стороны тем детям, которые не слишком избалованы вниманием своих родителей, не слишком успешны в занятиях по другим учебным предметам. Характер выполняемых дома заданий по предмету «Окружающий мир» позволяет выявить определенные способности и интересы детей, например, сделать кормушку для птиц, собрать плоды и семена растений для того, чтобы подкармливать птиц зимой, нарисовать плакат о правилах поведения в природе, рассказать знакомым взрослым и детям о необходимости охраны первоцветов.
Рассказывая о своих наблюдениях за явлениями природы, школьники значительно расширяют свой словарный запас, учатся строить связные словесные конструкции. Хорошо зарекомендовала себя и практика написания мини-сочинений по впечатлениям от экскурсий в природу. Даже те дети, которые иногда испытывают затруднения в устном изложении увиденного, достаточно легко составляют несколько предложений такого сочинения.
Введение в содержание предмета «Окружающий мир» сведений об истории нашего Отечества значительно расширило его коррекционные возможности. Возможность ребенка собрать сведения и рассказать в классе о героическом прошлом своей семьи не только способствует патриотическому воспитанию всех учащихся, но и дает повод каждому учащемуся проявить себя в качестве «исследователя прошлого», гордиться прошлым своих родных, стараться быть достойным их заслуг.
Участие детей в проектной деятельности позволяет проявить им свои разнообразные способности — организаторские, дизайнерские, а также реализовать желание использовать современные информационные технологии. Особое место в проектной деятельности младших школьников по предмету «Окружающий мир» занимают экологические проекты. Участие в экологических проектах способно позитивно перенацелить досуг многих младших школьников, сделать его положительно значимым для общества.
Проведение внеклассной работы по предмету «Окружающий мир» всегда было связано с проявлением познавательных интересов учащихся. Но вовлечение в такую работу малообщительных, неуверенных в себе, закомплексованных детей способствует также изменению их социального поведения, расширению личностного диапазона, формированию новых качеств. Иногда участие ребенка во внеклассной работе позволяет выявить его новые склонности и определенные способности, которые могут помочь как в процессе обучения, в том числе и по другим предметам, так и в дальнейшем — в реализации определенного профессионального плана.
- Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературного чтения в начальной школе
- Кирюшкины. Династия учителей
- Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературного чтения в начальной школе е. А. Алешина,
- Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературного чтения при изучении лирических стихотворений
- Н. Н. Андрианова,
- Изучая свой край, учимся любить родной язык
- Г. В. Анохина, л. Н. Матвиенко,
- Икт на уроках русского языка
- Е. Н. Ахтырская,
- Фольклор как искусство слова
- Т. А. Белоглазова,
- Оптимальное чтение — залог успеха ученика
- О. Н. Булаева,
- Формирование читательской самостоятельности младших школьников
- Н. М. Бунина, с. В. Васенева, н. А. Степанова,
- Уроки риторики в начальной школе
- Е. В. Бурмистрова,
- Икт на уроках русского языка и литературного чтения
- И. К. Варежникова,
- Формирование читательской самостоятельности младших школьников
- А. В. Васенева,
- Эстетическое воспитание младших школьников
- О. П. Волошенко, л. А. Рзянина, с. Ю. Нархова,
- Особенности читательской самостоятельности младших школьников
- В. Н. Вячина, е. М. Пажитнова,
- Развитие познавательных интересов и речи у младших школьников с использованием элементов народоведения
- Е. В. Епифанова,
- Семейное чтение — средство формирования читательского интереса
- А. И. Журавлева,
- Воспитание культуры личности, жизненной и нравственной позиции в рамках личностной модели выпускника I ступени обучения
- О. В. Иванова,
- Уроки русского языка в начальной школе на современном этапе образования
- В. С. Колесникова,
- Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности по русскому языку
- Е. А. Краморова
- Вопросы соотношения интонации и пунктуации в русском языке
- Е. В. Малахова
- Работа в программе Movie Maker как одна из форм использования икт на уроках литературного чтения
- О. В. Марченко,
- Н. А. Федосеева
- Использование фольклора в процессе подготовки детей к школе
- Е. Н. Маштакова,
- Использование краеведческого материала на уроках русского языка
- Е. П. Носова, т. А. Земцова,
- Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе
- У. И. Онюшкина
- Современный урок русского языка в начальной школе
- М. А. Перестрибова,
- Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора
- Е. В. Попова,
- Формирование биологических понятий при изучении предмета «Окружающий мир»
- Н. А. Свалова,
- Возможности развития речи в учебном диалоге
- Т. М. Сиятскова,
- Каллиграфическая минутка как средство исправления плохого почерка
- Е. В. Спирина,
- Обучение первоначальному письму и формирование графического навыка у младших школьников
- Т. И. Сурина,
- Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка по развитию орфографической зоркости учащихся
- Е. В. Сухорукова,
- Тестовый контроль в начальной школе
- И. В. Федорина,
- Формирование навыка чтения — залог успеха всего дальнейшего обучения
- С. А. Филоненко,
- Икт на уроках русского языка и во внеурочной деятельности
- Е. А. Фомичева,
- Краткосрочные проекты по литературному чтению с использованием программы Photo Story 3
- Г. Б. Фролова,
- Читательская самостоятельность младших школьников как актуальная проблема современного образования
- Н. И. Фролова,
- Формирование интеллектуальных компетенций младших школьников на уроках русского языка
- Г. Н. Цыплухина,
- Актуальные проблемы обучения грамоте младших школьников
- Т. Н. Швецова,
- Г. В. Шевлягина,
- Использование интерактивной доски на уроках русского языка
- И. А. Шубкина,
- Актуальные проблемы обучения грамоте младших школьников
- Учебная и социально-педагогическая деятельность с учащимися, имеющими трудности в обучении л. В. Борзова,
- Проблема гармонизации процесса развития детей, имеющих трудности в обучении
- Е. Б. Вячина,
- Значение дополнительных коррекционно-развивающих программ для коррекции личностных качеств учащихся с трудностями в обучении
- В. А. Денисова,
- Особенности преподавания информатики и икт в начальной школе
- С. В. Калякина,
- Специальные коррекционные занятия в системе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
- О. С. Коннова,
- Формы и методы работы с неуспевающими детьми по предмету «Информатика»
- Т. И. Коннова,
- Особенности работы с детьми, имеющими трудности в изучении русского языка
- И. А. Курбанова,
- Уверенность в себе, как залог преодоления трудностей обучения в младшем школьном возрасте
- О. В. Лукичева
- Т. В. Селифонова
- Организация работы с детьми, имеющими трудности в обучении, на уроках и в группе продленного дня
- Е. Г. Лукьянова,
- Методика работы с неуспевающими детьми в условиях детского дома
- И. Л. Павлова,
- Система работы по оказанию помощи детям, имеющим трудности в обучении
- Главная задача, стоящая перед педагогом — выявление уровня готовности к обучению. Особая роль для решения этой задачи отводится школьному психологу, который осуществляет следующие диагностики:
- Л. Х. Попова,
- Создание развивающей среды для коррекции интеллектуального и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья
- А. В. Рыжков,
- Кабинет психологической разгрузки в коррекционной школе VIII вида
- Т. Н. Рыжкова (Горяйнова),
- Социальное взаимодействие как фактор развития произвольности младших школьников коррекционного учреждения VIII вида
- Н. Н. Семикина,
- Психолого-педагогическая помощь семьям, способы организации работы с родителями
- И. Е. Торсукова,
- Работа над ошибками как одна из форм педагогической поддержки детей
- О. В. Трущелева,
- Особенности развивающей работы с детьми с глубокой степенью умственной отсталости
- О. В. Шамшина,
- Психолого-педагогические причины неуспеваемости младшего школьника и психологическое сопровождение детей с трудностями в обучении
- В. М. Шейн,
- Коррекционный аспект предмета «Окружающий мир»
- Е. В. Шубина,
- Работа социального педагога с детьми девиантного поведения
- Ок. А. Юрко, Ол. А. Юрко,
- Технологии работы с родителями: эффективность различных форм взаимодействия семьи и школы
- Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения Материалы Региональной научно-практической конференции г. Балашов, март 2010 г.
- 410600, Г. Саратов, ул. Пугачевская 117, к. 50.
- 412309, Г. Балашов, Саратовская обл., ул. К. Маркса, 29.