logo search
s_act_prob_prepod2010

Современный урок русского языка в начальной школе

Современный урок в начальной школе — это урок, который обеспечивает более качественное усвоение знаний, мощное развитие мышления, памяти, воображения, внимания, речи, воспитывает активную личность. В настоящее время в системе образования одной из важнейших проблем является проблема повышения творческой активности школьников в учебно-воспитательном процессе, поиск способов повышения качества их знаний по конкретным учебным дисциплинам, в том числе по русскому языку. Уроки должны быть организованы так, чтобы помогали раскрывать собственное «я» учащегося.

Изучению русского языка в начальной школе отводится одно из центральных мест, поскольку этот предмет открывает ученику способность к усвоению других предметов. Для многих учащихся класса (в нем обучаются только мальчики) русский язык является одним из самых сложных предметов. Поэтому возникла необходимость пересмотреть структуру уроков русского языка, методы и приемы, используемые на уроках, чтобы учесть реальные учебные возможности детей, их интересы, способности и, самое главное, психофизические особенности мальчиков.

В классе мальчиков на уроке темп подачи материала должен быть высокий. Перед мальчиками обязательно ставится цель, к которой они должны двигаться самостоятельно, делая открытия. Задания и упражнения часто предполагают проблемное обучение. Мальчики легко усваивают новый материал, если им создать проблемную ситуацию. К алгоритму, правилу, закону они должны прийти сами, через собственную работу мысли, через свои ответы. Они чаще опираются на догадку, интуицию, шире видят проблему. Очень важно соблюдать принцип сотрудничества, равноправия учителя и учащихся: сочетание разумной строгости и требовательности к учащимся с глубоким терпением и уважением к личности каждого ребенка, его мнению, точке зрения; возможность свободного высказывания учащегося на уроке по изучаемой теме; обеспечение должного внимания со стороны ученика к словам и действиям учителя, ответам одноклассников, уважительного отношения к другим учащимся.

Хочется отметить, что на уроке мальчики не стесняются дать ответ на любой вопрос, редко говорят «не знаю». Ни один урок в классе мальчиков не проходит так, как задумано, они сами активно влияют на ход урока. Дети часто сами прогнозируют и формулируют тему и дидактические цели урока, самостоятельно определяют тему словарной работы, составляют задания к упражнениям, выполняемым на уроке. Одним словом, становятся активными и сознательными участниками учебной деятельности.

С первых минут урока задается высокий уровень вовлеченности школьника в учебную деятельность и обеспечивается развитие его важнейших интеллектуальных качеств (устной речи, внимания, памяти, мышления), которые, в свою очередь, оказывают непосредственное влияние на эффективное формирование лингвистических знаний, умений, навыков.

Для активизации деятельности на уроке использую интенсивные, оптимальные методы и приемы, подбираю и составляю упражнения, в процессе выполнения которых у учащихся формируется лингвистические знания, умения, навыки и одновременно вырабатываются и совершенствуются интеллектуальные качества: речевые способности, словесно-логическое мышление, устойчивость и распределение внимания, долговременная память и др.

Большое количество упражнений в рамках одного урока обеспечивает возможность индивидуального и дифференцированного обучения в зависимости от подготовленности и темпа работы учащихся, сформированности их учебной деятельности.

Интересно проходит на уроках работа с терминами, с лексическими значениями словарных слов как с понятиями. Элемент новизны заключается в том, что школьники овладевают содержанием соответствующих терминов и слов более глубоко и осмысленно за счет практически самостоятельного прохождения пути формирования того или иного понятия, включая формулирование его определения.

При работе с текстовыми упражнениями все тексты должны иметь воспитывающий познавательный характер, их содержание должно быть тесно связано с жизнью, работа с текстом завершается выполнением учащимися дополнительных заданий поискового характера, относящихся к разным разделам русского языка.

Использование на уроках русского языка ИКТ — это неотъемлемая часть в структуре современного урока. Так, для эффективного обучения орфографии необходимы разнообразные наглядные средства на разных этапах работы над понятием, включение большого количества упражнений для закрепления навыка. Применение ИКТ позволяет повысить эффективность урока, обогатить учебный процесс, повысить, с одной стороны, профессионализм учителя, а с другой — познавательный интерес учащихся.

Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, является дидактическая игра — это необходимое звено в цепи современного урока русского языка.

Ни в коем случае нельзя забывать и о здоровьесберегающей направленности урока. Зрительный тренажер, позволяющий дать кратковременный отдых глазам, конторки на половине парты для работы на уроке стоя, расположение дидактического материала в разных местах класса, что позволяет двигаться ребенку во время урока, массажные коврики для ног — вот небольшой перечень технологий, применяемых мной на уроке.

Опыт работы показывает, что соответствие дидактическим, психологическим и гигиеническим требованиям современного урока русского языка обеспечивает достаточно высокий уровень интеллектуального развития учащихся, формирует их устойчивый интерес к русскому языку, оказывает серьезное воздействие на повышение качества преподавания этого учебного предмета.

Литература

  1. Базарный В. Ф. Зрение у детей. Проблемы развития. Новосибирск, 1991; Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. Сергиев Посад, 1995.

  2. Бужигеева М. Ю. Гендерные особенности детей на начальном этапе обучения. Педагогика. 2002. № 8.

  3. Еремеева В. А. Мальчики и девочки: учить по-разному, любить по-разному». Самара: Корпорация «Федоров», 2006. 65 с.

  4. Кульневич С. В., Лакоценина Т. Современный урок. Ч. I.: науч.-практич. пособие. Воронеж: Учитель, 2006.

  5. Рыбъякова О. В. Информационные технологии на уроках в начальной школе. Воронеж: Учитель, 2008.

  6. Саломатина Л. С. Особенности организации проектной деятельности при изучении русского языка в современной начальной школе // Начальная школа. Плюс до и после. 2009. № 10.

  7. Симонов. В. П. Учет гендерных различий в образовательном процессе // Педагогика. 2005. № 4.

  8. Фролова Л. А. Обучение орфографии с использованием информационных технологий // Начальная школа. Плюс до и после. 2007. № 7.