logo
s_act_prob_prepod2010

Каллиграфическая минутка как средство исправления плохого почерка

Школа — это не только учеба, а мир общения, радостей, переживаний, взлетов, фантазии и творчества. Когда в классе учатся только мальчики, нужно запастись терпением, в корне изменить подход к детям, чтобы они были счастливы в школе, чувствовали себя умными, догадливыми, успешными. Не испытывая успеха, школьник теряет веру в себя, становится дерзким, настороженным, пассивным.

Часто можно услышать, что у большинства мальчиков плохой почерк. Ведь мальчики неусидчивые, шумные, азартные. А как решительно они расправляются с самыми трудными буквами при письме! Не удивительно, что все написанное детьми бывает не понято не только мною, но и ими самими.

Научить детей писать правильно и красиво — задача каждого учителя. Как исправить плохой почерк? С этой задачей помогают справиться каллиграфические минутки. Минутки чистописания длятся 5—8 минут. Этот вид работы способствует умению детей видеть, исправлять и анализировать свои и чужие каллиграфические ошибки. Такие минутки дают возможность для обучения школьника таким умениям, как: правильно располагать записи на странице тетради; регулировать наклон букв, слов; пропорции их элементов; расстояние между буквами в словах и между ними на строке в условиях отсутствия на строке типографских образцов букв и слов.

Детям, как правило, не нравятся каллиграфические минутки, на которых им приходится механически обводить или штриховать тот или иной рисунок, прописывать ту или иную букву. Монотонная и однообразная работа утомляет учеников, не вызывает у них интереса.

Интересными дети считают упражнения, которые заставляют подумать, а не просто списывать.

Минутки чистописания обычно начинают с упражнений по укреплению мелкой мускулатуры руки: сгибание и разгибание (с силой!) пальцев, имитация движений «игра на пианино», «вращение волчка», «стук дождя», «соление пищи», «кормление цыплят», вращательные движения кистей рук.

Слабая координация движений, медленная реакция на различные положения рук, быстрая мышечная усталость в связи с большим объемом письменной работы — все это заставляет включить в свою работу серию занимательных упражнений для рук, пальцев, глаз. Например:

Упражнение 1. Ладошки лежат на парте. Мальчики поднимают пальцы по одному сначала одной руки, затем другой. Повторяют это упражнение в обратном порядке.

Упражнение 2. Ладошки лежат на парте. Мальчики поднимают пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.

Упражнение 3. На столе лежат 5—10 палочек. Одной рукой надо собрать в кулак все палочки, беря их по одной, затем положить их на стол, кладя их по одной.

Упражнение 4. Учащиеся зажимают ручку фалангами указательного и среднего пальцев и делают «шаги» по поверхности стола.

Упражнение 5. Перекатывание маленького ребристого мячика в руке, с руки на руку, сжимание с ускорением.

Упражнение 6. Дети зажимают конец ручки средним и указательным пальцами правой руки. Большой конец ручки находится дальше от груди. Дети переворачивают ручку и вкладывают ее длинным концом в левую руку. Очередным переворотом вкладывают ее в правую руку и т. д. Руки при этом упираются в край парты так, что локти чуть свешиваются, а ладони приподняты над партой. Образцы некоторых букв или слов прописываю в тетрадях с разных концов строки с тем, чтобы они служили при письме опорами. При планировании урока предусматриваю работу звуко-буквенного анализа слов, анализа структуры предложения, развития речи детей. Со словами предварительно составляются предложения, вспоминаются загадки, пословицы, выделяются орфограммы — буквы без называния их правил.

Учителя используют прием угадывания как одного из средств, влияющих на познавательную деятельность, на развитие интереса учащихся к урокам русского языка. Такие упражнения заставляют детей «поломать» голову.

Например:

— Сегодня мы будем прописывать букву, которая обозначает мягкость согласного звука, может обозначать целое слово. Найдите ее в ряду букв.

А, Е, Ю, Я, У.

— Расшифруйте слова, пропишите ударную гласную.

ЖЫИЛ (лыжи), РЫКАШ (крыша), АЫМКШ (камыш).

— Игра «Кто больше?». Составить слова из букв А, Л, С, М, Ь, О и прописать их в тетради (лом, сало, лось, соль, сом и др.).

Для того чтобы дети старались писать красиво, чисто и правильно, каждую работу по чистописанию они оценивают. Например, им предлагается подчеркнуть простым карандашом букву, которая, по их мнению, «самая красивая». В другой раз предлагается обменяться тетрадями с соседом по парте и оценить его работу (работают парами). Взаимопроверка работ организуется для того, чтобы выяснить качество выполнения задания. Ребята очень любят взаимопроверку тетрадей по рядам (учащиеся первого ряда передают свои тетради второму ряду, второй — третьему, третий — первому).

Занимательный характер каллиграфических минуток положительно влияет на установку красивого почерка, помогает учащимся закрепить навык безотрывного письма, увеличить его скорость, воспитывает интерес и любовь к родному языку.