Уроки русского языка в начальной школе на современном этапе образования
В современных условиях русский язык приобретает все большее международное значение. Его изучают многие люди в разных странах мира. Русский язык — один из замечательных языков мира по разнообразию грамматических форм и по богатству словаря. Он всегда был предметом гордости русских писателей, любивших свой народ и свою родину. Огромная роль русского языка в современном мире определяется его культурной ценностью, его мощью и величием.
Главная задача, которая стоит перед учителем — это заинтересовать детей предметом, привлечь их внимание, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами. Урок должен быть ярким, эффектным, продуктивным, эмоциональным. Учитель вправе сделать его запоминающимся и выразительным, более грамотно и доступно объяснить материал и, главное, вовлечь каждого ученика в процесс познания. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование.
Поиск эффективных методик привел многих педагогов к новым компьютерным технологиям. В этом году учителя школ прошли курсы повышения квалификации по программе Intel «Обучение в XXI веке». С помощью компьютера можно готовить дидактические материалы, создать презентации Power Point, которые применяются на уроках.
Большие возможности открылись с выходом в Интернет. Мультимедийный проектор позволяет показать учащимся информацию крупным планом на экране. Внедрение информационных технологий в процесс обучения проводится с учетом санитарно-гигиенических норм, что обеспечивает здоровьесберегающий режим обучения. Так, в течение недели количество уроков с применением ИКТ не превышает 3—4 раз. Индивидуальная работа за компьютерами строго регламентируется и составляет не более 10—15 минут. В течение урока проводятся физкультурные минутки и зарядка для глаз. Кроме того, смена видов деятельности способствует снижению утомляемости учащихся.
Возможность использования ИКТ в процессе обучения русскому языку помогает научить каждого ребенка, учитывая разный уровень его обучаемости, свойства памяти, мышления и внимания, и позволяет дифференцировать процесс обучения. Например, учащиеся с более высоким уровнем развития могут при помощи компьютера углублять свои знания, выполняя упражнения повышенной трудности, а слабые дети — более детально отработать изучаемую орфограмму.
В младшем школьном возрасте дидактическая игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. Например, используя игру-соревнование «Аукцион» при изучении темы «Глагол» было предложено детям подобрать глаголы прошедшего времени к данной схеме. За 3—4 минуты учащимися были записаны 20 слов по схеме ¬ ^ ^: «записала», «закупала», «закричала» и т. д. Или игра «Кто больше?»: подбор слов на изучаемое правило, кто больше подберет синонимов, антонимов.
Немаловажную роль имеет применение игры «Шифровальщики», которая способствует развитию логического мышления и обогащению словарного запаса. Например, дается задание: отгадать слова и выбрать из каждой группы лишнее слово: аалтрек, лажок, раукжк, зитонк (тарелка, ложка, кружка, зонтик); оарз, страа, янивш, роамкша (роза, астра, вишня, ромашка) и др. Предлагаю зашифрованные словосочетания и зашифрованные предложения. Применение инновационных технологий способствует использованию занимательных форм проведения: уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-праздники, КВН, а привлечение сказочных героев, которые задают детям разнообразные задания, помогает познакомиться с новой темой.
ИКТ наглядно дает возможность увлечь ребят изучением языка, сделать урок русского языка любимым, интересным. По программе «Школа XXI века» во 2 классе идет большая работа с текстами. На экране показываю иллюстрацию к сказкам или фото из жизненных ситуаций, и дети обыгрывают их или сами сочиняют рассказы, дают им заголовки. Пословицы становятся добрыми помощниками и при изучении нового материала, и при закреплении правил на уроках. Пословицы и поговорки можно подобрать по любой теме русского языка: парные звонкие и глухие согласные, правописание безударных гласных, изучение слов с непроизносимыми согласными, правописание слов с предлогами и приставками, с разделительным твердым и мягким знаками т. д. С помощью ИКТ можно наглядно использовать все памятки. Например, дается предложение: На бере_ках в саду по_вились ж_лтые пряди. После разбора предложения выясняется наличие орфограмм, дается задание: провести разбор имен существительных как части речи. С правой стороны в кадре презентации дается памятка, по которой дети определяют или начальную форму, род, склонение, падеж, число, роль в предложении, или выполнение задания.
Компьютер дает возможность творчески подойти к проведению словарной работы, сделать ее более эффективной, применить разнообразные приемы работы со словарными словами, использовать такие приемы словарных диктантов, как выборочный, кратковременный, картинный, с при-менением загадок, с подбором синонимов и антонимов описательному обороту, с пропущенными буквами, запись по алфавиту, по памяти.
Таким образом, применение компьютера на уроках в начальной школе представляется целесообразным и перспективным.
Литература
URL: www.kinder.ru
URL: www.scool.holm.ru
URL: www.portal.edu.ru
Аномович Е. А. Русский язык в начальных классах. М., 2009.
Власенков А. И. Развивающее обучение русскому языку. М., 1993.
- Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературного чтения в начальной школе
- Кирюшкины. Династия учителей
- Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературного чтения в начальной школе е. А. Алешина,
- Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературного чтения при изучении лирических стихотворений
- Н. Н. Андрианова,
- Изучая свой край, учимся любить родной язык
- Г. В. Анохина, л. Н. Матвиенко,
- Икт на уроках русского языка
- Е. Н. Ахтырская,
- Фольклор как искусство слова
- Т. А. Белоглазова,
- Оптимальное чтение — залог успеха ученика
- О. Н. Булаева,
- Формирование читательской самостоятельности младших школьников
- Н. М. Бунина, с. В. Васенева, н. А. Степанова,
- Уроки риторики в начальной школе
- Е. В. Бурмистрова,
- Икт на уроках русского языка и литературного чтения
- И. К. Варежникова,
- Формирование читательской самостоятельности младших школьников
- А. В. Васенева,
- Эстетическое воспитание младших школьников
- О. П. Волошенко, л. А. Рзянина, с. Ю. Нархова,
- Особенности читательской самостоятельности младших школьников
- В. Н. Вячина, е. М. Пажитнова,
- Развитие познавательных интересов и речи у младших школьников с использованием элементов народоведения
- Е. В. Епифанова,
- Семейное чтение — средство формирования читательского интереса
- А. И. Журавлева,
- Воспитание культуры личности, жизненной и нравственной позиции в рамках личностной модели выпускника I ступени обучения
- О. В. Иванова,
- Уроки русского языка в начальной школе на современном этапе образования
- В. С. Колесникова,
- Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности по русскому языку
- Е. А. Краморова
- Вопросы соотношения интонации и пунктуации в русском языке
- Е. В. Малахова
- Работа в программе Movie Maker как одна из форм использования икт на уроках литературного чтения
- О. В. Марченко,
- Н. А. Федосеева
- Использование фольклора в процессе подготовки детей к школе
- Е. Н. Маштакова,
- Использование краеведческого материала на уроках русского языка
- Е. П. Носова, т. А. Земцова,
- Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе
- У. И. Онюшкина
- Современный урок русского языка в начальной школе
- М. А. Перестрибова,
- Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора
- Е. В. Попова,
- Формирование биологических понятий при изучении предмета «Окружающий мир»
- Н. А. Свалова,
- Возможности развития речи в учебном диалоге
- Т. М. Сиятскова,
- Каллиграфическая минутка как средство исправления плохого почерка
- Е. В. Спирина,
- Обучение первоначальному письму и формирование графического навыка у младших школьников
- Т. И. Сурина,
- Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка по развитию орфографической зоркости учащихся
- Е. В. Сухорукова,
- Тестовый контроль в начальной школе
- И. В. Федорина,
- Формирование навыка чтения — залог успеха всего дальнейшего обучения
- С. А. Филоненко,
- Икт на уроках русского языка и во внеурочной деятельности
- Е. А. Фомичева,
- Краткосрочные проекты по литературному чтению с использованием программы Photo Story 3
- Г. Б. Фролова,
- Читательская самостоятельность младших школьников как актуальная проблема современного образования
- Н. И. Фролова,
- Формирование интеллектуальных компетенций младших школьников на уроках русского языка
- Г. Н. Цыплухина,
- Актуальные проблемы обучения грамоте младших школьников
- Т. Н. Швецова,
- Г. В. Шевлягина,
- Использование интерактивной доски на уроках русского языка
- И. А. Шубкина,
- Актуальные проблемы обучения грамоте младших школьников
- Учебная и социально-педагогическая деятельность с учащимися, имеющими трудности в обучении л. В. Борзова,
- Проблема гармонизации процесса развития детей, имеющих трудности в обучении
- Е. Б. Вячина,
- Значение дополнительных коррекционно-развивающих программ для коррекции личностных качеств учащихся с трудностями в обучении
- В. А. Денисова,
- Особенности преподавания информатики и икт в начальной школе
- С. В. Калякина,
- Специальные коррекционные занятия в системе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
- О. С. Коннова,
- Формы и методы работы с неуспевающими детьми по предмету «Информатика»
- Т. И. Коннова,
- Особенности работы с детьми, имеющими трудности в изучении русского языка
- И. А. Курбанова,
- Уверенность в себе, как залог преодоления трудностей обучения в младшем школьном возрасте
- О. В. Лукичева
- Т. В. Селифонова
- Организация работы с детьми, имеющими трудности в обучении, на уроках и в группе продленного дня
- Е. Г. Лукьянова,
- Методика работы с неуспевающими детьми в условиях детского дома
- И. Л. Павлова,
- Система работы по оказанию помощи детям, имеющим трудности в обучении
- Главная задача, стоящая перед педагогом — выявление уровня готовности к обучению. Особая роль для решения этой задачи отводится школьному психологу, который осуществляет следующие диагностики:
- Л. Х. Попова,
- Создание развивающей среды для коррекции интеллектуального и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья
- А. В. Рыжков,
- Кабинет психологической разгрузки в коррекционной школе VIII вида
- Т. Н. Рыжкова (Горяйнова),
- Социальное взаимодействие как фактор развития произвольности младших школьников коррекционного учреждения VIII вида
- Н. Н. Семикина,
- Психолого-педагогическая помощь семьям, способы организации работы с родителями
- И. Е. Торсукова,
- Работа над ошибками как одна из форм педагогической поддержки детей
- О. В. Трущелева,
- Особенности развивающей работы с детьми с глубокой степенью умственной отсталости
- О. В. Шамшина,
- Психолого-педагогические причины неуспеваемости младшего школьника и психологическое сопровождение детей с трудностями в обучении
- В. М. Шейн,
- Коррекционный аспект предмета «Окружающий мир»
- Е. В. Шубина,
- Работа социального педагога с детьми девиантного поведения
- Ок. А. Юрко, Ол. А. Юрко,
- Технологии работы с родителями: эффективность различных форм взаимодействия семьи и школы
- Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения Материалы Региональной научно-практической конференции г. Балашов, март 2010 г.
- 410600, Г. Саратов, ул. Пугачевская 117, к. 50.
- 412309, Г. Балашов, Саратовская обл., ул. К. Маркса, 29.