Воспитание культуры личности, жизненной и нравственной позиции в рамках личностной модели выпускника I ступени обучения
Духовно-нравственное воспитание личности ребенка — одна из самых важных задач школы. Решение этой задачи невозможно без строго продуманной системы организации нравственного воспитания школьников в учебно-воспитательной деятельности. Всякая деятельность школьников является нравственной. Учатся ли дети, играют ли, трудятся — всюду в их деятельности проявляются определенные нравственные качества, положительное или отрицательное.
Не секрет, что дети получают разное воспитание. Для большинства учителем является сама жизнь, а доступ к получению грамотного и правильного воспитания в целях духовно-нравственного становления существенно ограничен. Жизненную нравственность и судьбу каждого ребенка во многом определяют его родители и педагоги, но далеко не все способны развить в нем стремление к красоте, воспитать внутреннюю культуру и облагородить душу.
Как помочь ребенку? Задачи состоят в следующем:
— раскрыть индивидуальность ребенка;
— помочь ей проявиться, развиться, устояться;
— обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.
Здесь стоит подчеркнуть, что детей не надо ограждать от всего. Нужно лишь привить им иммунитет к негативному, окружающему ребенка в семье, школе и во дворе. Этому способствуют практикумы с элементами тренинга «Умей сказать „Нет!“», «Как принять правильное решение», «Качества личности, которые помогают воздерживаться от всего негативного!» и др.
Необходимо вносить определенные коррективы в духовной мир ребенка, сохраняя уникальность и неповторимость личности, создавать положительные перспективы, использовать ведущие положительные качества ребенка в воспитательной деятельности.
Очень важно «расковать» детей, высвободить их творческую энергию, «разбудить» в детях потребность познания мира, себя, смысла и назначения своей жизни. А это и есть духовность. Но, развивая в ребенке духовность, нельзя не думать и о воспитании в нем потребности жить и действовать для других, т. е. о душевности, которая характеризуется добрым отношением человека к окружающему миру, заботой и вниманием к людям, своему делу. Большое значение в нравственном воспитании детей имеет процесс обучения.
Урок — место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений, поэтому каждому учителю важно знать:
1. Успех начинается с признания детьми права учителя учить. Авторитет, личность учителя, его разнообразные достоинства, интересы являются залогом успеха учащихся.
2. Психологический климат, обстановка жизнерадостности, организация деятельности учащихся на уроке, разумное сочетание репродуктивных и творческих методов — это важные компоненты залога успеха на уроке.
3. Предвкушение необычности, способность учителя удивлять играют важную роль на уроке.
4. Учитель должен любить детей и уметь это делать. Нельзя, выказывая чувство восторга от общения с одними детьми, заставлять страдать других.
5. Учитель должен знать и весь класс, и каждого ученика в отдельности, чтобы научиться в любую минуту помочь им.
Также необходимо систематически проводить работу над Правилами для учащихся 1—4 классов, на их основе строится жизнь коллектива. Их выполнение для учащихся является тем показателем, по которому можно судить о воспитании детей. Чтобы воспитать детей, надо их знать.
Знание того, как ученик относится к поощрениям и наказаниям, своим друзьям, обязанностям, какое место занимает в детском коллективе поможет учителю характеристика нравственной воспитанности ученика.
В характеристиках отмечается, что изменилось за год (в какую сторону), что стабилизировалось.
План характеристики нравственной воспитанности ученика
1. Общие сведения об ученике — состав семьи и характер отношений в семье, здоровье, успеваемость, общее развитие, интересы ученика.
2. Отношения с друзьями — характер дружбы (на равных началах, старается подчинить себе других, легко сам поддается другим — идет на поводу); в каких случаях ссорится с друзьями, как происходит примирение, стремится ли быть справедливым.
3. Как выполняет поручения детского коллектива, проявляет ли чувства личной ответственности в общем деле; вносит ли свои предложения в коллективную работу.
4. Результаты индивидуальной работы с учеником по нравственному воспитанию (положительный, нейтральный, отрицательный).
Учитель должен видеть и собирать объективные факты, которые можно сопоставить, осмыслить, чтобы увидеть линию развития ребенка.
Позитивные результаты деятельности учителя — это профилактическая работа с учащимися: индивидуальные беседы на этнические темы, классные часы-информации, дискуссии и другие формы.
Например, беседы о нравственности:
1. Относись к другому так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
2. Стараться видеть хорошее в других.
3. Доброжелательность и дружелюбие.
4. О милосердии и сострадании.
5. Действенная помощь и бездейственная жалость.
6. О полезности поощрения.
7. Месть и ненависть.
8. Грубость и жестокость.
9. Забота о других. Чувство долга и ответственности.
10. Чуткое отношение к другому.
11. Вежливость — важное средство примирения людей.
12. О справедливости и несправедливости.
13. Культура — красота, создаваемая человеком.
14. Мечты о прекрасном.
В духовно-нравственном воспитании очень важны результаты системы взаимодействия учителя с семьей. Основу взаимодействия учителя и семьи вижу в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств.
Принципы взаимодействия:
— взаимное доверие и уважение;
— взаимная поддержка и помощь;
— терпение и толерантность по отношению друг к другу.
Реализация этих принципов помогает учителю и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации. Использую в работе с родителями как групповые (родительские собрания), так и индивидуальные (беседы по вопросам воспитателя, консультации, посещение семьи) формы работы с семьей. Стилю общения с родителями придаю большое значение. Диалог — это ведущая форма общения.
Результатом четко организованной системы сотрудничества с родителями в вопросах воспитания и образования стали дискуссии, проводимые для родителей: «Что вы делаете, если чувствуете проблемы с дисциплиной у своего ребенка?», «Нужны ли ребенку праздники?», «Соблазны и пути их преодоления» и др.
Родители стали проявлять интерес к жизни классного коллектива, к успехам и неудачам детей, оказывают помощь во всех делах коллектива.
Таким образом, для современного учителя приоритетным становятся знания теоретические (знание современных психолого-педагогических концепций), методологические (знание общих принципов изучения педагогических явлений, закономерностей социализации обучения и воспитания) и особенно технологические, то есть знание не только традиционных, но и инновационных образовательных технологий.
Каждый учитель должен быть терпелив, последователен, требователен и гибок, иначе все его усилия не приведут к положительному результату. Наша учительская задача заключается в том, чтобы вести каждого, даже самого слабого, равнодушного ученика к знаниям, в мир, богатый интеллектуальной жизнью.
- Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературного чтения в начальной школе
- Кирюшкины. Династия учителей
- Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературного чтения в начальной школе е. А. Алешина,
- Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературного чтения при изучении лирических стихотворений
- Н. Н. Андрианова,
- Изучая свой край, учимся любить родной язык
- Г. В. Анохина, л. Н. Матвиенко,
- Икт на уроках русского языка
- Е. Н. Ахтырская,
- Фольклор как искусство слова
- Т. А. Белоглазова,
- Оптимальное чтение — залог успеха ученика
- О. Н. Булаева,
- Формирование читательской самостоятельности младших школьников
- Н. М. Бунина, с. В. Васенева, н. А. Степанова,
- Уроки риторики в начальной школе
- Е. В. Бурмистрова,
- Икт на уроках русского языка и литературного чтения
- И. К. Варежникова,
- Формирование читательской самостоятельности младших школьников
- А. В. Васенева,
- Эстетическое воспитание младших школьников
- О. П. Волошенко, л. А. Рзянина, с. Ю. Нархова,
- Особенности читательской самостоятельности младших школьников
- В. Н. Вячина, е. М. Пажитнова,
- Развитие познавательных интересов и речи у младших школьников с использованием элементов народоведения
- Е. В. Епифанова,
- Семейное чтение — средство формирования читательского интереса
- А. И. Журавлева,
- Воспитание культуры личности, жизненной и нравственной позиции в рамках личностной модели выпускника I ступени обучения
- О. В. Иванова,
- Уроки русского языка в начальной школе на современном этапе образования
- В. С. Колесникова,
- Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности по русскому языку
- Е. А. Краморова
- Вопросы соотношения интонации и пунктуации в русском языке
- Е. В. Малахова
- Работа в программе Movie Maker как одна из форм использования икт на уроках литературного чтения
- О. В. Марченко,
- Н. А. Федосеева
- Использование фольклора в процессе подготовки детей к школе
- Е. Н. Маштакова,
- Использование краеведческого материала на уроках русского языка
- Е. П. Носова, т. А. Земцова,
- Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе
- У. И. Онюшкина
- Современный урок русского языка в начальной школе
- М. А. Перестрибова,
- Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора
- Е. В. Попова,
- Формирование биологических понятий при изучении предмета «Окружающий мир»
- Н. А. Свалова,
- Возможности развития речи в учебном диалоге
- Т. М. Сиятскова,
- Каллиграфическая минутка как средство исправления плохого почерка
- Е. В. Спирина,
- Обучение первоначальному письму и формирование графического навыка у младших школьников
- Т. И. Сурина,
- Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка по развитию орфографической зоркости учащихся
- Е. В. Сухорукова,
- Тестовый контроль в начальной школе
- И. В. Федорина,
- Формирование навыка чтения — залог успеха всего дальнейшего обучения
- С. А. Филоненко,
- Икт на уроках русского языка и во внеурочной деятельности
- Е. А. Фомичева,
- Краткосрочные проекты по литературному чтению с использованием программы Photo Story 3
- Г. Б. Фролова,
- Читательская самостоятельность младших школьников как актуальная проблема современного образования
- Н. И. Фролова,
- Формирование интеллектуальных компетенций младших школьников на уроках русского языка
- Г. Н. Цыплухина,
- Актуальные проблемы обучения грамоте младших школьников
- Т. Н. Швецова,
- Г. В. Шевлягина,
- Использование интерактивной доски на уроках русского языка
- И. А. Шубкина,
- Актуальные проблемы обучения грамоте младших школьников
- Учебная и социально-педагогическая деятельность с учащимися, имеющими трудности в обучении л. В. Борзова,
- Проблема гармонизации процесса развития детей, имеющих трудности в обучении
- Е. Б. Вячина,
- Значение дополнительных коррекционно-развивающих программ для коррекции личностных качеств учащихся с трудностями в обучении
- В. А. Денисова,
- Особенности преподавания информатики и икт в начальной школе
- С. В. Калякина,
- Специальные коррекционные занятия в системе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
- О. С. Коннова,
- Формы и методы работы с неуспевающими детьми по предмету «Информатика»
- Т. И. Коннова,
- Особенности работы с детьми, имеющими трудности в изучении русского языка
- И. А. Курбанова,
- Уверенность в себе, как залог преодоления трудностей обучения в младшем школьном возрасте
- О. В. Лукичева
- Т. В. Селифонова
- Организация работы с детьми, имеющими трудности в обучении, на уроках и в группе продленного дня
- Е. Г. Лукьянова,
- Методика работы с неуспевающими детьми в условиях детского дома
- И. Л. Павлова,
- Система работы по оказанию помощи детям, имеющим трудности в обучении
- Главная задача, стоящая перед педагогом — выявление уровня готовности к обучению. Особая роль для решения этой задачи отводится школьному психологу, который осуществляет следующие диагностики:
- Л. Х. Попова,
- Создание развивающей среды для коррекции интеллектуального и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья
- А. В. Рыжков,
- Кабинет психологической разгрузки в коррекционной школе VIII вида
- Т. Н. Рыжкова (Горяйнова),
- Социальное взаимодействие как фактор развития произвольности младших школьников коррекционного учреждения VIII вида
- Н. Н. Семикина,
- Психолого-педагогическая помощь семьям, способы организации работы с родителями
- И. Е. Торсукова,
- Работа над ошибками как одна из форм педагогической поддержки детей
- О. В. Трущелева,
- Особенности развивающей работы с детьми с глубокой степенью умственной отсталости
- О. В. Шамшина,
- Психолого-педагогические причины неуспеваемости младшего школьника и психологическое сопровождение детей с трудностями в обучении
- В. М. Шейн,
- Коррекционный аспект предмета «Окружающий мир»
- Е. В. Шубина,
- Работа социального педагога с детьми девиантного поведения
- Ок. А. Юрко, Ол. А. Юрко,
- Технологии работы с родителями: эффективность различных форм взаимодействия семьи и школы
- Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения Материалы Региональной научно-практической конференции г. Балашов, март 2010 г.
- 410600, Г. Саратов, ул. Пугачевская 117, к. 50.
- 412309, Г. Балашов, Саратовская обл., ул. К. Маркса, 29.