logo
s_act_prob_prepod2010

Вопросы соотношения интонации и пунктуации в русском языке

При работе над правилом нельзя обойти вопрос о соотношении интонации и пунктуации. Интонация наряду с грамматическими средствами организует предложение. Самым непосредственным, единственным, безусловно необходимым способом выражения законченности мысли, по мнению многих лингвистов, является не глагольность, а интонация.

Сейчас нет ни у кого сомнения в необходимости вести наблюдения над интонацией при изучении как синтаксиса, так и пунктуации в начальной школе. Мнение о том, что интонация имеет отношение только к устной речи, а не к письменной, глубоко ошибочно. Такая работа должна сочетаться с изучением пунктуационных правил. Соотношение интонации и пунктуации неодинаково проявляется в разных синтаксических конструкциях. В одних случаях наблюдается соответствие между знаками препинания и интонацией: знаки отмечаются при переводе письменной речи в устную, и наоборот. Членение речевого потока всегда оформляется интонационно, а на письме конечными знаками.

В других случаях пунктуация определяется формально-граммати-ческими признаками предложения. Только по грамматическим приметам ставится запятая между частями сложносочиненного и сложноподчиненного предложений при обособлении и обстоятельств, выраженных деепричастием.

Все пунктуационные правила по степени отражения в них роли интонации можно разбить на три группы:

  1. Указание на интонацию имеется в самом пунктуационном правиле. Например: «Перед точкой с запятой голос понижается и делается небольшая пауза».

  2. Указание на интонацию чаще выступает в качестве признака синтаксического построения, входит в описание особенностей той или иной конструкции.

  3. Имеются такие синтаксические конструкции, в описании которых нет указаний на интонацию. Отсутствует этот признак и в правилах, которыми регулируется пунктуация. Так, на чисто грамматической основе изучается в школе пунктуация сложносочиненного и сложнопод-чиненного предложений.

Наблюдения над интонацией при изучении пунктуации необходимы, так как устная и письменная речь не могут не соотносится.

Школьники, обучаясь грамоте и чтению, задолго до изучения пунктуации, как таковой, приучаются смотреть на знаки как на указатели интонационного членения читаемого текста на предложения и его части. Их учат читать знаки: точку, запятую, восклицательный, вопросительный знаки, и они начинают на письме обозначать знаками особенностями интонации.