Возможности развития речи в учебном диалоге
Развитие речи ребенка как один из показателей общего развития его личности наряду с развитием нравственным, духовным, интеллектуальным — это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Речь — это канал развития интеллекта. Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваиваться знания.
Как увлечь детей изучением языка? Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях начальной школы. Здесь закладываются основы языковой культуры. Главная наша задача — научить детей мыслить, рассуждать. А размышляет лишь тот, кто умеет говорить: это умение составлять текст, а точнее, выражать свои мысли, знания, чувства в развернутых высказываниях. Русский язык красив и понятен — вот какой вывод должны сделать дети в процессе изучения родного русского языка в начальной школе. Да, он не всегда бывает легким! Учиться любому делу серьезно — трудно. Но русский язык — мой родной язык, поэтому все в нем могу понять и объяснить, поэтому могу научиться писать и говорить правильно.
Основная стратегия — учить думать над языком, помочь понять природу русского языка, гармонию его законов и правил: орфографических, грамматических, орфоэпических. Думать не всегда легко, но всегда интересно — такой вывод делают дети. Все в языке способно удивить именно ребенка. Чувство удивления — признак развивающегося и развитого ума, с этого чувства и начинают дети свои лингвистические размышления. Язык, над которым ты думаешь, язык, которому ты удивляешься, становится для тебя живым.
Эти знания заложил наш замечательный педагог, у которого мне посчастливилось учиться, — Виктор Андреевич Кирюшкин — видный ученый, методист, человек энциклопедических знаний, неустанный труженик. Виктор Андреевич показал роль и место логических упражнений при изучении детьми родного языка.
Учебный диалог при такой организации процесса обучения занимает одно из первых мест. Л. С. Выготский указывал на тот факт, что именно на основе диалога (первичной формы речи) формируется монолог — высшая форма речи, развившаяся исторически позднее, чем диалог. Диалог рождается из-за потребности человека в общении. У младших школьников такая потребность существует; она возникает и в ходе решения учебных задач.
Говоря об учебном диалоге, в ходе которого детьми усваивается культурное содержание образования, подразумевается сотрудничество ребенка и взрослого. Существует ведущий тип сотрудничества для каждого возраста. Учебные формы общения в младшем школьном возрасте вырастают из учебной самостоятельности, которая начинается со способности ученика вступать в инициативные отношения с учителем, учить себя с помощью учителя. Такое продуктивное взаимодействие, когда субъективность позиции ученика связана с освоением формы сотрудничества и, возможно, в учебном диалоге. Конечно, такое взаимодействие на первых порах инициирует учитель, взращивая у учащихся потребность не просто в общении, но в обмене мнениями, и более всего потребность в учебном споре, в котором объединяются и систематизируются свои собственные мнения.
Исследования показывают также, что в общении со сверстниками «увеличивается связность, адресованность, точность речевого высказывания» (А. Э. Рейнстейн). Таким образом, искусству речи ребенка обучает не только взрослый, но и сверстники, чья речь, понятно, еще далека от совершенства.
Диалог — это и основная форма общения ребенка и учебника. Вводные диалоги учебника УМК «Школа ХХI века» помогают найти точку опоры в колеблющемся мире языковых представлений детей. Вот пример одного из вводных диалогов в теме «Парные звонкие и глухие согласные» во 2 классе. Федя сказал:
— На конце слова все согласные опасные.
Маша сказала:
— Не все! Только парные звонкие и глухие согласные.
Кто прав?
1. Прав Федя. 2. Права Маша.
Часто использую на уроке прием замены учениками учителя. Некоторые этапы урока они самостоятельно проводят в роли учителя. Это требует от них домашней подготовительной работы. На месте учителя хотят побывать все. Ребята чувствуют большую ответственность, значимость своей работы. Здесь и интерес к учительской профессии, уважение к их труду, доброжелательное отношение к сверстникам. Этот прием способствует и грамотному правописанию, так как прежде чем подготовиться, ребенок занимается самостоятельно с книгой, со словарем.
Практика показывает, что младших школьников необходимо как можно чаще ставить в позицию автора, давать возможность выразиться, раскрыть свою личность, выявить отношение к происходящему, выразить свои чувства, эмоции, ответить на волнующие детей вопросы. Именно поэтому в начальных классах необходимы дидактические, ролевые игры, в которых особенно активизируются умственные способности детей, развивается их воображение. Дети с удовольствием рассказывают, показывают книги, которые им удалось прочитать к уроку, ставят сценки, связанные с темой и вопросом, на который они отвечают, даже пишут стихи, сказки. Уроки проходят живо, эмоционально. Проблемный диалог требует больше времени, но при этом обеспечивает понимание материала, поэтому закрепление идет и быстрее, и легче.
Итак, учебный диалог («учитель — ученик», «ученик — ученик», «ученик — учебник») оказывает большое влияние на развитие речи младших школьников и воспитанию любви к родному языку.
- Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературного чтения в начальной школе
- Кирюшкины. Династия учителей
- Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературного чтения в начальной школе е. А. Алешина,
- Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературного чтения при изучении лирических стихотворений
- Н. Н. Андрианова,
- Изучая свой край, учимся любить родной язык
- Г. В. Анохина, л. Н. Матвиенко,
- Икт на уроках русского языка
- Е. Н. Ахтырская,
- Фольклор как искусство слова
- Т. А. Белоглазова,
- Оптимальное чтение — залог успеха ученика
- О. Н. Булаева,
- Формирование читательской самостоятельности младших школьников
- Н. М. Бунина, с. В. Васенева, н. А. Степанова,
- Уроки риторики в начальной школе
- Е. В. Бурмистрова,
- Икт на уроках русского языка и литературного чтения
- И. К. Варежникова,
- Формирование читательской самостоятельности младших школьников
- А. В. Васенева,
- Эстетическое воспитание младших школьников
- О. П. Волошенко, л. А. Рзянина, с. Ю. Нархова,
- Особенности читательской самостоятельности младших школьников
- В. Н. Вячина, е. М. Пажитнова,
- Развитие познавательных интересов и речи у младших школьников с использованием элементов народоведения
- Е. В. Епифанова,
- Семейное чтение — средство формирования читательского интереса
- А. И. Журавлева,
- Воспитание культуры личности, жизненной и нравственной позиции в рамках личностной модели выпускника I ступени обучения
- О. В. Иванова,
- Уроки русского языка в начальной школе на современном этапе образования
- В. С. Колесникова,
- Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности по русскому языку
- Е. А. Краморова
- Вопросы соотношения интонации и пунктуации в русском языке
- Е. В. Малахова
- Работа в программе Movie Maker как одна из форм использования икт на уроках литературного чтения
- О. В. Марченко,
- Н. А. Федосеева
- Использование фольклора в процессе подготовки детей к школе
- Е. Н. Маштакова,
- Использование краеведческого материала на уроках русского языка
- Е. П. Носова, т. А. Земцова,
- Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе
- У. И. Онюшкина
- Современный урок русского языка в начальной школе
- М. А. Перестрибова,
- Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора
- Е. В. Попова,
- Формирование биологических понятий при изучении предмета «Окружающий мир»
- Н. А. Свалова,
- Возможности развития речи в учебном диалоге
- Т. М. Сиятскова,
- Каллиграфическая минутка как средство исправления плохого почерка
- Е. В. Спирина,
- Обучение первоначальному письму и формирование графического навыка у младших школьников
- Т. И. Сурина,
- Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка по развитию орфографической зоркости учащихся
- Е. В. Сухорукова,
- Тестовый контроль в начальной школе
- И. В. Федорина,
- Формирование навыка чтения — залог успеха всего дальнейшего обучения
- С. А. Филоненко,
- Икт на уроках русского языка и во внеурочной деятельности
- Е. А. Фомичева,
- Краткосрочные проекты по литературному чтению с использованием программы Photo Story 3
- Г. Б. Фролова,
- Читательская самостоятельность младших школьников как актуальная проблема современного образования
- Н. И. Фролова,
- Формирование интеллектуальных компетенций младших школьников на уроках русского языка
- Г. Н. Цыплухина,
- Актуальные проблемы обучения грамоте младших школьников
- Т. Н. Швецова,
- Г. В. Шевлягина,
- Использование интерактивной доски на уроках русского языка
- И. А. Шубкина,
- Актуальные проблемы обучения грамоте младших школьников
- Учебная и социально-педагогическая деятельность с учащимися, имеющими трудности в обучении л. В. Борзова,
- Проблема гармонизации процесса развития детей, имеющих трудности в обучении
- Е. Б. Вячина,
- Значение дополнительных коррекционно-развивающих программ для коррекции личностных качеств учащихся с трудностями в обучении
- В. А. Денисова,
- Особенности преподавания информатики и икт в начальной школе
- С. В. Калякина,
- Специальные коррекционные занятия в системе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
- О. С. Коннова,
- Формы и методы работы с неуспевающими детьми по предмету «Информатика»
- Т. И. Коннова,
- Особенности работы с детьми, имеющими трудности в изучении русского языка
- И. А. Курбанова,
- Уверенность в себе, как залог преодоления трудностей обучения в младшем школьном возрасте
- О. В. Лукичева
- Т. В. Селифонова
- Организация работы с детьми, имеющими трудности в обучении, на уроках и в группе продленного дня
- Е. Г. Лукьянова,
- Методика работы с неуспевающими детьми в условиях детского дома
- И. Л. Павлова,
- Система работы по оказанию помощи детям, имеющим трудности в обучении
- Главная задача, стоящая перед педагогом — выявление уровня готовности к обучению. Особая роль для решения этой задачи отводится школьному психологу, который осуществляет следующие диагностики:
- Л. Х. Попова,
- Создание развивающей среды для коррекции интеллектуального и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья
- А. В. Рыжков,
- Кабинет психологической разгрузки в коррекционной школе VIII вида
- Т. Н. Рыжкова (Горяйнова),
- Социальное взаимодействие как фактор развития произвольности младших школьников коррекционного учреждения VIII вида
- Н. Н. Семикина,
- Психолого-педагогическая помощь семьям, способы организации работы с родителями
- И. Е. Торсукова,
- Работа над ошибками как одна из форм педагогической поддержки детей
- О. В. Трущелева,
- Особенности развивающей работы с детьми с глубокой степенью умственной отсталости
- О. В. Шамшина,
- Психолого-педагогические причины неуспеваемости младшего школьника и психологическое сопровождение детей с трудностями в обучении
- В. М. Шейн,
- Коррекционный аспект предмета «Окружающий мир»
- Е. В. Шубина,
- Работа социального педагога с детьми девиантного поведения
- Ок. А. Юрко, Ол. А. Юрко,
- Технологии работы с родителями: эффективность различных форм взаимодействия семьи и школы
- Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения Материалы Региональной научно-практической конференции г. Балашов, март 2010 г.
- 410600, Г. Саратов, ул. Пугачевская 117, к. 50.
- 412309, Г. Балашов, Саратовская обл., ул. К. Маркса, 29.