logo
s_act_prob_prepod2010

Проблема гармонизации процесса развития детей, имеющих трудности в обучении

Изменившиеся социально-экономические условия развития общества предполагают новые требования к системе образования, к целям и направлениям ее реформирования: повышение гибкости и мобильности образования, создание реальной вариативности образовательных систем, наиболее полный учет индивидуальных запросов и личных возможностей обучаемых.

Современная школа находится в поиске моделей обучения, которые могут обеспечить развитие личности с учетом индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей.

По данным педагогической статистики, в России от 30 до 40 % детей испытывают трудности в обучении уже в начальных классах, 44 % — с проблемами в развитии, 6 % нуждаются в особых образовательных услугах. Сегодня уже на этапе поступления в школу 92 % детей, не имеющих классических форм аномалии развития, характеризуются низким уровнем школьной зрелости, испытывают трудности в обучении и освоении социальной роли ученика, имеют повышенный риск школьной дезадаптации.

Процесс гуманизации отношений между личностью и обществом, направленный на сохранение духовной наследственности человеческих взаимоотношений, требует особого внимания к нуждам детей с трудностями в обучении. Выявление причин возникновения трудностей в усвоении младшими школьниками учебных предметов, причин школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим трудностей в поведении; поиск оптимальных путей их обучения и воспитания, создание условий для социального развития — таковы основные задачи педагогической науки и объекты междисциплинарных исследований и практических поисков.

Создание адекватных потребностям детей условий может идти разными путями. Такие условия могут создаваться как в специальной, так и в общеобразовательной школе или образовательном дошкольном учреждении. В настоящее время в образовательных учреждениях России происходит становление педагогической системы коррекционно-развивающего обучения детей, испытывающих трудности в освоении учебных программ, в адаптации к школе и социальному окружению.

Все чаще подчеркивается необходимость выбора учеником содержательных и процессуальных аспектов образования и максимальное приближение этого выбора к реальным интересам и возможностям ученика.

Все чаще перспективы развития современной системы образования усматривают в большей альтернативности и индивидуализации обучения, в расширении форм образовательной деятельности.