Читательская самостоятельность младших школьников как актуальная проблема современного образования
Современные концепции начального образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности младшего школьника на основе формирования учебной деятельности. Важно создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, стал субъектом учения, желающим и умеющим учиться. «Концепция модернизации школьного образования» определяет необходимость создания условий для развития личности ребенка независимо от его подготовленности, для его самореализации и сохранения индивидуальности.
В образовательном стандарте начального образования на первом месте остается формирование общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности младших школьников. Овладение умениями самостоятельной организации учебной деятельности у младших школьников является обязательным минимумом.
В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране обществу нужен человек, умеющий самостоятельно добывать новые знания и применять их в разнообразной деятельности. Чтобы добиться этой цели, надо как можно раньше приобщать ребенка к книге и чтению.
По сообщениям социологов ВЦИОМ, за прошедшие 10 лет на 15 % выросло число россиян, которые никогда не берут в руки книг (с 20 % до 35 %), соответственно на 9 % (с 31 % до 22 %) снизилась доля тех, кто практически ежедневно обращается к книгам:
любят читать: младшие школьники — 43 %, старшие — 17 %;
— не любят читать: младшие школьники — 8 %, старшие 17 %;
— не читают ничего, кроме заданий, учителя — 10 %;
— читают на досуге только развлекательную литературу — 40 %;
— читают познавательную литературу — 21 %;
— читают для самообразования — 10 % школьников.
Представленные здесь факты красноречиво говорят о том, что чем старше дети, тем больше характер его чтения приближается к взрослому. К сожалению, из года в год снижается интерес детей к чтению. Одна из причин — усиление влияния средств массовой информации. Чтение книг заменяется многочасовыми просмотрами телепередач, а место семейных библиотек занимают теперь видеотеки и компьютерные игры. В связи с этим вопрос формирования читательской самостоятельности остается весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы должно уделяться в начальной школе, т. к. она является основой развития устойчивого интереса к литературе.
Изучив различные учебные программы, на наш взгляд, наиболее успешно решает проблему формирования читательской самостоятельности, курс «Литературное чтение» Л. А. Ефросининой по УМК «Начальная школа ХХI века».
Предложенная Л. А. Ефросининой стратегия становления читателя-ребенка в начальных классах продуктивна и вполне отвечает задачам современного развивающего обучения. Основная цель данного предмета — ввести детей в мир отечественной и зарубежной литературы, обогатить читательский опыт ребенка, помочь стать ему самостоятельным читателем; работать над навыком чтения; формировать литературоведческие представления и понятия; включать учащихся в самостоятельную творческую деятельность, развивать речь и расширять круг чтения младших школьников.
В процессе формирования читательской деятельности выделяют несколько этапов.
Первый этап — подготовительный (1 класс).
Цель: обучение восприятию литературного произведения.
Задачи: обогатить читательский опыт детей; отрабатывать специальные читательские умения; развивать речь учащихся; развивать интерес к самостоятельному чтению.
Основная форма работы: урок литературного чтения.
Основной метод работы: наглядное моделирование через введение системы заместителей для жанров, тем, героев; составление схематических планов.
Второй этап — начальный (2 класс).
Цель: развитие читательских и речевых умений.
Задачи: формировать правильное, осознанное, плавное чтение; развивать интерес к чтению, расширять читательский кругозор; воспитывать нравственно-этические основы; отрабатывать умение работать с текстом, учебной и детской книгой.
Основные формы работы: уроки разного типа (урок литературного чтения, урок-слушание, нетрадиционные формы уроков).
Третий этап — основной (3 класс).
Цель: обогатить читательский опыт ребенка, помочь ему стать самостоятельным читателем.
Задачи: обеспечить полноценное восприятие произведения; выявлять точку зрения писателя, формировать позицию читателя; совершенствовать самостоятельное чтение, чтение молча, выразительное чтение; включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность; формировать литературоведческие представления; расширять круг чтения.
Четвертый этап — заключительный (4 класс).
Цель: формирование самостоятельного читателя.
Продолжается реализация задач, поставленных на основном этапе.
Исходя из целей и задач данного курса, особенностей программы, учитывая этапы работы, выделены критерии, которые позволяют судить об уровне сформированности читательской самостоятельности на выпуске из начальной школы:
— наличие устойчивого интереса к чтению книг;
— показатели техники чтения;
— уровни восприятия художественного произведения;
— читательский кругозор;
— усвоение программы в целом.
Работая по данной программе с 2005 года, выпускники прошли все эти этапы и добились хороших результатов. Из 21 человека читают выше нормы 16. Любой из учеников свободно может подготовить сообщение по различным предметам и для этого использует дополнительную литературу.
Результаты проведенной диагностики в моем классе показали, что курс «Литературное чтение» Л. А. Ефросининой способствует формированию устойчивой потребности в чтении книг и поэтому в 2009 году вновь начала работать по данной программе.
- Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературного чтения в начальной школе
- Кирюшкины. Династия учителей
- Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературного чтения в начальной школе е. А. Алешина,
- Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературного чтения при изучении лирических стихотворений
- Н. Н. Андрианова,
- Изучая свой край, учимся любить родной язык
- Г. В. Анохина, л. Н. Матвиенко,
- Икт на уроках русского языка
- Е. Н. Ахтырская,
- Фольклор как искусство слова
- Т. А. Белоглазова,
- Оптимальное чтение — залог успеха ученика
- О. Н. Булаева,
- Формирование читательской самостоятельности младших школьников
- Н. М. Бунина, с. В. Васенева, н. А. Степанова,
- Уроки риторики в начальной школе
- Е. В. Бурмистрова,
- Икт на уроках русского языка и литературного чтения
- И. К. Варежникова,
- Формирование читательской самостоятельности младших школьников
- А. В. Васенева,
- Эстетическое воспитание младших школьников
- О. П. Волошенко, л. А. Рзянина, с. Ю. Нархова,
- Особенности читательской самостоятельности младших школьников
- В. Н. Вячина, е. М. Пажитнова,
- Развитие познавательных интересов и речи у младших школьников с использованием элементов народоведения
- Е. В. Епифанова,
- Семейное чтение — средство формирования читательского интереса
- А. И. Журавлева,
- Воспитание культуры личности, жизненной и нравственной позиции в рамках личностной модели выпускника I ступени обучения
- О. В. Иванова,
- Уроки русского языка в начальной школе на современном этапе образования
- В. С. Колесникова,
- Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности по русскому языку
- Е. А. Краморова
- Вопросы соотношения интонации и пунктуации в русском языке
- Е. В. Малахова
- Работа в программе Movie Maker как одна из форм использования икт на уроках литературного чтения
- О. В. Марченко,
- Н. А. Федосеева
- Использование фольклора в процессе подготовки детей к школе
- Е. Н. Маштакова,
- Использование краеведческого материала на уроках русского языка
- Е. П. Носова, т. А. Земцова,
- Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе
- У. И. Онюшкина
- Современный урок русского языка в начальной школе
- М. А. Перестрибова,
- Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора
- Е. В. Попова,
- Формирование биологических понятий при изучении предмета «Окружающий мир»
- Н. А. Свалова,
- Возможности развития речи в учебном диалоге
- Т. М. Сиятскова,
- Каллиграфическая минутка как средство исправления плохого почерка
- Е. В. Спирина,
- Обучение первоначальному письму и формирование графического навыка у младших школьников
- Т. И. Сурина,
- Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка по развитию орфографической зоркости учащихся
- Е. В. Сухорукова,
- Тестовый контроль в начальной школе
- И. В. Федорина,
- Формирование навыка чтения — залог успеха всего дальнейшего обучения
- С. А. Филоненко,
- Икт на уроках русского языка и во внеурочной деятельности
- Е. А. Фомичева,
- Краткосрочные проекты по литературному чтению с использованием программы Photo Story 3
- Г. Б. Фролова,
- Читательская самостоятельность младших школьников как актуальная проблема современного образования
- Н. И. Фролова,
- Формирование интеллектуальных компетенций младших школьников на уроках русского языка
- Г. Н. Цыплухина,
- Актуальные проблемы обучения грамоте младших школьников
- Т. Н. Швецова,
- Г. В. Шевлягина,
- Использование интерактивной доски на уроках русского языка
- И. А. Шубкина,
- Актуальные проблемы обучения грамоте младших школьников
- Учебная и социально-педагогическая деятельность с учащимися, имеющими трудности в обучении л. В. Борзова,
- Проблема гармонизации процесса развития детей, имеющих трудности в обучении
- Е. Б. Вячина,
- Значение дополнительных коррекционно-развивающих программ для коррекции личностных качеств учащихся с трудностями в обучении
- В. А. Денисова,
- Особенности преподавания информатики и икт в начальной школе
- С. В. Калякина,
- Специальные коррекционные занятия в системе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
- О. С. Коннова,
- Формы и методы работы с неуспевающими детьми по предмету «Информатика»
- Т. И. Коннова,
- Особенности работы с детьми, имеющими трудности в изучении русского языка
- И. А. Курбанова,
- Уверенность в себе, как залог преодоления трудностей обучения в младшем школьном возрасте
- О. В. Лукичева
- Т. В. Селифонова
- Организация работы с детьми, имеющими трудности в обучении, на уроках и в группе продленного дня
- Е. Г. Лукьянова,
- Методика работы с неуспевающими детьми в условиях детского дома
- И. Л. Павлова,
- Система работы по оказанию помощи детям, имеющим трудности в обучении
- Главная задача, стоящая перед педагогом — выявление уровня готовности к обучению. Особая роль для решения этой задачи отводится школьному психологу, который осуществляет следующие диагностики:
- Л. Х. Попова,
- Создание развивающей среды для коррекции интеллектуального и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья
- А. В. Рыжков,
- Кабинет психологической разгрузки в коррекционной школе VIII вида
- Т. Н. Рыжкова (Горяйнова),
- Социальное взаимодействие как фактор развития произвольности младших школьников коррекционного учреждения VIII вида
- Н. Н. Семикина,
- Психолого-педагогическая помощь семьям, способы организации работы с родителями
- И. Е. Торсукова,
- Работа над ошибками как одна из форм педагогической поддержки детей
- О. В. Трущелева,
- Особенности развивающей работы с детьми с глубокой степенью умственной отсталости
- О. В. Шамшина,
- Психолого-педагогические причины неуспеваемости младшего школьника и психологическое сопровождение детей с трудностями в обучении
- В. М. Шейн,
- Коррекционный аспект предмета «Окружающий мир»
- Е. В. Шубина,
- Работа социального педагога с детьми девиантного поведения
- Ок. А. Юрко, Ол. А. Юрко,
- Технологии работы с родителями: эффективность различных форм взаимодействия семьи и школы
- Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения Материалы Региональной научно-практической конференции г. Балашов, март 2010 г.
- 410600, Г. Саратов, ул. Пугачевская 117, к. 50.
- 412309, Г. Балашов, Саратовская обл., ул. К. Маркса, 29.