Особенности преподавания информатики и икт в начальной школе
Объективные процессы информатизации Российского общества формируют социальный заказ сфере образования на увеличение внимания к информационной грамотности.
Так как наиболее интенсивное развитие интеллекта происходит в младшем школьном возрасте (внимание становится произвольным, происходит переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, восприятие принимает анализирующий и дифференцирующий характер, совершенствуется память), возникла необходимость в переносе изучения пропедевтического курса информатики из средних классов школы в начальные.
Обучение информатике предполагает не только овладение учащимися компьютерной грамотностью, но и формирование у них навыков алгоритмического мышления, умения логически мыслить.
Экспериментальные исследования, связанные с разработкой содержания и методов изучения курса информатики в начальной школе, ведутся более десяти лет. За это время были предложены различные подходы к его изучению в начальных классах, воплощенные в различных учебно-методических комплектах.
Уже 8 лет этот курс входит в школьное обучение как самостоятельный предмет. Уже 8 лет ведутся споры о том, кто должен преподавать информатику: учитель начальных классов или учитель-предметник?
Ведение уроков информатики требует от учителя начальных классов владения методиками введения понятий информатики, освоения компьютерных технологий на уровне, позволяющими вести практические занятия с младшими школьниками и использовать компьютер в качестве электронной доски, что не всегда возможно.
Учитель информатики владеет содержанием предмета, но обучение в начальной школе требует специальных знаний психологических особенностей младших школьников.
Чтобы однозначно ответить на этот вопрос необходимо выбрать одно из двух направлений пропедевтического изучения информатики — развитие логического, алгоритмического и системного мышления, с одной стороны, и освоение практики работы на компьютере — с другой.
Это дает школе возможность сделать выбор по своему вкусу и по своим возможностям.
В 2005 году курс информатики был введен в нашей школе, начиная со 2 класса. Материально-техническая база позволила сделать упор на «технологическое» направление, доверив преподавание учителю информатики.
Поэтому «начинающему» учителю-предметнику могу дать несколько полезных советов.
Для успешного усвоения учащимися курса информатики в начальной школе, прежде всего, необходимо изучить психологические особенности учащихся младших классов, методику проведения физкультминуток, манеру задавать детям вопросы и методику организации всевозможных игр. Большую помощь в этом могут оказать школьный педагог-психолог и учителя, работающие в начальной школе. Посещайте уроки коллег в начальной школе и приглашайте их на свои «первые» уроки. Это позволит плодотворнее работать как вам, так и учителю начальных классов.
Не забудьте познакомиться с учебно-методическими комплектами, по которым занимаются дети, чтобы не тратить время на формирование того, что дети уже освоили на других уроках, опираться на их знания, добавляя то, что дает информатика в начальной школе.
Работа на компьютере должна строго соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям. Для учащихся 2—4 классов время работы на компьютере составляет не более 15 минут, поэтому урок лучше разделить на две основные части: работа с тетрадью и работа за компьютером.
Дополнительно при выполнении практического задания всех учеников разделите на две подгруппы, чтобы каждый смог выполнить практическое задание на компьютере.
При выполнении одной подгруппой задания за компьютером, вторая выполняет аналогичные задания на карточках или тетрадях. Это позволит ученику работать в индивидуальном темпе, вам — осуществлять контроль темпа практических работ и оказание помощи нуждающемуся в ней ученику.
Чтобы сократить время и избежать хаоса при переходе за компьютеры, следует закрепить за каждым ребенком его рабочее место.
Я делаю так: на первом занятии во 2 классе каждый из учащихся получает за работу такую карточку:
где цифра 1 — номер компьютера (порядковый номер указан на каждом компьютере), цифра 2 — номер группы, в которой будет работать ученик.
Важно, чтобы в каждый момент своей работы учащиеся знали, чем именно они занимаются и к чему им надо стремиться, тогда трудятся с большой охотой и желанием над отработкой даже самых рутинных навыков, если заранее знают результат, к которому надо стремиться.
Необходимо помнить, что преподавание информатики в начальной школе накладывает на учителя-предметника большую ответственность, каждый урок требует большой подготовки, четкого планирования всех этапов урока.
Пропедевтический курс информатики в начальной школе играет значительную роль в формировании целостного мировоззрения, учебных и коммуникативных навыков.
Литература
URL: http://bank.orenipk.ru/Text/t25_6.htm
URL: http://www.ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2008_11_18.html
URL: http://www.school2100.ru/program/program_start-comp.html
- Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературного чтения в начальной школе
- Кирюшкины. Династия учителей
- Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературного чтения в начальной школе е. А. Алешина,
- Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературного чтения при изучении лирических стихотворений
- Н. Н. Андрианова,
- Изучая свой край, учимся любить родной язык
- Г. В. Анохина, л. Н. Матвиенко,
- Икт на уроках русского языка
- Е. Н. Ахтырская,
- Фольклор как искусство слова
- Т. А. Белоглазова,
- Оптимальное чтение — залог успеха ученика
- О. Н. Булаева,
- Формирование читательской самостоятельности младших школьников
- Н. М. Бунина, с. В. Васенева, н. А. Степанова,
- Уроки риторики в начальной школе
- Е. В. Бурмистрова,
- Икт на уроках русского языка и литературного чтения
- И. К. Варежникова,
- Формирование читательской самостоятельности младших школьников
- А. В. Васенева,
- Эстетическое воспитание младших школьников
- О. П. Волошенко, л. А. Рзянина, с. Ю. Нархова,
- Особенности читательской самостоятельности младших школьников
- В. Н. Вячина, е. М. Пажитнова,
- Развитие познавательных интересов и речи у младших школьников с использованием элементов народоведения
- Е. В. Епифанова,
- Семейное чтение — средство формирования читательского интереса
- А. И. Журавлева,
- Воспитание культуры личности, жизненной и нравственной позиции в рамках личностной модели выпускника I ступени обучения
- О. В. Иванова,
- Уроки русского языка в начальной школе на современном этапе образования
- В. С. Колесникова,
- Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности по русскому языку
- Е. А. Краморова
- Вопросы соотношения интонации и пунктуации в русском языке
- Е. В. Малахова
- Работа в программе Movie Maker как одна из форм использования икт на уроках литературного чтения
- О. В. Марченко,
- Н. А. Федосеева
- Использование фольклора в процессе подготовки детей к школе
- Е. Н. Маштакова,
- Использование краеведческого материала на уроках русского языка
- Е. П. Носова, т. А. Земцова,
- Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе
- У. И. Онюшкина
- Современный урок русского языка в начальной школе
- М. А. Перестрибова,
- Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора
- Е. В. Попова,
- Формирование биологических понятий при изучении предмета «Окружающий мир»
- Н. А. Свалова,
- Возможности развития речи в учебном диалоге
- Т. М. Сиятскова,
- Каллиграфическая минутка как средство исправления плохого почерка
- Е. В. Спирина,
- Обучение первоначальному письму и формирование графического навыка у младших школьников
- Т. И. Сурина,
- Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка по развитию орфографической зоркости учащихся
- Е. В. Сухорукова,
- Тестовый контроль в начальной школе
- И. В. Федорина,
- Формирование навыка чтения — залог успеха всего дальнейшего обучения
- С. А. Филоненко,
- Икт на уроках русского языка и во внеурочной деятельности
- Е. А. Фомичева,
- Краткосрочные проекты по литературному чтению с использованием программы Photo Story 3
- Г. Б. Фролова,
- Читательская самостоятельность младших школьников как актуальная проблема современного образования
- Н. И. Фролова,
- Формирование интеллектуальных компетенций младших школьников на уроках русского языка
- Г. Н. Цыплухина,
- Актуальные проблемы обучения грамоте младших школьников
- Т. Н. Швецова,
- Г. В. Шевлягина,
- Использование интерактивной доски на уроках русского языка
- И. А. Шубкина,
- Актуальные проблемы обучения грамоте младших школьников
- Учебная и социально-педагогическая деятельность с учащимися, имеющими трудности в обучении л. В. Борзова,
- Проблема гармонизации процесса развития детей, имеющих трудности в обучении
- Е. Б. Вячина,
- Значение дополнительных коррекционно-развивающих программ для коррекции личностных качеств учащихся с трудностями в обучении
- В. А. Денисова,
- Особенности преподавания информатики и икт в начальной школе
- С. В. Калякина,
- Специальные коррекционные занятия в системе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
- О. С. Коннова,
- Формы и методы работы с неуспевающими детьми по предмету «Информатика»
- Т. И. Коннова,
- Особенности работы с детьми, имеющими трудности в изучении русского языка
- И. А. Курбанова,
- Уверенность в себе, как залог преодоления трудностей обучения в младшем школьном возрасте
- О. В. Лукичева
- Т. В. Селифонова
- Организация работы с детьми, имеющими трудности в обучении, на уроках и в группе продленного дня
- Е. Г. Лукьянова,
- Методика работы с неуспевающими детьми в условиях детского дома
- И. Л. Павлова,
- Система работы по оказанию помощи детям, имеющим трудности в обучении
- Главная задача, стоящая перед педагогом — выявление уровня готовности к обучению. Особая роль для решения этой задачи отводится школьному психологу, который осуществляет следующие диагностики:
- Л. Х. Попова,
- Создание развивающей среды для коррекции интеллектуального и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья
- А. В. Рыжков,
- Кабинет психологической разгрузки в коррекционной школе VIII вида
- Т. Н. Рыжкова (Горяйнова),
- Социальное взаимодействие как фактор развития произвольности младших школьников коррекционного учреждения VIII вида
- Н. Н. Семикина,
- Психолого-педагогическая помощь семьям, способы организации работы с родителями
- И. Е. Торсукова,
- Работа над ошибками как одна из форм педагогической поддержки детей
- О. В. Трущелева,
- Особенности развивающей работы с детьми с глубокой степенью умственной отсталости
- О. В. Шамшина,
- Психолого-педагогические причины неуспеваемости младшего школьника и психологическое сопровождение детей с трудностями в обучении
- В. М. Шейн,
- Коррекционный аспект предмета «Окружающий мир»
- Е. В. Шубина,
- Работа социального педагога с детьми девиантного поведения
- Ок. А. Юрко, Ол. А. Юрко,
- Технологии работы с родителями: эффективность различных форм взаимодействия семьи и школы
- Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения Материалы Региональной научно-практической конференции г. Балашов, март 2010 г.
- 410600, Г. Саратов, ул. Пугачевская 117, к. 50.
- 412309, Г. Балашов, Саратовская обл., ул. К. Маркса, 29.