logo
s_act_prob_prepod2010

Развитие познавательных интересов и речи у младших школьников с использованием элементов народоведения

Развитие речи — одна из важнейших проблем в начальной школе. Свести обучение речи лишь к изучению грамматической или синтаксической роли нельзя, ибо слово, речь связаны мышлением. Научить ребенка говорить — значит, научить его мыслить. Таким образом, использование элементов устного народного творчества помогает открыть учащимся «глаза на мир», активизирует их мыслительную деятельность, развивает их души, формирует потребность к самосовершенствованию, саморазвитию.

Загадки, пословицы, поговорки — древнейшие жанры устного народного творчества. В них много поэзии, красоты. Они воспитывают в человеке высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, судят об исторических событиях, социальных отношениях в обществе, защите Отечества, культуре. В пословицах осуждаются глупость, лень, нерадивость, хвастовство, а восхваляются ум, трудолюбие, скромность и другие, необходимые для счастливой жизни качества человека: «Рукам — работа, душе — праздник», «Добрая совесть не боится клеветы».

Загадки требуют от отгадывающего неординарного мышления. Отгадка должна быть оригинальной, неожиданной, нередко вызывающей улыбку. Загадки-вопросы, загадки-задачи, загадки-иносказания, загадки-описания — все они помогают увидеть в обыкновенном необыкновенное, а в необычном обычное, в быте поэзию.

Пословицы, поговорки — это поэтические, широко употребляемые в речи, устойчивые, краткие, оформленные синтаксически как предложения. Они обобщают социально-исторический опыт народа, носят поучительный, дидактический характер.

Назначение поговорки — как можно ярче, образнее охарактеризовать то или иное явление или предмет действительности, украсить речь. «Поговорка — цветочек, пословица — ягода», — говорится в народе.

Преподавание устного народного творчества в младших классах необходимо строить так, чтобы оно захватывало не только ум, но и развивало бы чувства ребенка. Необходимое условие получения знаний — это создание на уроках атмосферы творческого поиска, высокого эмоционального тонуса.

На уроках русского языка изучение некоторых тем русской орфографии построены на основе загадок. Их текст, повторенный дважды-трижды, способствует развитию памяти. Дети не только учатся грамотно писать отгадку или текст загадки, но и пробуют дополнить описание предмета, данного в загадке. Это умение особенно важно при работе на уроках развития речи. Развивая речь ребенка, развиваем его интеллект, мышление.

Несколько упражнений, направленных на обогащение словарного запаса детей:

  1. К загадке с отгадкой «ученик», которая довольно часто встречается, найти отгадку-синоним.

  2. В загадке про лису спросить: «Чем морковь напоминает лису?». Про петуха: «Чем он напоминает короля?»

  3. Отгадку или слово в тексте загадки разобрать по составу или подобрать к отгадке однокоренные слова.

  4. При изучении темы «Правописание жи-, ши-, ча-, ща-, чу-, щу-» использовать загадки, в тексте которых есть данные орфограммы или в отгадках.

  5. Для закрепления написания словарного слова можно использовать шуточные вопросы, загадки. Например:

Два других на дне пруда,

А целое в музее

Найдете без труда.

(Картина)

На уроках чтения при изучении темы «Устное народное творчество» необходимо учить детей сочинению загадок. Школьники с удовольствием, интересом решают эту творческую задачу. Урок оживляется, дети соревнуются. Загадки побуждают учащихся к творчеству. Дети упражняют свой ум, рассуждают, доказывают. Раскрывают главные качества предмета, отличающие его от других, иногда очень похожих. Например, загадка про петуха: «Хвост с узорами, сапоги со шпорами». Дети называют особенности внешнего облика и поведения петуха, сравнивают и находят отличительные качества у индюка, павлина, гуся.

Загадки, пословицы, поговорки расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром. В Древней Руси издавна отмечалась смена времен года. Множество поговорок, загадок связано с тем или иным временем года. Важно научить ребят понимать явления природы, познакомить их с богатым наследием устного народного творчества.

При обучении чтению важно с 1 класса заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте, учить четкому произношению звуков. Помогут в этом народные игры, скороговорки, потешки, считалочки, загадки. Для развития громкой речи, внимания, памяти, снятия усталости и утомления используем потешки, русские народные песни, игры.

Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня — значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Обратиться к истокам поможет фольклор, ведь его содержание — жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков; духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.

Велик интерес детей к народной культуре. В школе создан музей русской старины. Детям увидели в действии прялку, предметы крестьянского быта: ухват, чугун, кувшин, веретено, самовар и т. д. Старинные предметы помогли воссоздать обстановку крестьянской избы. Здесь и вышитые полотенца, самотканые половики, наволочки с вышивкой. В этом музее проводятся уроки чтения, окружающего мира, народные посиделки, экскурсии.

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Игры, как жанр устного народного творчества, являются национальным богатством, и они должны стать достоянием наших детей. Разучивание с детьми прибауток, считалок, скороговорок делают игру более интересной содержательной. Например, игра «С бубном» проводилась при изучении загадок.

Считалка: Ты катись веселый бубен,

Быстро-быстро по рукам,

У кого веселый бубен,

Тот загадку скажет нам.

Уроки русского языка, чтения, развития речи должны не только знакомить учеников младших классов с образцами родной классической литературы и языка, но с лучшими традициями нашего народа. Использование произведений народного творчества имеет первостепенное значение в формировании и укреплении самосознания.

Литература

  1. Григорьева М. Н. Учимся сочинять загадки // Начальная школа. 2003. № 2.

  2. Ковешникова Р. А. Народный календарь // Начальная школа. 1999. № 5.

  3. Синицын В. А. Современные подходы к развитию речи младших школьников // Начальная школа. 2003. № 2.