Каллиграфическая минутка как средство исправления плохого почерка
Школа — это не только учеба, а мир общения, радостей, переживаний, взлетов, фантазии и творчества. Когда в классе учатся только мальчики, нужно запастись терпением, в корне изменить подход к детям, чтобы они были счастливы в школе, чувствовали себя умными, догадливыми, успешными. Не испытывая успеха, школьник теряет веру в себя, становится дерзким, настороженным, пассивным.
Часто можно услышать, что у большинства мальчиков плохой почерк. Ведь мальчики неусидчивые, шумные, азартные. А как решительно они расправляются с самыми трудными буквами при письме! Не удивительно, что все написанное детьми бывает не понято не только мною, но и ими самими.
Научить детей писать правильно и красиво — задача каждого учителя. Как исправить плохой почерк? С этой задачей помогают справиться каллиграфические минутки. Минутки чистописания длятся 5—8 минут. Этот вид работы способствует умению детей видеть, исправлять и анализировать свои и чужие каллиграфические ошибки. Такие минутки дают возможность для обучения школьника таким умениям, как: правильно располагать записи на странице тетради; регулировать наклон букв, слов; пропорции их элементов; расстояние между буквами в словах и между ними на строке в условиях отсутствия на строке типографских образцов букв и слов.
Детям, как правило, не нравятся каллиграфические минутки, на которых им приходится механически обводить или штриховать тот или иной рисунок, прописывать ту или иную букву. Монотонная и однообразная работа утомляет учеников, не вызывает у них интереса.
Интересными дети считают упражнения, которые заставляют подумать, а не просто списывать.
Минутки чистописания обычно начинают с упражнений по укреплению мелкой мускулатуры руки: сгибание и разгибание (с силой!) пальцев, имитация движений «игра на пианино», «вращение волчка», «стук дождя», «соление пищи», «кормление цыплят», вращательные движения кистей рук.
Слабая координация движений, медленная реакция на различные положения рук, быстрая мышечная усталость в связи с большим объемом письменной работы — все это заставляет включить в свою работу серию занимательных упражнений для рук, пальцев, глаз. Например:
Упражнение 1. Ладошки лежат на парте. Мальчики поднимают пальцы по одному сначала одной руки, затем другой. Повторяют это упражнение в обратном порядке.
Упражнение 2. Ладошки лежат на парте. Мальчики поднимают пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.
Упражнение 3. На столе лежат 5—10 палочек. Одной рукой надо собрать в кулак все палочки, беря их по одной, затем положить их на стол, кладя их по одной.
Упражнение 4. Учащиеся зажимают ручку фалангами указательного и среднего пальцев и делают «шаги» по поверхности стола.
Упражнение 5. Перекатывание маленького ребристого мячика в руке, с руки на руку, сжимание с ускорением.
Упражнение 6. Дети зажимают конец ручки средним и указательным пальцами правой руки. Большой конец ручки находится дальше от груди. Дети переворачивают ручку и вкладывают ее длинным концом в левую руку. Очередным переворотом вкладывают ее в правую руку и т. д. Руки при этом упираются в край парты так, что локти чуть свешиваются, а ладони приподняты над партой. Образцы некоторых букв или слов прописываю в тетрадях с разных концов строки с тем, чтобы они служили при письме опорами. При планировании урока предусматриваю работу звуко-буквенного анализа слов, анализа структуры предложения, развития речи детей. Со словами предварительно составляются предложения, вспоминаются загадки, пословицы, выделяются орфограммы — буквы без называния их правил.
Учителя используют прием угадывания как одного из средств, влияющих на познавательную деятельность, на развитие интереса учащихся к урокам русского языка. Такие упражнения заставляют детей «поломать» голову.
Например:
— Сегодня мы будем прописывать букву, которая обозначает мягкость согласного звука, может обозначать целое слово. Найдите ее в ряду букв.
А, Е, Ю, Я, У.
— Расшифруйте слова, пропишите ударную гласную.
ЖЫИЛ (лыжи), РЫКАШ (крыша), АЫМКШ (камыш).
— Игра «Кто больше?». Составить слова из букв А, Л, С, М, Ь, О и прописать их в тетради (лом, сало, лось, соль, сом и др.).
Для того чтобы дети старались писать красиво, чисто и правильно, каждую работу по чистописанию они оценивают. Например, им предлагается подчеркнуть простым карандашом букву, которая, по их мнению, «самая красивая». В другой раз предлагается обменяться тетрадями с соседом по парте и оценить его работу (работают парами). Взаимопроверка работ организуется для того, чтобы выяснить качество выполнения задания. Ребята очень любят взаимопроверку тетрадей по рядам (учащиеся первого ряда передают свои тетради второму ряду, второй — третьему, третий — первому).
Занимательный характер каллиграфических минуток положительно влияет на установку красивого почерка, помогает учащимся закрепить навык безотрывного письма, увеличить его скорость, воспитывает интерес и любовь к родному языку.
- Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературного чтения в начальной школе
- Кирюшкины. Династия учителей
- Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературного чтения в начальной школе е. А. Алешина,
- Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературного чтения при изучении лирических стихотворений
- Н. Н. Андрианова,
- Изучая свой край, учимся любить родной язык
- Г. В. Анохина, л. Н. Матвиенко,
- Икт на уроках русского языка
- Е. Н. Ахтырская,
- Фольклор как искусство слова
- Т. А. Белоглазова,
- Оптимальное чтение — залог успеха ученика
- О. Н. Булаева,
- Формирование читательской самостоятельности младших школьников
- Н. М. Бунина, с. В. Васенева, н. А. Степанова,
- Уроки риторики в начальной школе
- Е. В. Бурмистрова,
- Икт на уроках русского языка и литературного чтения
- И. К. Варежникова,
- Формирование читательской самостоятельности младших школьников
- А. В. Васенева,
- Эстетическое воспитание младших школьников
- О. П. Волошенко, л. А. Рзянина, с. Ю. Нархова,
- Особенности читательской самостоятельности младших школьников
- В. Н. Вячина, е. М. Пажитнова,
- Развитие познавательных интересов и речи у младших школьников с использованием элементов народоведения
- Е. В. Епифанова,
- Семейное чтение — средство формирования читательского интереса
- А. И. Журавлева,
- Воспитание культуры личности, жизненной и нравственной позиции в рамках личностной модели выпускника I ступени обучения
- О. В. Иванова,
- Уроки русского языка в начальной школе на современном этапе образования
- В. С. Колесникова,
- Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности по русскому языку
- Е. А. Краморова
- Вопросы соотношения интонации и пунктуации в русском языке
- Е. В. Малахова
- Работа в программе Movie Maker как одна из форм использования икт на уроках литературного чтения
- О. В. Марченко,
- Н. А. Федосеева
- Использование фольклора в процессе подготовки детей к школе
- Е. Н. Маштакова,
- Использование краеведческого материала на уроках русского языка
- Е. П. Носова, т. А. Земцова,
- Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе
- У. И. Онюшкина
- Современный урок русского языка в начальной школе
- М. А. Перестрибова,
- Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора
- Е. В. Попова,
- Формирование биологических понятий при изучении предмета «Окружающий мир»
- Н. А. Свалова,
- Возможности развития речи в учебном диалоге
- Т. М. Сиятскова,
- Каллиграфическая минутка как средство исправления плохого почерка
- Е. В. Спирина,
- Обучение первоначальному письму и формирование графического навыка у младших школьников
- Т. И. Сурина,
- Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка по развитию орфографической зоркости учащихся
- Е. В. Сухорукова,
- Тестовый контроль в начальной школе
- И. В. Федорина,
- Формирование навыка чтения — залог успеха всего дальнейшего обучения
- С. А. Филоненко,
- Икт на уроках русского языка и во внеурочной деятельности
- Е. А. Фомичева,
- Краткосрочные проекты по литературному чтению с использованием программы Photo Story 3
- Г. Б. Фролова,
- Читательская самостоятельность младших школьников как актуальная проблема современного образования
- Н. И. Фролова,
- Формирование интеллектуальных компетенций младших школьников на уроках русского языка
- Г. Н. Цыплухина,
- Актуальные проблемы обучения грамоте младших школьников
- Т. Н. Швецова,
- Г. В. Шевлягина,
- Использование интерактивной доски на уроках русского языка
- И. А. Шубкина,
- Актуальные проблемы обучения грамоте младших школьников
- Учебная и социально-педагогическая деятельность с учащимися, имеющими трудности в обучении л. В. Борзова,
- Проблема гармонизации процесса развития детей, имеющих трудности в обучении
- Е. Б. Вячина,
- Значение дополнительных коррекционно-развивающих программ для коррекции личностных качеств учащихся с трудностями в обучении
- В. А. Денисова,
- Особенности преподавания информатики и икт в начальной школе
- С. В. Калякина,
- Специальные коррекционные занятия в системе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
- О. С. Коннова,
- Формы и методы работы с неуспевающими детьми по предмету «Информатика»
- Т. И. Коннова,
- Особенности работы с детьми, имеющими трудности в изучении русского языка
- И. А. Курбанова,
- Уверенность в себе, как залог преодоления трудностей обучения в младшем школьном возрасте
- О. В. Лукичева
- Т. В. Селифонова
- Организация работы с детьми, имеющими трудности в обучении, на уроках и в группе продленного дня
- Е. Г. Лукьянова,
- Методика работы с неуспевающими детьми в условиях детского дома
- И. Л. Павлова,
- Система работы по оказанию помощи детям, имеющим трудности в обучении
- Главная задача, стоящая перед педагогом — выявление уровня готовности к обучению. Особая роль для решения этой задачи отводится школьному психологу, который осуществляет следующие диагностики:
- Л. Х. Попова,
- Создание развивающей среды для коррекции интеллектуального и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья
- А. В. Рыжков,
- Кабинет психологической разгрузки в коррекционной школе VIII вида
- Т. Н. Рыжкова (Горяйнова),
- Социальное взаимодействие как фактор развития произвольности младших школьников коррекционного учреждения VIII вида
- Н. Н. Семикина,
- Психолого-педагогическая помощь семьям, способы организации работы с родителями
- И. Е. Торсукова,
- Работа над ошибками как одна из форм педагогической поддержки детей
- О. В. Трущелева,
- Особенности развивающей работы с детьми с глубокой степенью умственной отсталости
- О. В. Шамшина,
- Психолого-педагогические причины неуспеваемости младшего школьника и психологическое сопровождение детей с трудностями в обучении
- В. М. Шейн,
- Коррекционный аспект предмета «Окружающий мир»
- Е. В. Шубина,
- Работа социального педагога с детьми девиантного поведения
- Ок. А. Юрко, Ол. А. Юрко,
- Технологии работы с родителями: эффективность различных форм взаимодействия семьи и школы
- Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения Материалы Региональной научно-практической конференции г. Балашов, март 2010 г.
- 410600, Г. Саратов, ул. Пугачевская 117, к. 50.
- 412309, Г. Балашов, Саратовская обл., ул. К. Маркса, 29.