logo
s_act_prob_prepod2010

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературного чтения при изучении лирических стихотворений

Современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным играм. Детское чтение как духовный ресурс России стоит в одном ряду с важнейшими государственными задачами обеспечения безопасности России, сохранения и развития национальной культуры. Ни у кого нет сомнения, что положение с детским чтением надо менять безотлагательно. Эта задача может быть решена только коллективными усилиями. Но все же первое место принадлежит школе и прежде всего начальной, так как именно она начинает формировать навыки чтения, учит понимать авторскую позицию и воспринимать литературное произведение эстетически. Младшие школьники редко берут в руки книгу со сказками, занимательными приключениями, не говоря уже о лирических стихотворениях. Лирические стихотворения не любят читать вообще. В них нет сюжета, столкновений. Перед нами жизнь души, внутренний мир поэта, данный напрямую без посредников. Именно уроки изучения лирических стихотворений помогают «достучаться» до сердца ребенка, приобщают к общечеловеческим духовным ценностям через собственные эмоциональные переживания.

Урокам изучения лирических стихотворений отводится особое место в программе начальной школы и подготовка учителя к ним должна быть серьезной и тщательно продуманной.

Перед чтением лирических стихотворений очень важно создать соответствующий эмоциональный и психологический настрой класса. Здесь помогают экскурсии, прогулки, природоведческие беседы, предшествующие изучаемому произведению. Можно начать урок с мини-сочине-ния, название которого созвучно теме урока. Например, мини-сочинение «За окном сентябрь», «Первый снег», «Наступает вечер», «Мой сон о…». В первом классе это устный рассказ, со второго класса 2—3 и более предложений. Иногда подготовкой к чтению служит просмотр видеофильма, прослушивание аудиозаписи.

Последнее время многие учителя отказались от чтения стихотворения учащимся, так как боятся навязать детям свое видение литературного произведения, лишить ребенка права высказать личное отношение к прочитанному. Во время беседы по содержанию в целом, можно попросить детей поделится мыслями, обменяться впечатлениями от прочитанного, ответить на вопрос: Какое настроение автора вы почувствовали? Этот вопрос для детей очень сложен, им трудно выразить свои чувства словами. На данном этапе урока предлагается словарик настроений [1]. Дети выбирают наиболее точное, по их мнению, настроение поэта. Постепенно учащиеся запоминают эти определения и к концу обучения в начальной школе могут обходиться без словарика, так как многие слова-настроения запоминают, расширяя тем самым свой активный словарный запас, переходя от слов «хорошее», «плохое» к определению настроения: воспевающее, волшебное, грустной радости, таинственное.

Должный подход к методике обучения анализу стихотворений о природе опирается на использование метода интеграции. Такие уроки проводятся в тесной связи с уроками русского языка, ИЗО, окружающего мира, музыки.

После концентуальной беседы по тексту рисуется картина ко всему стихотворению или к отдельным строчкам. Словесное рисование — прекрасная основа к сочинению-описанию по русскому языку. Продолжить работу можем на уроке ИЗО, где словесное рисование переходит в предметное.

После уроков изучения лирических стихотворений можно предложить детям дома попробовать себя в роли композитора — сочинить музыку к изученному произведению. Сначала ребята относятся к такому домашнему заданию с недоверием, стесняются петь, но потом этот вид работы становится одним из любимых. Задания подобного характера раскрепощают детей, развивают у них творческие способности. Очень нравятся младшим школьникам задания «Допиши…». Учащимся предлагается неизвестное им «неоконченное» четверостишие. Дети добавляют к нему свои строчки. Результат непредсказуем. Ребята либо очень близки к оригиналу, либо, наоборот, что тоже оказывается, как ни странно, уместно.

Уроки изучения лирических стихотворений могут стать основой духовно-нравственного воспитания, так как являются моментом творческой самореализации личности, основанной на обратной связи читателя с искусством слова [2].

Уроки, на которых изучаются лирические стихотворения, помогают детям развивать читательскую самостоятельность. Не без помощи этих уроков в классе складываются доброжелательные, чуткие отношения друг к другу. Дети вежливы, добры, отзывчивы. Часто после таких уроков «прикосновения души», на следующий день дети приносят подарок в класс, сделанный своими руками, не для отметки. То, что он почувствовал, отражено на бумаге в виде рисунка, мозаики, аппликации, текста. Ученики переписывают стихотворения из учебника, делая свою книжку, иллюстрируя ее. Сочиняют стихи, загадки, пословицы.

Хочется верить, что многие ученики придут к стихотворениям А. Ахматовой и М. Цветаевой не только потому, что так надо по программе, а уже потому, что, потянувшись к прекрасному в детстве, в юности они будут чувствовать потребность в настоящей литературе.

Литература

  1. Ульянова Н. В. Урок-диалог «Путь к слову „настроение“» // Начальная школа плюс до и после. 2006. № 5.

  2. Фомичева О. С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. М.: Гелиос, 2008.