logo search
s_act_prob_prepod2010

Использование фольклора в процессе подготовки детей к школе

Обращение к вековому опыту народа, его духовному наследию приобретает в наше время не меньшее значение, чем острейшие экологические проблемы сохранения природных богатств, экологического равновесия.

Фольклор — это наше духовное богатство, наша внутренняя экологическая среда, точно также требующая сохранения и защиты, восстановление естественных связей человека с историческим и духовным наследием своего народа, прошлого с настоящим.

Фольклор — это художественная педагогика. Это та самая система эстетического воспитания детей с помощью литературы и искусства (слова, музыки, танца). Народная педагогика попросту не знает иных методов и форм, кроме эстетического, художественного воспитания.

В фольклоре первые месяцы и годы определяют едва ли не больше, чем вся последующая жизнь. Ни одна система воспитания, кроме фольклорного, не берет за основу тот самый «критический период развития ребенка», как утверждают специалисты, и происходит решающая закладка «звуковой информации». Поэтому так много зависит от того, какой будет эта самая «звуковая информация»1.

Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального армирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Особенностью этого периода, отличающего его от других последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности. Практика показывает, что для всестороннего развития детей особое значение приобретают игры-забавы с использованием фольклора.

Детский фольклор формируется под воздействием множества факторов. Среди них влияние различных социальных и возрастных групп, их фольклора; массовой культуры; бытующих представлений и многого другого.

Первоначальные ростки творчества могут появиться в различной деятельности детей, если для этого созданы необходимые условия. От воспитания зависит успешное развитие качеств, которые в будущем обеспечат участие ребенка в творческом труде.

Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей.

Задача педагога — опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность. В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств.