logo
s_act_prob_prepod2010

Семейное чтение — средство формирования читательского интереса

В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности, а основным источником познания является книга.

К сожалению, из года в год снижается интерес детей к чтению классической детской литературы. Одна из причин — усиление влияния средств массовой информации. Чтение книг заменяется многочасовым просмотром телепередач, а место семейных библиотек занимают теперь видеотеки и компьютерные игровые залы. В связи с этим вопрос формирования читательской самостоятельности школьников остается весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в начальной школе, т. к. она является основой развития устойчивого интереса к литературе.

Н. Н. Светловская считает, что «читательская самостоятельность — это личностное свойство, позволяющее читателю при первой необходимости привычно обращаться в мир книг за недостающим опытом и с минимальными затратами времени и сил находить в этом мире и „присваивать“ на максимально доступном уровне нужный опыт или устанавливать, что интересующий его опыт пока в книгах не описан» [1, с. 16].

Объективным показателем того, что читательская самостоятельность сформирована, следует считать устойчивую потребность и способность читать книги по осознанному выбору, применяя в процессе чтения все знания, умения и навыки, которыми читатель располагает к моменту деятельности с книгой.

Анкетирование, проведенное в классе, показало, что высокий уровень читательской самостоятельности имеют 29,8 % учащихся. Уровень выше среднего и средний у 70,2 % учащихся. Детей с низким уровнем читательской самостоятельности в классе не обнаружено. Но вместе с этим было выявлено, что только третья часть семей практикует семейное чтение. Поэтому для дальнейшего формирования читательской самостоятельности было проведено родительское собрание на тему «Формирование грамотного читателя» и вместе с родителями принято решение о совместном прочтении книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города». Все читали эту сказку, составляли вопросы, рисовали рисунки. Кто не смог взять эту книгу в библиотеке, купили ее. Было приятно слышать, как вечерами собирались всей семьей для чтения книги, читали по очереди главу за главой, забывали даже про киносериалы, еще больше сдружились, занимались общим делом. Итогом проведенной работы стала совместная с родителями игра «Звездный час» и чтение всей серии книг А. М. Волкова.

Со следующей книгой, которая заинтересовала моих учеников, они познакомились на одном из уроков внеклассного чтения. Это книга А. Гайдара «Тимур и его команда». Ребята захотели больше узнать об этом авторе и о его книгах. В результате возникла идея создания проекта «А. Гайдар — жизнь и творчество». Дети нашли и прочитали необходимый материал, сделали иллюстрации к произведениям, которые больше всего понравились. В классе развернулась активная деятельность, в процессе которой мои ученики читали книги, узнавали много об истории нашей Родины и загорелись идеей тимуровского движения.

Работа по формированию читательской самостоятельности способствует литературному развитию школьников, устойчивой потребности и способности читать книги по осознанному выбору, стремлению к самообразованию и саморазвитию.

Литература

Светловская. Н. Н. Обучение чтению и законы формирования читателя // Начальная школа. № 1. 2003.