Тестовый контроль в начальной школе
Необходимость более эффективного подключения начальной школы к формирующимся сегодня условиям обучения и контроля в старших классах заставляет педагогов искать новые образовательные резервы. Проверка и оценка достижений младших школьников — существенная составляющая процесса обучения и одна из важных задач педагогической деятельности учителя и должна соответствовать современным достижениям педагогической науки, социальным требованиям и приоритетам образования в начальном звене школы.
Проблема объективной и реальной оценки выполненной учащимися работы существует в наших школах уже давно. Тестовая форма сравнительно недавно используется в практике работы начальной школы. Востребованность тестов в современных условиях можно объяснить тем, что одна из главных задач начальной школы — научить учиться, а ведущее место в современной развивающей модели образования занимает развитие личности ученика, его возможностей и способностей, желания и умения учиться.
Выпускник начальной школы должен овладеть следующими компонентами учебной деятельности:
самостоятельно разбираться в учебной задаче;
находить способ решения учебной задачи;
сравнивать найденный результат с правильным ответом;
научиться применять полученные знания в нестандартной ситуации;
адекватно оценивать свои действия.
В связи с этим в современной практике преподавания в начальной школе роль тестирования как одного из точных методов педагогических измерений постоянно растет. Можно также отметить, что в последнее время при проведении олимпиад, конкурсов, познавательных игр для начальных классов учащимся предлагаются задания в форме тестирования.
Назначение тестов — не только контроль и оценка знаний, умений, кроме этого, это диагностика состояния и проблем, возникающих у учащихся на каждом этапе изучения программного материала. Одна из задач учителя состоит в том, чтобы помочь учащимся начальных классов усвоить алгоритм действий при работе с тестами, постепенно приучить школьников к тестовой форме работы на различных уроках.
Педагогический тест — это инструмент, предназначенный для измерения обученности учащегося, состоящий из системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов. Тестовый контроль — это оперативная проверка качества усвоения, а значит, и немедленное исправление ошибок, восполнение пробелов.
В начале обучения работе с тестами коллективная деятельность более продуктивна. На этом этапе нет необходимости заготавливать тестовые задания каждому ученику, цель — познакомить учащихся с новой для них формой проверки знаний. Большую помощь на этом этапе может оказать использование средств ИКТ на уроке. Задача учителя — научить ребенка оценивать свои действия, результаты, свое продвижение вперед. Постепенно работа с тестами становится индивидуальной. Сличение своего результата с правильным ответом становится инструментом анализа ошибки, ее причины, возникших затруднений и т. д. Поэтому наличие неправильных ответов в тестах помогает ученику объективно оценить свои действия, увидеть ошибки.
Тестирование может применяться на разных стадиях урока: проведение вводного тестирования — получение сведений об исходном уровне знаний учащихся; текущее тестирование — для ликвидации пробелов и коррекции умений и знаний; итоговый тест — систематизация и обобщение учебного материала, проверка сформированных знаний и умений.
Создавая собственные тесты, учитель должен помнить, что существуют определенные требования к структуре теста, к комплекту заданий, которые войдут в него. Язык теста, инструкции также должны соответствовать языку, инструкциям учебника начальной школы.
Методика разработки педагогического теста включает в себя:
Определение контингента учащихся.
Определение программы, для которой делается тест.
Определение вида тестирования (контроли):
стартовый,
текущий,
тематический,
рубежный,
итоговый.
Определение целей тестирования:
оценка знаний специфических фактов, терминов, понятий;
проверка умения давать определения, понятия, определять их содержание и объем;
проверка знания формул, законов, теорий, принципов, методов, умение применить их;
умение находить сходства и различия;
умение представлять материал на графиках, схемах, таблицах.
Выбор формы тестового задания, который зависит от целей тестирования и содержания.
Определение времени, на которое рассчитан тест.
Определение длины теста.
Отбор содержания, создание вопросов теста.
Современные компьютерные технологии дают учителю возможность сделать процесс тестирования объективным.
Учитель для создания интерактивных компьютерных тестов может использовать:
электронные таблицы (например Microsoft Excel);
программы по созданию презентаций (например PowerPoint);
специальные оболочки для создания тестов (например TS v1.8 final, HyperTes, Hot Potatoes);
социальные сервисы для создания и использования тестов в on-line режиме (например сервис «Мастер-тест»).
Использование интерактивных тестов дает возможность учителю быстро провести проверку знаний учащихся и без лишних затрат времени и сил обработать полученную информацию.
В настоящее время и в методической литературе, и в сети Интернет собрана большая коллекция тестов различного направления практически по всем школьным предметам, разной степени трудности. Учитель может воспользоваться и готовыми разработками, и адаптировать материал под цели и задачи конкретного урока.
Компьютерное тестирование помогает разнообразить формы контроля знаний, сделав их более привлекательными для учащихся за счет применения компьютера, Интернета. Еще одно преимущество тестов — все учащиеся находятся в равных условиях, позволяющих объективно сравнивать их достижения; исключается субъективность учителя; результаты тестирования поддаются статистической обработке. Результат позволяет определить не только «проблемную зону», но и конкретную «болевую точку», дает возможность установить причину итоговой неудачи и построить соответственно коррекционную работу.
Вместе с тем успешность выполнения учащимися тестовых заданий, особенно по итогам года, объективность полученных результатов в значительной степени зависят не только от уровня владения проверяемыми знаниями и умениями, но и от психологической готовности к выполнению тестовых заданий в отведенное на это время. Работа по снятию страха перед тестированием — тоже одно из направлений деятельности учителя.
В заключение отметим, что, несмотря на востребованность тестирования в нашей школе, остальные формы контроля также должны присутствовать в обучении, ведь главное достоинство тестовой проверки — скорость и объективность, а традиционной проверки посредством дидактических материалов — ее основательность.
- Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературного чтения в начальной школе
- Кирюшкины. Династия учителей
- Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературного чтения в начальной школе е. А. Алешина,
- Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературного чтения при изучении лирических стихотворений
- Н. Н. Андрианова,
- Изучая свой край, учимся любить родной язык
- Г. В. Анохина, л. Н. Матвиенко,
- Икт на уроках русского языка
- Е. Н. Ахтырская,
- Фольклор как искусство слова
- Т. А. Белоглазова,
- Оптимальное чтение — залог успеха ученика
- О. Н. Булаева,
- Формирование читательской самостоятельности младших школьников
- Н. М. Бунина, с. В. Васенева, н. А. Степанова,
- Уроки риторики в начальной школе
- Е. В. Бурмистрова,
- Икт на уроках русского языка и литературного чтения
- И. К. Варежникова,
- Формирование читательской самостоятельности младших школьников
- А. В. Васенева,
- Эстетическое воспитание младших школьников
- О. П. Волошенко, л. А. Рзянина, с. Ю. Нархова,
- Особенности читательской самостоятельности младших школьников
- В. Н. Вячина, е. М. Пажитнова,
- Развитие познавательных интересов и речи у младших школьников с использованием элементов народоведения
- Е. В. Епифанова,
- Семейное чтение — средство формирования читательского интереса
- А. И. Журавлева,
- Воспитание культуры личности, жизненной и нравственной позиции в рамках личностной модели выпускника I ступени обучения
- О. В. Иванова,
- Уроки русского языка в начальной школе на современном этапе образования
- В. С. Колесникова,
- Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности по русскому языку
- Е. А. Краморова
- Вопросы соотношения интонации и пунктуации в русском языке
- Е. В. Малахова
- Работа в программе Movie Maker как одна из форм использования икт на уроках литературного чтения
- О. В. Марченко,
- Н. А. Федосеева
- Использование фольклора в процессе подготовки детей к школе
- Е. Н. Маштакова,
- Использование краеведческого материала на уроках русского языка
- Е. П. Носова, т. А. Земцова,
- Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе
- У. И. Онюшкина
- Современный урок русского языка в начальной школе
- М. А. Перестрибова,
- Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора
- Е. В. Попова,
- Формирование биологических понятий при изучении предмета «Окружающий мир»
- Н. А. Свалова,
- Возможности развития речи в учебном диалоге
- Т. М. Сиятскова,
- Каллиграфическая минутка как средство исправления плохого почерка
- Е. В. Спирина,
- Обучение первоначальному письму и формирование графического навыка у младших школьников
- Т. И. Сурина,
- Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка по развитию орфографической зоркости учащихся
- Е. В. Сухорукова,
- Тестовый контроль в начальной школе
- И. В. Федорина,
- Формирование навыка чтения — залог успеха всего дальнейшего обучения
- С. А. Филоненко,
- Икт на уроках русского языка и во внеурочной деятельности
- Е. А. Фомичева,
- Краткосрочные проекты по литературному чтению с использованием программы Photo Story 3
- Г. Б. Фролова,
- Читательская самостоятельность младших школьников как актуальная проблема современного образования
- Н. И. Фролова,
- Формирование интеллектуальных компетенций младших школьников на уроках русского языка
- Г. Н. Цыплухина,
- Актуальные проблемы обучения грамоте младших школьников
- Т. Н. Швецова,
- Г. В. Шевлягина,
- Использование интерактивной доски на уроках русского языка
- И. А. Шубкина,
- Актуальные проблемы обучения грамоте младших школьников
- Учебная и социально-педагогическая деятельность с учащимися, имеющими трудности в обучении л. В. Борзова,
- Проблема гармонизации процесса развития детей, имеющих трудности в обучении
- Е. Б. Вячина,
- Значение дополнительных коррекционно-развивающих программ для коррекции личностных качеств учащихся с трудностями в обучении
- В. А. Денисова,
- Особенности преподавания информатики и икт в начальной школе
- С. В. Калякина,
- Специальные коррекционные занятия в системе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
- О. С. Коннова,
- Формы и методы работы с неуспевающими детьми по предмету «Информатика»
- Т. И. Коннова,
- Особенности работы с детьми, имеющими трудности в изучении русского языка
- И. А. Курбанова,
- Уверенность в себе, как залог преодоления трудностей обучения в младшем школьном возрасте
- О. В. Лукичева
- Т. В. Селифонова
- Организация работы с детьми, имеющими трудности в обучении, на уроках и в группе продленного дня
- Е. Г. Лукьянова,
- Методика работы с неуспевающими детьми в условиях детского дома
- И. Л. Павлова,
- Система работы по оказанию помощи детям, имеющим трудности в обучении
- Главная задача, стоящая перед педагогом — выявление уровня готовности к обучению. Особая роль для решения этой задачи отводится школьному психологу, который осуществляет следующие диагностики:
- Л. Х. Попова,
- Создание развивающей среды для коррекции интеллектуального и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья
- А. В. Рыжков,
- Кабинет психологической разгрузки в коррекционной школе VIII вида
- Т. Н. Рыжкова (Горяйнова),
- Социальное взаимодействие как фактор развития произвольности младших школьников коррекционного учреждения VIII вида
- Н. Н. Семикина,
- Психолого-педагогическая помощь семьям, способы организации работы с родителями
- И. Е. Торсукова,
- Работа над ошибками как одна из форм педагогической поддержки детей
- О. В. Трущелева,
- Особенности развивающей работы с детьми с глубокой степенью умственной отсталости
- О. В. Шамшина,
- Психолого-педагогические причины неуспеваемости младшего школьника и психологическое сопровождение детей с трудностями в обучении
- В. М. Шейн,
- Коррекционный аспект предмета «Окружающий мир»
- Е. В. Шубина,
- Работа социального педагога с детьми девиантного поведения
- Ок. А. Юрко, Ол. А. Юрко,
- Технологии работы с родителями: эффективность различных форм взаимодействия семьи и школы
- Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения Материалы Региональной научно-практической конференции г. Балашов, март 2010 г.
- 410600, Г. Саратов, ул. Пугачевская 117, к. 50.
- 412309, Г. Балашов, Саратовская обл., ул. К. Маркса, 29.