logo
s_act_prob_prepod2010

Формирование навыка чтения — залог успеха всего дальнейшего обучения

Великий педагог К. Д. Ушинский говорил, что уметь читать это значит извлечь из мертвой буквы живой смысл.

Необходимость овладения детьми навыком чтения, как залогом успеха всего дальнейшего обучения, понятна каждому учителю. Как же помочь детям?

Эффективность обучения, на мой взгляд, зависит от трех факторов: чему обучаю, как обучаю и для чего обучаю. По моему глубокому убеждению, учитель и ученик должны иметь общие цели.

Для улучшения качественных показателей чтения учащихся использую игры и упражнения:

1) на расширение зрительного поля чтения;

2) на развитие артикуляционного аппарата и совершенствование звуковой культуры речи;

3) на понимание прочитанного.

Первая группа упражнений направлена на выработку правильности чтения, воспитание внимания и запоминание зрительного образа слова, совершенствование способа и темпа чтения.

1. Какая буква, слог, слово лишние?

а) а, у, о, м, ы.

б) ма, ра, ла, ны, са.

в) река, речка, ручей, ручка, ручеек.

2. Игра «Курочка» (правило: на доску прикрепляется курочка с новой буквой, рядом цыплята с изученными буквами).

Цель игры: в игровой форме помочь детям научиться читать слоги.

Игровое действие: дети хором говорят стихотворение, а учитель подставляет цыплят к курочке.

2. Подбери слово со звуком (после прочтения слов в столбиках и уточнения их лексического значения предлагаю детям следующие задания):

3. «Буквы-невидимки». Напишите гласные вместо точек, прочитайте слова:

З_М_К _ТЛ_С Ж_РН__Л __Б__Ж_Р

С целью совершенствования произношения в период обучения грамоте систематически вводятся упражнения для развития фонематического слуха:

1. Дыхательные упражнения и подготовка голоса «Задуйте свечу»:

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.

Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу.

Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

«Обрызгайте белье водой» (в один, три, пять приемов): глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.

2. Скороговорки на каждый звук.

[б] Белый баран бьет в барабан. Баран буян залез в бурьян.

[п] Поля пошла полоть петрушку в поле. Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

3. Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи использую чистоговорки, которые дети с удовольствием придумывают сами.

Са-са-са — по лесу бежит лиса.

Ас-ас-ас — лиса боится нас.

Сы-сы-сы — хвост пушистый у лисы.

Су-су-су — как красиво в лесу.

Су-сю-су — тихо осенью в лесу.

Скороговорки, чистоговорки произносятся не только четко и внятно, но и с различной степенью громкости (шепотом, вполголоса, громко) и разной скоростью (медленно, умеренно, быстро).

Упражнения третьей группы направлены на то, чтобы помочь начинающим чтецам быстрее овладеть пониманием значения слов в процессе чтения.

1. На доске слова: чай, чайник, чашка, чаша, чашечка.

Придумайте предложение со словом чашечка.

Одним из целесообразных творческих методов приобщения учащихся к чтению, развития интереса и творческой активности на уроке, является метод педагога-новатора, автора многих учебно-методических пособий для учителя В. А. Эдигея, который заключается в расшифровке анаграмм.

Исходя из своего практического опыта, можно сделать вывод: этот метод наиболее эффективен в индивидуальной работе с детьми, испытывающими серьезные трудности. Ученик невольно концентрирует внимание, осмысленно запоминает, активизирует свои лингвистические способности. Приведем фрагмент одного из уроков.

Уходит еньос. Часто идут дидож. На цеули дует сильный ныйхолод ветер. Тиде играют одма.

  1. Задание: прочитай текст.

  2. Выполни математические действия и прочитай слово:

СУ + Р + Ж + 0 + Ж+У+С + СТ — ?

Таким образом, игровая деятельность служит не просто развлечением для ребят. Она несет в себе огромное нравственное значение, формирует у ребенка умение решать проблемные ситуации, воспитывать в них эстетический вкус, любовь к чтению.

Сейчас преждевременно говорить о полной сформированности навыка чтения у каждого из детей моего класса, но тот факт, что в коллективе создана читающая среда, дети бегут в библиотеку, предвкушая радость встречи с книгой, приносит мне чувство удовлетворения.

Литература

  1. Амонашвили Ш. А. Как живете, дети? М.: Просвещение, 1986.

  2. Зайцев В. Н. Резервы обучения чтению. М.: Просвещение, 1991.

  3. Куликовская Т. А. Забавные чистоговорки. М.: Гном-Пресс, 1999.

  4. Эдигей В. Б. Новое чтение. М.: Перспектива, 2000.