Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературного чтения при изучении лирических стихотворений
Современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным играм. Детское чтение как духовный ресурс России стоит в одном ряду с важнейшими государственными задачами обеспечения безопасности России, сохранения и развития национальной культуры. Ни у кого нет сомнения, что положение с детским чтением надо менять безотлагательно. Эта задача может быть решена только коллективными усилиями. Но все же первое место принадлежит школе и прежде всего начальной, так как именно она начинает формировать навыки чтения, учит понимать авторскую позицию и воспринимать литературное произведение эстетически. Младшие школьники редко берут в руки книгу со сказками, занимательными приключениями, не говоря уже о лирических стихотворениях. Лирические стихотворения не любят читать вообще. В них нет сюжета, столкновений. Перед нами жизнь души, внутренний мир поэта, данный напрямую без посредников. Именно уроки изучения лирических стихотворений помогают «достучаться» до сердца ребенка, приобщают к общечеловеческим духовным ценностям через собственные эмоциональные переживания.
Урокам изучения лирических стихотворений отводится особое место в программе начальной школы и подготовка учителя к ним должна быть серьезной и тщательно продуманной.
Перед чтением лирических стихотворений очень важно создать соответствующий эмоциональный и психологический настрой класса. Здесь помогают экскурсии, прогулки, природоведческие беседы, предшествующие изучаемому произведению. Можно начать урок с мини-сочине-ния, название которого созвучно теме урока. Например, мини-сочинение «За окном сентябрь», «Первый снег», «Наступает вечер», «Мой сон о…». В первом классе это устный рассказ, со второго класса 2—3 и более предложений. Иногда подготовкой к чтению служит просмотр видеофильма, прослушивание аудиозаписи.
Последнее время многие учителя отказались от чтения стихотворения учащимся, так как боятся навязать детям свое видение литературного произведения, лишить ребенка права высказать личное отношение к прочитанному. Во время беседы по содержанию в целом, можно попросить детей поделится мыслями, обменяться впечатлениями от прочитанного, ответить на вопрос: Какое настроение автора вы почувствовали? Этот вопрос для детей очень сложен, им трудно выразить свои чувства словами. На данном этапе урока предлагается словарик настроений [1]. Дети выбирают наиболее точное, по их мнению, настроение поэта. Постепенно учащиеся запоминают эти определения и к концу обучения в начальной школе могут обходиться без словарика, так как многие слова-настроения запоминают, расширяя тем самым свой активный словарный запас, переходя от слов «хорошее», «плохое» к определению настроения: воспевающее, волшебное, грустной радости, таинственное.
Должный подход к методике обучения анализу стихотворений о природе опирается на использование метода интеграции. Такие уроки проводятся в тесной связи с уроками русского языка, ИЗО, окружающего мира, музыки.
После концентуальной беседы по тексту рисуется картина ко всему стихотворению или к отдельным строчкам. Словесное рисование — прекрасная основа к сочинению-описанию по русскому языку. Продолжить работу можем на уроке ИЗО, где словесное рисование переходит в предметное.
После уроков изучения лирических стихотворений можно предложить детям дома попробовать себя в роли композитора — сочинить музыку к изученному произведению. Сначала ребята относятся к такому домашнему заданию с недоверием, стесняются петь, но потом этот вид работы становится одним из любимых. Задания подобного характера раскрепощают детей, развивают у них творческие способности. Очень нравятся младшим школьникам задания «Допиши…». Учащимся предлагается неизвестное им «неоконченное» четверостишие. Дети добавляют к нему свои строчки. Результат непредсказуем. Ребята либо очень близки к оригиналу, либо, наоборот, что тоже оказывается, как ни странно, уместно.
Уроки изучения лирических стихотворений могут стать основой духовно-нравственного воспитания, так как являются моментом творческой самореализации личности, основанной на обратной связи читателя с искусством слова [2].
Уроки, на которых изучаются лирические стихотворения, помогают детям развивать читательскую самостоятельность. Не без помощи этих уроков в классе складываются доброжелательные, чуткие отношения друг к другу. Дети вежливы, добры, отзывчивы. Часто после таких уроков «прикосновения души», на следующий день дети приносят подарок в класс, сделанный своими руками, не для отметки. То, что он почувствовал, отражено на бумаге в виде рисунка, мозаики, аппликации, текста. Ученики переписывают стихотворения из учебника, делая свою книжку, иллюстрируя ее. Сочиняют стихи, загадки, пословицы.
Хочется верить, что многие ученики придут к стихотворениям А. Ахматовой и М. Цветаевой не только потому, что так надо по программе, а уже потому, что, потянувшись к прекрасному в детстве, в юности они будут чувствовать потребность в настоящей литературе.
Литература
Ульянова Н. В. Урок-диалог «Путь к слову „настроение“» // Начальная школа плюс до и после. 2006. № 5.
Фомичева О. С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. М.: Гелиос, 2008.
- Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературного чтения в начальной школе
- Кирюшкины. Династия учителей
- Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературного чтения в начальной школе е. А. Алешина,
- Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературного чтения при изучении лирических стихотворений
- Н. Н. Андрианова,
- Изучая свой край, учимся любить родной язык
- Г. В. Анохина, л. Н. Матвиенко,
- Икт на уроках русского языка
- Е. Н. Ахтырская,
- Фольклор как искусство слова
- Т. А. Белоглазова,
- Оптимальное чтение — залог успеха ученика
- О. Н. Булаева,
- Формирование читательской самостоятельности младших школьников
- Н. М. Бунина, с. В. Васенева, н. А. Степанова,
- Уроки риторики в начальной школе
- Е. В. Бурмистрова,
- Икт на уроках русского языка и литературного чтения
- И. К. Варежникова,
- Формирование читательской самостоятельности младших школьников
- А. В. Васенева,
- Эстетическое воспитание младших школьников
- О. П. Волошенко, л. А. Рзянина, с. Ю. Нархова,
- Особенности читательской самостоятельности младших школьников
- В. Н. Вячина, е. М. Пажитнова,
- Развитие познавательных интересов и речи у младших школьников с использованием элементов народоведения
- Е. В. Епифанова,
- Семейное чтение — средство формирования читательского интереса
- А. И. Журавлева,
- Воспитание культуры личности, жизненной и нравственной позиции в рамках личностной модели выпускника I ступени обучения
- О. В. Иванова,
- Уроки русского языка в начальной школе на современном этапе образования
- В. С. Колесникова,
- Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности по русскому языку
- Е. А. Краморова
- Вопросы соотношения интонации и пунктуации в русском языке
- Е. В. Малахова
- Работа в программе Movie Maker как одна из форм использования икт на уроках литературного чтения
- О. В. Марченко,
- Н. А. Федосеева
- Использование фольклора в процессе подготовки детей к школе
- Е. Н. Маштакова,
- Использование краеведческого материала на уроках русского языка
- Е. П. Носова, т. А. Земцова,
- Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе
- У. И. Онюшкина
- Современный урок русского языка в начальной школе
- М. А. Перестрибова,
- Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора
- Е. В. Попова,
- Формирование биологических понятий при изучении предмета «Окружающий мир»
- Н. А. Свалова,
- Возможности развития речи в учебном диалоге
- Т. М. Сиятскова,
- Каллиграфическая минутка как средство исправления плохого почерка
- Е. В. Спирина,
- Обучение первоначальному письму и формирование графического навыка у младших школьников
- Т. И. Сурина,
- Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка по развитию орфографической зоркости учащихся
- Е. В. Сухорукова,
- Тестовый контроль в начальной школе
- И. В. Федорина,
- Формирование навыка чтения — залог успеха всего дальнейшего обучения
- С. А. Филоненко,
- Икт на уроках русского языка и во внеурочной деятельности
- Е. А. Фомичева,
- Краткосрочные проекты по литературному чтению с использованием программы Photo Story 3
- Г. Б. Фролова,
- Читательская самостоятельность младших школьников как актуальная проблема современного образования
- Н. И. Фролова,
- Формирование интеллектуальных компетенций младших школьников на уроках русского языка
- Г. Н. Цыплухина,
- Актуальные проблемы обучения грамоте младших школьников
- Т. Н. Швецова,
- Г. В. Шевлягина,
- Использование интерактивной доски на уроках русского языка
- И. А. Шубкина,
- Актуальные проблемы обучения грамоте младших школьников
- Учебная и социально-педагогическая деятельность с учащимися, имеющими трудности в обучении л. В. Борзова,
- Проблема гармонизации процесса развития детей, имеющих трудности в обучении
- Е. Б. Вячина,
- Значение дополнительных коррекционно-развивающих программ для коррекции личностных качеств учащихся с трудностями в обучении
- В. А. Денисова,
- Особенности преподавания информатики и икт в начальной школе
- С. В. Калякина,
- Специальные коррекционные занятия в системе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
- О. С. Коннова,
- Формы и методы работы с неуспевающими детьми по предмету «Информатика»
- Т. И. Коннова,
- Особенности работы с детьми, имеющими трудности в изучении русского языка
- И. А. Курбанова,
- Уверенность в себе, как залог преодоления трудностей обучения в младшем школьном возрасте
- О. В. Лукичева
- Т. В. Селифонова
- Организация работы с детьми, имеющими трудности в обучении, на уроках и в группе продленного дня
- Е. Г. Лукьянова,
- Методика работы с неуспевающими детьми в условиях детского дома
- И. Л. Павлова,
- Система работы по оказанию помощи детям, имеющим трудности в обучении
- Главная задача, стоящая перед педагогом — выявление уровня готовности к обучению. Особая роль для решения этой задачи отводится школьному психологу, который осуществляет следующие диагностики:
- Л. Х. Попова,
- Создание развивающей среды для коррекции интеллектуального и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья
- А. В. Рыжков,
- Кабинет психологической разгрузки в коррекционной школе VIII вида
- Т. Н. Рыжкова (Горяйнова),
- Социальное взаимодействие как фактор развития произвольности младших школьников коррекционного учреждения VIII вида
- Н. Н. Семикина,
- Психолого-педагогическая помощь семьям, способы организации работы с родителями
- И. Е. Торсукова,
- Работа над ошибками как одна из форм педагогической поддержки детей
- О. В. Трущелева,
- Особенности развивающей работы с детьми с глубокой степенью умственной отсталости
- О. В. Шамшина,
- Психолого-педагогические причины неуспеваемости младшего школьника и психологическое сопровождение детей с трудностями в обучении
- В. М. Шейн,
- Коррекционный аспект предмета «Окружающий мир»
- Е. В. Шубина,
- Работа социального педагога с детьми девиантного поведения
- Ок. А. Юрко, Ол. А. Юрко,
- Технологии работы с родителями: эффективность различных форм взаимодействия семьи и школы
- Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения Материалы Региональной научно-практической конференции г. Балашов, март 2010 г.
- 410600, Г. Саратов, ул. Пугачевская 117, к. 50.
- 412309, Г. Балашов, Саратовская обл., ул. К. Маркса, 29.