logo
s_act_prob_prepod2010

Психолого-педагогические причины неуспеваемости младшего школьника и психологическое сопровождение детей с трудностями в обучении

Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в условиях общеобразовательной школы — достаточно молодое направление в образовании. Немаловажное значение в процессе психологического сопровождения учащихся имеет работа с детьми, испытывающими трудности в обучении, особенно на начальной ступени школы.

Неуспевающие дети — это вечная проблема школы. Неуспеваемость, по мнению Ю. З. Гильбуха [1], можно подразделить на общую и специфическую. Под общей неуспеваемостью подразумевается стойкое, относительно длительное отставание ученика по основным предметам школьной программы: русскому языку и математике. Специфическая неуспеваемость затрагивает лишь один из этих предметов при удовлетворительной или даже хорошей успеваемости по остальным предметам школьного курса.

Психологические причины, лежащие в основе неуспеваемости, И. В. Дубровина и другие психологи объединили в две группы, к первой из которых отнесли недостатки познавательной деятельности в широком смысле слова, а ко второй — недостатки в развитии мотивационной сферы детей [1]. Такие школьники отличаются несформированностью правильных приемов учебной деятельности. Причин неуспеваемости каждого школьника может быть множество, и каждая из них способствует возникновению трудностей в учебной деятельности.

Под трудностями учебной деятельности младшего школьника С. Н. Костромина понимает: пропуски букв в письменных работах, орфографические ошибки при хорошем знании правил, невнимательность и рассеянность, трудности при решении математических задач, в пересказе текста, усвоении новых знаний, выполнении заданий для самостоятельной работы, постоянная грязь в тетради, неусидчивость [2].

Психологическими причинами данных трудностей А. Ф. Ануфриев и С. Н. Костромина считают: низкий уровень развития фонематического слуха, произвольности, низкий уровень объема, устойчивости и распределения внимания, слабая концентрация внимания, несформированность приемов самоконтроля, слабое развитие мелкой моторики пальцев рук, низкий уровень речевого развития и образного мышления, заниженная самооценка, индивидуально-типологические особенности личности [2].

В деятельности педагога-психолога в процессе работы психологического сопровождения учащихся, испытывающих трудности в обучении, можно выделить следующие этапы психологического сопровождения ученика начальной школы:

— диагностика школьной зрелости, подготовка к школе;

— психолого-педагогическая поддержка первоклассников на этапе адаптации;

— изучение динамики развития учащихся начальной школы;

— диагностика готовности к переходу в среднюю школу;

— психологическая поддержка учащихся пятых классов на этапе адаптации.

Развитие личности ребенка, его способностей, интересов — процесс непрерывный. Для того чтобы прогнозировать, направлять, вести ребенка к успеху, его нужно знать и понимать. Познание каждого школьника, его индивидуальности, потребностей, творческого потенциала — главное направление работы психолога с детьми, и особенно, испытывающими трудности в обучении.

Литература

  1. Справочник психолога начальной школы / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. Ростов н/Д: Феникс, 2006.

  2. Андреева А. Д., Данилова Е. Е. Преподавание психологии в современной школе // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 122—127.