Социальное взаимодействие как фактор развития произвольности младших школьников коррекционного учреждения VIII вида
Изучение проблемы развития произвольности у детей с интеллектуальными нарушениями имеет важное теоретическое и практическое значение. Произвольное управление деятельностью и поведением характеризуется использованием значительных волевых усилий, направленных на преодоление препятствий и трудностей.
Актуальность формирования произвольности учащихся с интеллектуальными нарушениями обусловлена произвольностью ведущих видов деятельности в формировании интеллектуальных процессов, личности школьника в целом, воспитании у него активной жизненной позиции и возможности полноценной трудовой деятельности и социальной адаптации.
Развитие произвольности учебной и внеучебной деятельности у детей со стойким нарушением познавательной активности является сложным и длительным процессом и требует специально организованного подхода, направленного на формирование целенаправленной деятельности.
В качестве системы целенаправленной работы с младшими школьниками, имеющими интеллектуальные нарушения, используются коррекционно-развивающие занятия по развитию произвольности. Теоретическим основанием занятий являются положения отечественных психологов (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, С. Л. Рубинштейн, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, А. З. Зак, Г. П. Щедровицкий, Е. Н. Емельянов и др.) о том, что произвольность деятельности и высших психических функций формируется в коллективе [2]. Условием формирования произвольного поведения является социальный опыт, воплощенный в орудиях труда, языке и других знаках и символах, и в процессе общения детей со взрослыми и сверстниками [1].
Цель занятий — организация сотрудничества взрослых и детей младшего школьного возраста, имеющих интеллектуальные нарушения, как условие развития произвольного поведения и освоения образцов культуры.
Исходное положение занятий — социальное взаимодействие. Это направление в психологической науке, рассматривающее процессы и механизмы учения в связи с природой и особенностями социального взаимодействия, основано на понимании социальной ситуации как ситуации развития, определяющими для которого являются сами способы взаимодействия. Эффект обучения зависит от того, как организована совместная деятельность. В подходе к совместной деятельности существенное значение придается понятию педагогического соглашения, по которому учащимся предлагается взять на себя познавательную и социальную ответственность в построении собственных знаний, а педагог-психолог заботится о выработке навыков у учеников, определяет их границы и дает оценку. Занятия строятся на основе сюжетно-ролевых игр и учебных ситуаций, в ходе которых дети самостоятельно берут на себя роль, тем самым несут ответственность за ее выполнение перед другими детьми, перед взрослым и перед собой. В таких условиях определяющим становится групповое взаимодействие младших школьников, а главной функцией педагога-психолога — создание коммуникативного договора между взаимодействующими детьми, представляющими разные позиции и возможности в произвольном поведении. В групповой работе социального взаимодействия педагог-психолог обучает младших школьников обмениваться мнениями, координировать свои действия с высказываниями.
Таким образом, участвуя в совместной работе, дети проявляют интерес к процессу познания, у них проявляются эмоциональные переживания, что в значительной степени стимулирует их интеллектуальное развитие. Организованные ситуации коллективной и групповой учебной работы ведут к развитию не только способов взаимодействия и сотрудничества, но и процесса произвольности в целом.
Литература
1. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., 1960.
2. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах / под ред. Д. И. Фель-дштейна. 2-е изд. М.: Ин-т практич. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997.
- Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературного чтения в начальной школе
- Кирюшкины. Династия учителей
- Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературного чтения в начальной школе е. А. Алешина,
- Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературного чтения при изучении лирических стихотворений
- Н. Н. Андрианова,
- Изучая свой край, учимся любить родной язык
- Г. В. Анохина, л. Н. Матвиенко,
- Икт на уроках русского языка
- Е. Н. Ахтырская,
- Фольклор как искусство слова
- Т. А. Белоглазова,
- Оптимальное чтение — залог успеха ученика
- О. Н. Булаева,
- Формирование читательской самостоятельности младших школьников
- Н. М. Бунина, с. В. Васенева, н. А. Степанова,
- Уроки риторики в начальной школе
- Е. В. Бурмистрова,
- Икт на уроках русского языка и литературного чтения
- И. К. Варежникова,
- Формирование читательской самостоятельности младших школьников
- А. В. Васенева,
- Эстетическое воспитание младших школьников
- О. П. Волошенко, л. А. Рзянина, с. Ю. Нархова,
- Особенности читательской самостоятельности младших школьников
- В. Н. Вячина, е. М. Пажитнова,
- Развитие познавательных интересов и речи у младших школьников с использованием элементов народоведения
- Е. В. Епифанова,
- Семейное чтение — средство формирования читательского интереса
- А. И. Журавлева,
- Воспитание культуры личности, жизненной и нравственной позиции в рамках личностной модели выпускника I ступени обучения
- О. В. Иванова,
- Уроки русского языка в начальной школе на современном этапе образования
- В. С. Колесникова,
- Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности по русскому языку
- Е. А. Краморова
- Вопросы соотношения интонации и пунктуации в русском языке
- Е. В. Малахова
- Работа в программе Movie Maker как одна из форм использования икт на уроках литературного чтения
- О. В. Марченко,
- Н. А. Федосеева
- Использование фольклора в процессе подготовки детей к школе
- Е. Н. Маштакова,
- Использование краеведческого материала на уроках русского языка
- Е. П. Носова, т. А. Земцова,
- Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе
- У. И. Онюшкина
- Современный урок русского языка в начальной школе
- М. А. Перестрибова,
- Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора
- Е. В. Попова,
- Формирование биологических понятий при изучении предмета «Окружающий мир»
- Н. А. Свалова,
- Возможности развития речи в учебном диалоге
- Т. М. Сиятскова,
- Каллиграфическая минутка как средство исправления плохого почерка
- Е. В. Спирина,
- Обучение первоначальному письму и формирование графического навыка у младших школьников
- Т. И. Сурина,
- Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка по развитию орфографической зоркости учащихся
- Е. В. Сухорукова,
- Тестовый контроль в начальной школе
- И. В. Федорина,
- Формирование навыка чтения — залог успеха всего дальнейшего обучения
- С. А. Филоненко,
- Икт на уроках русского языка и во внеурочной деятельности
- Е. А. Фомичева,
- Краткосрочные проекты по литературному чтению с использованием программы Photo Story 3
- Г. Б. Фролова,
- Читательская самостоятельность младших школьников как актуальная проблема современного образования
- Н. И. Фролова,
- Формирование интеллектуальных компетенций младших школьников на уроках русского языка
- Г. Н. Цыплухина,
- Актуальные проблемы обучения грамоте младших школьников
- Т. Н. Швецова,
- Г. В. Шевлягина,
- Использование интерактивной доски на уроках русского языка
- И. А. Шубкина,
- Актуальные проблемы обучения грамоте младших школьников
- Учебная и социально-педагогическая деятельность с учащимися, имеющими трудности в обучении л. В. Борзова,
- Проблема гармонизации процесса развития детей, имеющих трудности в обучении
- Е. Б. Вячина,
- Значение дополнительных коррекционно-развивающих программ для коррекции личностных качеств учащихся с трудностями в обучении
- В. А. Денисова,
- Особенности преподавания информатики и икт в начальной школе
- С. В. Калякина,
- Специальные коррекционные занятия в системе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
- О. С. Коннова,
- Формы и методы работы с неуспевающими детьми по предмету «Информатика»
- Т. И. Коннова,
- Особенности работы с детьми, имеющими трудности в изучении русского языка
- И. А. Курбанова,
- Уверенность в себе, как залог преодоления трудностей обучения в младшем школьном возрасте
- О. В. Лукичева
- Т. В. Селифонова
- Организация работы с детьми, имеющими трудности в обучении, на уроках и в группе продленного дня
- Е. Г. Лукьянова,
- Методика работы с неуспевающими детьми в условиях детского дома
- И. Л. Павлова,
- Система работы по оказанию помощи детям, имеющим трудности в обучении
- Главная задача, стоящая перед педагогом — выявление уровня готовности к обучению. Особая роль для решения этой задачи отводится школьному психологу, который осуществляет следующие диагностики:
- Л. Х. Попова,
- Создание развивающей среды для коррекции интеллектуального и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья
- А. В. Рыжков,
- Кабинет психологической разгрузки в коррекционной школе VIII вида
- Т. Н. Рыжкова (Горяйнова),
- Социальное взаимодействие как фактор развития произвольности младших школьников коррекционного учреждения VIII вида
- Н. Н. Семикина,
- Психолого-педагогическая помощь семьям, способы организации работы с родителями
- И. Е. Торсукова,
- Работа над ошибками как одна из форм педагогической поддержки детей
- О. В. Трущелева,
- Особенности развивающей работы с детьми с глубокой степенью умственной отсталости
- О. В. Шамшина,
- Психолого-педагогические причины неуспеваемости младшего школьника и психологическое сопровождение детей с трудностями в обучении
- В. М. Шейн,
- Коррекционный аспект предмета «Окружающий мир»
- Е. В. Шубина,
- Работа социального педагога с детьми девиантного поведения
- Ок. А. Юрко, Ол. А. Юрко,
- Технологии работы с родителями: эффективность различных форм взаимодействия семьи и школы
- Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения Материалы Региональной научно-практической конференции г. Балашов, март 2010 г.
- 410600, Г. Саратов, ул. Пугачевская 117, к. 50.
- 412309, Г. Балашов, Саратовская обл., ул. К. Маркса, 29.