logo
s_act_prob_prepod2010

Особенности работы с детьми, имеющими трудности в изучении русского языка

Формирование прочных навыков грамотного письма — одна из основных задач обучения и воспитания, поставленных перед учителем начальных классов современным обществом. Как известно, орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты контрольных работ. Ошибки на написание безударных гласных в корне слова и других частях слова остаются типичными для учащихся на протяжении многих лет.

Большинство учителей, работая над орфографической грамотностью учащихся, в первую очередь, заботятся о том, чтобы как можно раньше познакомить детей с правилами и как можно быстрее приступить к их практическому применению. Это приводит к тому, что школьники, разобравшись, какую букву надо вставить в слово самостоятельно не могут использовать изученные правила при написании диктантов и творческих работ. Почему так происходит? На этот вопрос очень легко ответить: пропуски в словах делает учитель или автор учебника, т. е. орфографическую задачу ставит перед собой не ученик, а другой человек. При написании же диктанта учащиеся не применяют правила по той простой причине, что не находят место в слове, где нужно его применять. Отсюда в диктантах и творческих работах не малое количество ошибок.

Результаты обучения орфографии находятся в прямой зависимости от того, насколько развита способность ставить перед собой орфографические задачи у учащихся. П. С. Жедек считает, что орфографическое действие возникает тогда, когда пишущий намеренно обращается к правилу, т. к. осознает наличие орфограммы в слове.

В методической науке различают два этапа орфографического действия: постановка орфографической задачи и решение орфографической задачи. Главным в обучении правописанию является решение орфографической задачи. Однако это возможно при условии, если ученик видит орфограмму. Умение обнаруживать орфограммы называют орфографической зоркостью. Неумение выделять орфограммы на письме — одна из главных причин, тормозящая развитие орфографического навыка. По мнению М. Р. Львова, целенаправленное обучение обнаружению орфограмм должно начинаться с первого года обучения, главным образом в процессе звукового анализа слова.

Как тренировать орфографическую зоркость? В своей работе учителя начальных классов используют прием, который дает неплохие результаты. Из сборников диктантов для начальных классов выписываются слова с различными видами орфограмм, в которых ученики чаще всего допускают ошибки. Эти слова разбиваются на группы по десять слов, делаются карточки для каждого ученика. На уроке учащиеся получают карточку одного и того же содержания. Работа проводится следующим образом: раздаются карточки из набора, каждое слово проговаривается четко хором, орфографически, затем обязательно орфоэпически. После этого ученики отвечают на вопросы:

  1. Назовите слова с проверяемой безударной гласной в корне слова. Как их проверить?

  2. Встретились ли вам слова с непроверяемыми написаниями?

  3. На какие правила еще не назвали слова?

Затем ученики читают слова на карточках про себя еще раз, переворачивают карточку и пишут слова по памяти, подчеркивая изученные орфограммы. Проводится самопроверка или взаимопроверка. Эти комплекты карточек помогают решать не только орфографические задачи. С их помощью дети упражняются в правильном произношении слов, постановке ударения, фонетическом и морфологическом разборе, составлении предложений, подборе однокоренных слов, антонимов, синонимов и т. д.

Формирование у школьников прочных орфографических навыков — одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, т. к. грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в обществе.

Оттого, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит будущее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, способность усваивать родной язык.