Развитие познавательных интересов и речи у младших школьников с использованием элементов народоведения
Развитие речи — одна из важнейших проблем в начальной школе. Свести обучение речи лишь к изучению грамматической или синтаксической роли нельзя, ибо слово, речь связаны мышлением. Научить ребенка говорить — значит, научить его мыслить. Таким образом, использование элементов устного народного творчества помогает открыть учащимся «глаза на мир», активизирует их мыслительную деятельность, развивает их души, формирует потребность к самосовершенствованию, саморазвитию.
Загадки, пословицы, поговорки — древнейшие жанры устного народного творчества. В них много поэзии, красоты. Они воспитывают в человеке высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, судят об исторических событиях, социальных отношениях в обществе, защите Отечества, культуре. В пословицах осуждаются глупость, лень, нерадивость, хвастовство, а восхваляются ум, трудолюбие, скромность и другие, необходимые для счастливой жизни качества человека: «Рукам — работа, душе — праздник», «Добрая совесть не боится клеветы».
Загадки требуют от отгадывающего неординарного мышления. Отгадка должна быть оригинальной, неожиданной, нередко вызывающей улыбку. Загадки-вопросы, загадки-задачи, загадки-иносказания, загадки-описания — все они помогают увидеть в обыкновенном необыкновенное, а в необычном обычное, в быте поэзию.
Пословицы, поговорки — это поэтические, широко употребляемые в речи, устойчивые, краткие, оформленные синтаксически как предложения. Они обобщают социально-исторический опыт народа, носят поучительный, дидактический характер.
Назначение поговорки — как можно ярче, образнее охарактеризовать то или иное явление или предмет действительности, украсить речь. «Поговорка — цветочек, пословица — ягода», — говорится в народе.
Преподавание устного народного творчества в младших классах необходимо строить так, чтобы оно захватывало не только ум, но и развивало бы чувства ребенка. Необходимое условие получения знаний — это создание на уроках атмосферы творческого поиска, высокого эмоционального тонуса.
На уроках русского языка изучение некоторых тем русской орфографии построены на основе загадок. Их текст, повторенный дважды-трижды, способствует развитию памяти. Дети не только учатся грамотно писать отгадку или текст загадки, но и пробуют дополнить описание предмета, данного в загадке. Это умение особенно важно при работе на уроках развития речи. Развивая речь ребенка, развиваем его интеллект, мышление.
Несколько упражнений, направленных на обогащение словарного запаса детей:
К загадке с отгадкой «ученик», которая довольно часто встречается, найти отгадку-синоним.
В загадке про лису спросить: «Чем морковь напоминает лису?». Про петуха: «Чем он напоминает короля?»
Отгадку или слово в тексте загадки разобрать по составу или подобрать к отгадке однокоренные слова.
При изучении темы «Правописание жи-, ши-, ча-, ща-, чу-, щу-» использовать загадки, в тексте которых есть данные орфограммы или в отгадках.
Для закрепления написания словарного слова можно использовать шуточные вопросы, загадки. Например:
В каких словах живет рак? (завтРАК, РАКета)
Мой первый слог крик птицы.
Два других на дне пруда,
А целое в музее
Найдете без труда.
(Картина)
На уроках чтения при изучении темы «Устное народное творчество» необходимо учить детей сочинению загадок. Школьники с удовольствием, интересом решают эту творческую задачу. Урок оживляется, дети соревнуются. Загадки побуждают учащихся к творчеству. Дети упражняют свой ум, рассуждают, доказывают. Раскрывают главные качества предмета, отличающие его от других, иногда очень похожих. Например, загадка про петуха: «Хвост с узорами, сапоги со шпорами». Дети называют особенности внешнего облика и поведения петуха, сравнивают и находят отличительные качества у индюка, павлина, гуся.
Загадки, пословицы, поговорки расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром. В Древней Руси издавна отмечалась смена времен года. Множество поговорок, загадок связано с тем или иным временем года. Важно научить ребят понимать явления природы, познакомить их с богатым наследием устного народного творчества.
При обучении чтению важно с 1 класса заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте, учить четкому произношению звуков. Помогут в этом народные игры, скороговорки, потешки, считалочки, загадки. Для развития громкой речи, внимания, памяти, снятия усталости и утомления используем потешки, русские народные песни, игры.
Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня — значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Обратиться к истокам поможет фольклор, ведь его содержание — жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков; духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.
Велик интерес детей к народной культуре. В школе создан музей русской старины. Детям увидели в действии прялку, предметы крестьянского быта: ухват, чугун, кувшин, веретено, самовар и т. д. Старинные предметы помогли воссоздать обстановку крестьянской избы. Здесь и вышитые полотенца, самотканые половики, наволочки с вышивкой. В этом музее проводятся уроки чтения, окружающего мира, народные посиделки, экскурсии.
Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Игры, как жанр устного народного творчества, являются национальным богатством, и они должны стать достоянием наших детей. Разучивание с детьми прибауток, считалок, скороговорок делают игру более интересной содержательной. Например, игра «С бубном» проводилась при изучении загадок.
Считалка: Ты катись веселый бубен,
Быстро-быстро по рукам,
У кого веселый бубен,
Тот загадку скажет нам.
Уроки русского языка, чтения, развития речи должны не только знакомить учеников младших классов с образцами родной классической литературы и языка, но с лучшими традициями нашего народа. Использование произведений народного творчества имеет первостепенное значение в формировании и укреплении самосознания.
Литература
Григорьева М. Н. Учимся сочинять загадки // Начальная школа. 2003. № 2.
Ковешникова Р. А. Народный календарь // Начальная школа. 1999. № 5.
Синицын В. А. Современные подходы к развитию речи младших школьников // Начальная школа. 2003. № 2.
- Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературного чтения в начальной школе
- Кирюшкины. Династия учителей
- Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературного чтения в начальной школе е. А. Алешина,
- Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературного чтения при изучении лирических стихотворений
- Н. Н. Андрианова,
- Изучая свой край, учимся любить родной язык
- Г. В. Анохина, л. Н. Матвиенко,
- Икт на уроках русского языка
- Е. Н. Ахтырская,
- Фольклор как искусство слова
- Т. А. Белоглазова,
- Оптимальное чтение — залог успеха ученика
- О. Н. Булаева,
- Формирование читательской самостоятельности младших школьников
- Н. М. Бунина, с. В. Васенева, н. А. Степанова,
- Уроки риторики в начальной школе
- Е. В. Бурмистрова,
- Икт на уроках русского языка и литературного чтения
- И. К. Варежникова,
- Формирование читательской самостоятельности младших школьников
- А. В. Васенева,
- Эстетическое воспитание младших школьников
- О. П. Волошенко, л. А. Рзянина, с. Ю. Нархова,
- Особенности читательской самостоятельности младших школьников
- В. Н. Вячина, е. М. Пажитнова,
- Развитие познавательных интересов и речи у младших школьников с использованием элементов народоведения
- Е. В. Епифанова,
- Семейное чтение — средство формирования читательского интереса
- А. И. Журавлева,
- Воспитание культуры личности, жизненной и нравственной позиции в рамках личностной модели выпускника I ступени обучения
- О. В. Иванова,
- Уроки русского языка в начальной школе на современном этапе образования
- В. С. Колесникова,
- Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности по русскому языку
- Е. А. Краморова
- Вопросы соотношения интонации и пунктуации в русском языке
- Е. В. Малахова
- Работа в программе Movie Maker как одна из форм использования икт на уроках литературного чтения
- О. В. Марченко,
- Н. А. Федосеева
- Использование фольклора в процессе подготовки детей к школе
- Е. Н. Маштакова,
- Использование краеведческого материала на уроках русского языка
- Е. П. Носова, т. А. Земцова,
- Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе
- У. И. Онюшкина
- Современный урок русского языка в начальной школе
- М. А. Перестрибова,
- Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора
- Е. В. Попова,
- Формирование биологических понятий при изучении предмета «Окружающий мир»
- Н. А. Свалова,
- Возможности развития речи в учебном диалоге
- Т. М. Сиятскова,
- Каллиграфическая минутка как средство исправления плохого почерка
- Е. В. Спирина,
- Обучение первоначальному письму и формирование графического навыка у младших школьников
- Т. И. Сурина,
- Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка по развитию орфографической зоркости учащихся
- Е. В. Сухорукова,
- Тестовый контроль в начальной школе
- И. В. Федорина,
- Формирование навыка чтения — залог успеха всего дальнейшего обучения
- С. А. Филоненко,
- Икт на уроках русского языка и во внеурочной деятельности
- Е. А. Фомичева,
- Краткосрочные проекты по литературному чтению с использованием программы Photo Story 3
- Г. Б. Фролова,
- Читательская самостоятельность младших школьников как актуальная проблема современного образования
- Н. И. Фролова,
- Формирование интеллектуальных компетенций младших школьников на уроках русского языка
- Г. Н. Цыплухина,
- Актуальные проблемы обучения грамоте младших школьников
- Т. Н. Швецова,
- Г. В. Шевлягина,
- Использование интерактивной доски на уроках русского языка
- И. А. Шубкина,
- Актуальные проблемы обучения грамоте младших школьников
- Учебная и социально-педагогическая деятельность с учащимися, имеющими трудности в обучении л. В. Борзова,
- Проблема гармонизации процесса развития детей, имеющих трудности в обучении
- Е. Б. Вячина,
- Значение дополнительных коррекционно-развивающих программ для коррекции личностных качеств учащихся с трудностями в обучении
- В. А. Денисова,
- Особенности преподавания информатики и икт в начальной школе
- С. В. Калякина,
- Специальные коррекционные занятия в системе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
- О. С. Коннова,
- Формы и методы работы с неуспевающими детьми по предмету «Информатика»
- Т. И. Коннова,
- Особенности работы с детьми, имеющими трудности в изучении русского языка
- И. А. Курбанова,
- Уверенность в себе, как залог преодоления трудностей обучения в младшем школьном возрасте
- О. В. Лукичева
- Т. В. Селифонова
- Организация работы с детьми, имеющими трудности в обучении, на уроках и в группе продленного дня
- Е. Г. Лукьянова,
- Методика работы с неуспевающими детьми в условиях детского дома
- И. Л. Павлова,
- Система работы по оказанию помощи детям, имеющим трудности в обучении
- Главная задача, стоящая перед педагогом — выявление уровня готовности к обучению. Особая роль для решения этой задачи отводится школьному психологу, который осуществляет следующие диагностики:
- Л. Х. Попова,
- Создание развивающей среды для коррекции интеллектуального и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья
- А. В. Рыжков,
- Кабинет психологической разгрузки в коррекционной школе VIII вида
- Т. Н. Рыжкова (Горяйнова),
- Социальное взаимодействие как фактор развития произвольности младших школьников коррекционного учреждения VIII вида
- Н. Н. Семикина,
- Психолого-педагогическая помощь семьям, способы организации работы с родителями
- И. Е. Торсукова,
- Работа над ошибками как одна из форм педагогической поддержки детей
- О. В. Трущелева,
- Особенности развивающей работы с детьми с глубокой степенью умственной отсталости
- О. В. Шамшина,
- Психолого-педагогические причины неуспеваемости младшего школьника и психологическое сопровождение детей с трудностями в обучении
- В. М. Шейн,
- Коррекционный аспект предмета «Окружающий мир»
- Е. В. Шубина,
- Работа социального педагога с детьми девиантного поведения
- Ок. А. Юрко, Ол. А. Юрко,
- Технологии работы с родителями: эффективность различных форм взаимодействия семьи и школы
- Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения Материалы Региональной научно-практической конференции г. Балашов, март 2010 г.
- 410600, Г. Саратов, ул. Пугачевская 117, к. 50.
- 412309, Г. Балашов, Саратовская обл., ул. К. Маркса, 29.