logo
s_act_prob_prepod2010

Особенности преподавания информатики и икт в начальной школе

Объективные процессы информатизации Российского общества формируют социальный заказ сфере образования на увеличение внимания к информационной грамотности.

Так как наиболее интенсивное развитие интеллекта происходит в младшем школьном возрасте (внимание становится произвольным, происходит переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, восприятие принимает анализирующий и дифференцирующий характер, совершенствуется память), возникла необходимость в переносе изучения пропедевтического курса информатики из средних классов школы в начальные.

Обучение информатике предполагает не только овладение учащимися компьютерной грамотностью, но и формирование у них навыков алгоритмического мышления, умения логически мыслить.

Экспериментальные исследования, связанные с разработкой содержания и методов изучения курса информатики в начальной школе, ведутся более десяти лет. За это время были предложены различные подходы к его изучению в начальных классах, воплощенные в различных учебно-методических комплектах.

Уже 8 лет этот курс входит в школьное обучение как самостоятельный предмет. Уже 8 лет ведутся споры о том, кто должен преподавать информатику: учитель начальных классов или учитель-предметник?

Ведение уроков информатики требует от учителя начальных классов владения методиками введения понятий информатики, освоения компьютерных технологий на уровне, позволяющими вести практические занятия с младшими школьниками и использовать компьютер в качестве электронной доски, что не всегда возможно.

Учитель информатики владеет содержанием предмета, но обучение в начальной школе требует специальных знаний психологических особенностей младших школьников.

Чтобы однозначно ответить на этот вопрос необходимо выбрать одно из двух направлений пропедевтического изучения информатики — развитие логического, алгоритмического и системного мышления, с одной стороны, и освоение практики работы на компьютере — с другой.

Это дает школе возможность сделать выбор по своему вкусу и по своим возможностям.

В 2005 году курс информатики был введен в нашей школе, начиная со 2 класса. Материально-техническая база позволила сделать упор на «технологическое» направление, доверив преподавание учителю информатики.

Поэтому «начинающему» учителю-предметнику могу дать несколько полезных советов.

Для успешного усвоения учащимися курса информатики в начальной школе, прежде всего, необходимо изучить психологические особенности учащихся младших классов, методику проведения физкультминуток, манеру задавать детям вопросы и методику организации всевозможных игр. Большую помощь в этом могут оказать школьный педагог-психолог и учителя, работающие в начальной школе. Посещайте уроки коллег в начальной школе и приглашайте их на свои «первые» уроки. Это позволит плодотворнее работать как вам, так и учителю начальных классов.

Не забудьте познакомиться с учебно-методическими комплектами, по которым занимаются дети, чтобы не тратить время на формирование того, что дети уже освоили на других уроках, опираться на их знания, добавляя то, что дает информатика в начальной школе.

Работа на компьютере должна строго соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям. Для учащихся 2—4 классов время работы на компьютере составляет не более 15 минут, поэтому урок лучше разделить на две основные части: работа с тетрадью и работа за компьютером.

Дополнительно при выполнении практического задания всех учеников разделите на две подгруппы, чтобы каждый смог выполнить практическое задание на компьютере.

При выполнении одной подгруппой задания за компьютером, вторая выполняет аналогичные задания на карточках или тетрадях. Это позволит ученику работать в индивидуальном темпе, вам — осуществлять контроль темпа практических работ и оказание помощи нуждающемуся в ней ученику.

Чтобы сократить время и избежать хаоса при переходе за компьютеры, следует закрепить за каждым ребенком его рабочее место.

Я делаю так: на первом занятии во 2 классе каждый из учащихся получает за работу такую карточку:

где цифра 1 — номер компьютера (порядковый номер указан на каждом компьютере), цифра 2 — номер группы, в которой будет работать ученик.

Важно, чтобы в каждый момент своей работы учащиеся знали, чем именно они занимаются и к чему им надо стремиться, тогда трудятся с большой охотой и желанием над отработкой даже самых рутинных навыков, если заранее знают результат, к которому надо стремиться.

Необходимо помнить, что преподавание информатики в начальной школе накладывает на учителя-предметника большую ответственность, каждый урок требует большой подготовки, четкого планирования всех этапов урока.

Пропедевтический курс информатики в начальной школе играет значительную роль в формировании целостного мировоззрения, учебных и коммуникативных навыков.

Литература

  1. URL: http://bank.orenipk.ru/Text/t25_6.htm

  2. URL: http://www.ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2008_11_18.html

  3. URL: http://www.school2100.ru/program/program_start-comp.html