logo
s_act_prob_prepod2010

Актуальные проблемы обучения грамоте младших школьников

С преподаванием русского языка в начальной школе сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, появились новые программы и учебники, дидактические материалы, которые должны повысить грамотность учеников, способствовать развитию интереса к изучению родного языка; с другой — как показывает практика, уровень грамотности наших учеников либо остается по-прежнему невысоким, либо — и это пугает больше всего — катастрофически снижается.

В чем же состоят проблемы обучения грамоте младших школьников?

Рассмотрим некоторые из них на примере обучения письму первоклассников.

Довольно часто, анализируя допущенные первоклассниками в контрольных диктантах ошибки, с огорчением перечисляешь прочие ошибки: лишний мягкий знак (ь) («Косьтя»), лишняя буква («тигор»), пропуск буквы («млыши»), замена буквы («езы»). Наблюдения показывают, что не так уж безобидны проблемы «прочих» ошибок.

Первая проблема. Детям так слышится: «Косьтя».

Вторая проблема. Многие первоклассники пишут так как говорят: тигор, млыши, езы.

Известно, что легче ошибку предупредить, труднее ее исправить. Чтобы легче было предупредить ошибки, учителю надо знать слова, в которых младшие школьники допускают ошибки. Для этого учителю надо внимательно прислушиваться к тому, как дети говорят.

Третья проблема. Первоклассник добросовестно выучил правило (жи-, ши: лыжи, шина), научился делать проверку (шары — шар, сад — сады). Теперь этот ученик уверен и даже пытается доказать, что слова надо писать так, а не иначе: кошичка, шишичка, Лориса (Лора).

Четвертая проблема. Первоклассники имеют небольшой запас слов, еще не наблюдательны. И хотя они выучили правила, многие еще не умеют писать самостоятельно трудные слова.

Пятая проблема. Учитель, боясь перегрузки, учит детей на очень легком материале. Даже для списывания с доски дает такие слова, как Галя, Вася, Мурка, Волга, рама, шаль, школа; оса — осы, шары — шар, сад — сады и т. п.

Отсюда нередко получается: контрольный диктант весь класс выполняет хорошо, если учитель его составляет сам, если же диктант дает администрация школы, то класс справляется с трудом.

Спрашивается, кто же, кроме учителя, поможет первоклассникам овладеть навыком грамотного письма, и есть ли у него такая возможность. Возможность для этого у учителя есть, и большая.