logo search
s_act_prob_prepod2010

Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе

Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах является одной из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка — необходимое условие освоения учащимися родного языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления и, наконец, связной речи вообще.

В целях повышения речевой культуры видное место должны занимать упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным и выразительным.

Словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание:

1. Ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов (словосочетаний), которое дети понимают неправильно или неточно.

2. Усвоение грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения.

3. Обучение детей орфоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению нормативного ударения.

4. Правописание слов с непроверяемыми орфограммами.

Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена. Работа со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку. Раскроем подробнее работу по первому направлению.

Развитие активного словаря учащихся предполагает выяснение лексического значения слова.

Методикой разработано немало приемов объяснения детям значения непонятных слов. Иногда лексическое значение слов подсказывается контекстом, и в этих случаях дети могут понять смысл слова самостоятельно, без специальных разъяснений.

Для слов с предметным значением лучше предложить наглядное объяснение, показав или сам предмет, или его изображение на рисунке, на слайде, в учебном фильме.

Когда наглядное объяснение не представляется возможным, содержание слова раскрывается путем краткого словесного толкования.

Возможно применение следующих способов определений:

а) подбор к нему синонимов (изумрудный — ярко-зеленый);

б) перечисление предметов (признаков, действий), общую группу которых называют данным словом (насекомые — это бабочки, жуки, муравьи);

в) описательный способ (адресат — тот, кому отправляют письмо, телеграмму);

г) родовидовое определение (амбар — здание, постройка для хранения зерна).

Слово не может быть усвоено вне сочетания его с другими словами, без употребления в речи. И главное — это учить детей правильному и точному употреблению слова.

Из упражнений, связанных с использованием словаря, применяем следующие:

1) устные упражнения в отыскивании в словарике слов, названных учителем, в нахождении в них «опасного» при письме места;

2) выписывание из словаря слов по определенным смысловым, грамматическим и прочим признакам (по теме «животные», «вежливые слова» и др.; наречия: быстро, вдруг; имена прилагательные: красивый, уважаемый; одушевленные имена существительные: ребята, заяц; имена существительные 1-го склонения: ягода, собака; слова с безударной гласной а: барабан, картофель; слова из трех слогов: малина, урожай, слова с ударением на первом слоге: русский, скоро и т. д. (приветствуются и собственные классификации детей);

3) списывание слов с пропущенными буквами с заданием проверить написание по словарю. Пропуск трудных букв мобилизует внимание учащихся, а обращение к орфографическому словарю способствует закреплению правильного зрительного образа слова;

4) упражнения в составлении словосочетаний и предложений со словами из словаря.

Постоянное обращение к словарю способствует созданию ценного навыка быстро схватывать и запоминать правильное написание слов. У нас словарь является постоянным спутником ученика в его повседневной работе на уроках.

Литература

  1. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург, 1996.

  2. Купров В. Д. Словарная работа на уроках русского языка // Начальная школа. 1990. № 3.

  3. Львов М. Р. Словарик синонимов и антонимов русского языка. М., 2003.

  4. Потецкая Т. В. Элементарный словообразовательный анализ на уроке русского языка // Начальная школа. 1986. № 5.

  5. Универсальный словарь русского языка / под ред. О. Л. Соболевой. М., 2003.

  6. Шанский Н. М. Школьный фразеологический словарь русского языка. М., 2000.