logo
s_act_prob_prepod2010

Работа над ошибками как одна из форм педагогической поддержки детей

Одной из проблем обучения детей, нуждающихся в педагогической поддержке, является работа над ошибками. Уместно здесь вспомнить известный афоризм: «Умный не тот, кто не совершает ошибок, а тот, кто умеет их исправлять».

Как правило, работа над ошибками проводится без учета индивидуальных особенностей учащихся. Систематическое отсутствие дифференцированного подхода при организации работы над ошибками является одной из причин неграмотности и слабой успеваемости отдельных учащихся.

Поэтому непродуктивно и бессмысленно механическое многократное переписывание слов, в которых допущены ошибки. В своей педагогической практике используем следующую систему работы над ошибками. Необходимо научить ребенка действовать осознанно: определить, в какой части слова допущена ошибка, обозначить орфограмму, обосновать правильность написания слова, обязательно записать еще несколько родственных слов на эту же орфограмму.

Начиная со второго класса, ученик выполняет работу над ошибками на отдельном листе, который вкладывается в тетрадь по русскому языку. В результате и ученик, и родители, и учитель могут проследить характер допущенных ошибок, качественное выполнение работы над ними. Это помогает педагогу скорректировать дальнейшую работу по устранению ошибок у конкретного ученика. Выполняя работу, ученики руководствуются памятками-алгоритмами для определенных орфограмм. Это побуждает детей выполнять работу не наугад, а вдумчиво, на основе анализа материала. Каждая орфограмма имеет свое цифровое обозначение, что используется следующим образом: учитель не исправляет, а лишь зачеркивает букву, которая записана в слове неверно, на поля выносится цифра, обозначающая номер орфограммы в памятке, помогающей ученику определить характер ошибки и выполнить работу строго по заданному алгоритму. Учитель проверяет и оценивает каждую работу, при этом учитывается, что правильность и точность исправления служат показателем осознанности выполняемой работы. Мониторинг проделанной работы позволяет увидеть положительные результаты формирования орфографической зоркости у учащихся.

Одним из приемов работы над ошибками считается индивидуальный подход в исправлении ошибок при проверке письменных работ. В некоторых случаях не исправляются ошибки, а зачеркиваются неверно написанные буквы; в других — исправляются лишь трудные для них орфограммы; третьим необходимо дать шанс самим найти ошибку по красной точке перед словом или строкой, в которых были допущены ошибки. Это процесс творческий, трудоемкий, отнимающий много времени, но такой труд окупается более высокой грамотностью.

Самое важное в работе над ошибками — добиться того, чтобы учащиеся стремились избавиться от них. При отсутствии у детей такого стремления не будет успеха в повышении грамотности, поэтому для организации индивидуальной самостоятельной работы школьников над ошибками огромное значение имеет создание психологической основы для сознательных упражнений по устранению пробелов в знаниях, возникновению желания исправить их, преодолевая трудности.