logo
s_act_prob_prepod2010

Уроки русского языка в начальной школе на современном этапе образования

В современных условиях русский язык приобретает все большее международное значение. Его изучают многие люди в разных странах мира. Русский язык — один из замечательных языков мира по разнообразию грамматических форм и по богатству словаря. Он всегда был предметом гордости русских писателей, любивших свой народ и свою родину. Огромная роль русского языка в современном мире определяется его культурной ценностью, его мощью и величием.

Главная задача, которая стоит перед учителем — это заинтересовать детей предметом, привлечь их внимание, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами. Урок должен быть ярким, эффектным, продуктивным, эмоциональным. Учитель вправе сделать его запоминающимся и выразительным, более грамотно и доступно объяснить материал и, главное, вовлечь каждого ученика в процесс познания. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование.

Поиск эффективных методик привел многих педагогов к новым компьютерным технологиям. В этом году учителя школ прошли курсы повышения квалификации по программе Intel «Обучение в XXI веке». С помощью компьютера можно готовить дидактические материалы, создать презентации Power Point, которые применяются на уроках.

Большие возможности открылись с выходом в Интернет. Мультимедийный проектор позволяет показать учащимся информацию крупным планом на экране. Внедрение информационных технологий в процесс обучения проводится с учетом санитарно-гигиенических норм, что обеспечивает здоровьесберегающий режим обучения. Так, в течение недели количество уроков с применением ИКТ не превышает 3—4 раз. Индивидуальная работа за компьютерами строго регламентируется и составляет не более 10—15 минут. В течение урока проводятся физкультурные минутки и зарядка для глаз. Кроме того, смена видов деятельности способствует снижению утомляемости учащихся.

Возможность использования ИКТ в процессе обучения русскому языку помогает научить каждого ребенка, учитывая разный уровень его обучаемости, свойства памяти, мышления и внимания, и позволяет дифференцировать процесс обучения. Например, учащиеся с более высоким уровнем развития могут при помощи компьютера углублять свои знания, выполняя упражнения повышенной трудности, а слабые дети — более детально отработать изучаемую орфограмму.

В младшем школьном возрасте дидактическая игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. Например, используя игру-соревнование «Аукцион» при изучении темы «Глагол» было предложено детям подобрать глаголы прошедшего времени к данной схеме. За 3—4 минуты учащимися были записаны 20 слов по схеме ¬ ^ ^: «записала», «закупала», «закричала» и т. д. Или игра «Кто больше?»: подбор слов на изучаемое правило, кто больше подберет синонимов, антонимов.

Немаловажную роль имеет применение игры «Шифровальщики», которая способствует развитию логического мышления и обогащению словарного запаса. Например, дается задание: отгадать слова и выбрать из каждой группы лишнее слово: аалтрек, лажок, раукжк, зитонк (тарелка, ложка, кружка, зонтик); оарз, страа, янивш, роамкша (роза, астра, вишня, ромашка) и др. Предлагаю зашифрованные словосочетания и зашифрованные предложения. Применение инновационных технологий способствует использованию занимательных форм проведения: уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-праздники, КВН, а привлечение сказочных героев, которые задают детям разнообразные задания, помогает познакомиться с новой темой.

ИКТ наглядно дает возможность увлечь ребят изучением языка, сделать урок русского языка любимым, интересным. По программе «Школа XXI века» во 2 классе идет большая работа с текстами. На экране показываю иллюстрацию к сказкам или фото из жизненных ситуаций, и дети обыгрывают их или сами сочиняют рассказы, дают им заголовки. Пословицы становятся добрыми помощниками и при изучении нового материала, и при закреплении правил на уроках. Пословицы и поговорки можно подобрать по любой теме русского языка: парные звонкие и глухие согласные, правописание безударных гласных, изучение слов с непроизносимыми согласными, правописание слов с предлогами и приставками, с разделительным твердым и мягким знаками т. д. С помощью ИКТ можно наглядно использовать все памятки. Например, дается предложение: На бере_ках в саду по_вились ж_лтые пряди. После разбора предложения выясняется наличие орфограмм, дается задание: провести разбор имен существительных как части речи. С правой стороны в кадре презентации дается памятка, по которой дети определяют или начальную форму, род, склонение, падеж, число, роль в предложении, или выполнение задания.

Компьютер дает возможность творчески подойти к проведению словарной работы, сделать ее более эффективной, применить разнообразные приемы работы со словарными словами, использовать такие приемы словарных диктантов, как выборочный, кратковременный, картинный, с при-менением загадок, с подбором синонимов и антонимов описательному обороту, с пропущенными буквами, запись по алфавиту, по памяти.

Таким образом, применение компьютера на уроках в начальной школе представляется целесообразным и перспективным.

Литература

  1. URL: www.kinder.ru

  2. URL: www.scool.holm.ru

  3. URL: www.portal.edu.ru

  4. Аномович Е. А. Русский язык в начальных классах. М., 2009.

  5. Власенков А. И. Развивающее обучение русскому языку. М., 1993.