Формирование навыка чтения — залог успеха всего дальнейшего обучения
Великий педагог К. Д. Ушинский говорил, что уметь читать это значит извлечь из мертвой буквы живой смысл.
Необходимость овладения детьми навыком чтения, как залогом успеха всего дальнейшего обучения, понятна каждому учителю. Как же помочь детям?
Эффективность обучения, на мой взгляд, зависит от трех факторов: чему обучаю, как обучаю и для чего обучаю. По моему глубокому убеждению, учитель и ученик должны иметь общие цели.
Для улучшения качественных показателей чтения учащихся использую игры и упражнения:
1) на расширение зрительного поля чтения;
2) на развитие артикуляционного аппарата и совершенствование звуковой культуры речи;
3) на понимание прочитанного.
Первая группа упражнений направлена на выработку правильности чтения, воспитание внимания и запоминание зрительного образа слова, совершенствование способа и темпа чтения.
1. Какая буква, слог, слово лишние?
а) а, у, о, м, ы.
б) ма, ра, ла, ны, са.
в) река, речка, ручей, ручка, ручеек.
2. Игра «Курочка» (правило: на доску прикрепляется курочка с новой буквой, рядом цыплята с изученными буквами).
Цель игры: в игровой форме помочь детям научиться читать слоги.
Игровое действие: дети хором говорят стихотворение, а учитель подставляет цыплят к курочке.
2. Подбери слово со звуком (после прочтения слов в столбиках и уточнения их лексического значения предлагаю детям следующие задания):
найдите и прочитайте слова, называющие действия;
найдите и прочитайте слова-имена;
найдите и прочитайте слово, соответствующее звуковой модели;
отгадай загадку (отгадку дети находят среди прочитанных слов);
назовите признаки предмета;
назовите лишнее слово в столбике (выбор учащиеся обосновывают связным высказыванием).
3. «Буквы-невидимки». Напишите гласные вместо точек, прочитайте слова:
З_М_К _ТЛ_С Ж_РН__Л __Б__Ж_Р
С целью совершенствования произношения в период обучения грамоте систематически вводятся упражнения для развития фонематического слуха:
1. Дыхательные упражнения и подготовка голоса «Задуйте свечу»:
Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.
Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу.
Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
«Обрызгайте белье водой» (в один, три, пять приемов): глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.
2. Скороговорки на каждый звук.
[б] Белый баран бьет в барабан. Баран буян залез в бурьян.
[п] Поля пошла полоть петрушку в поле. Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.
3. Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи использую чистоговорки, которые дети с удовольствием придумывают сами.
Са-са-са — по лесу бежит лиса.
Ас-ас-ас — лиса боится нас.
Сы-сы-сы — хвост пушистый у лисы.
Су-су-су — как красиво в лесу.
Су-сю-су — тихо осенью в лесу.
Скороговорки, чистоговорки произносятся не только четко и внятно, но и с различной степенью громкости (шепотом, вполголоса, громко) и разной скоростью (медленно, умеренно, быстро).
Упражнения третьей группы направлены на то, чтобы помочь начинающим чтецам быстрее овладеть пониманием значения слов в процессе чтения.
1. На доске слова: чай, чайник, чашка, чаша, чашечка.
С какого слога начинаются все слова?
Какой звук слышим, какую букву пишем? Правило: ча-, ща всегда пишу с буквой «а».
Как называется горячий ароматный напиток, любимый всеми, а готовится он из вечнозеленого растения, листья которого высушены и специально обработаны?
А где мы завариваем чай?
Мы с вами уже пьем вкусный ароматный чай. У нас с вами... (чаепитие).
Много времени мы провели за чаепитием, а по-другому как сказать: что мы с вами делали? (чаевничали).
Когда мы говорим чашечка? (наружный зеленый покров цветка, надколенная кость, ласково называем любимую чашку.)
Придумайте предложение со словом чашечка.
Одним из целесообразных творческих методов приобщения учащихся к чтению, развития интереса и творческой активности на уроке, является метод педагога-новатора, автора многих учебно-методических пособий для учителя В. А. Эдигея, который заключается в расшифровке анаграмм.
Исходя из своего практического опыта, можно сделать вывод: этот метод наиболее эффективен в индивидуальной работе с детьми, испытывающими серьезные трудности. Ученик невольно концентрирует внимание, осмысленно запоминает, активизирует свои лингвистические способности. Приведем фрагмент одного из уроков.
Уходит еньос. Часто идут дидож. На цеули дует сильный ныйхолод ветер. Тиде играют одма.
Задание: прочитай текст.
Выполни математические действия и прочитай слово:
СУ + Р + Ж + 0 + Ж+У+С + СТ — ?
Таким образом, игровая деятельность служит не просто развлечением для ребят. Она несет в себе огромное нравственное значение, формирует у ребенка умение решать проблемные ситуации, воспитывать в них эстетический вкус, любовь к чтению.
Сейчас преждевременно говорить о полной сформированности навыка чтения у каждого из детей моего класса, но тот факт, что в коллективе создана читающая среда, дети бегут в библиотеку, предвкушая радость встречи с книгой, приносит мне чувство удовлетворения.
Литература
Амонашвили Ш. А. Как живете, дети? М.: Просвещение, 1986.
Зайцев В. Н. Резервы обучения чтению. М.: Просвещение, 1991.
Куликовская Т. А. Забавные чистоговорки. М.: Гном-Пресс, 1999.
Эдигей В. Б. Новое чтение. М.: Перспектива, 2000.
- Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературного чтения в начальной школе
- Кирюшкины. Династия учителей
- Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературного чтения в начальной школе е. А. Алешина,
- Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературного чтения при изучении лирических стихотворений
- Н. Н. Андрианова,
- Изучая свой край, учимся любить родной язык
- Г. В. Анохина, л. Н. Матвиенко,
- Икт на уроках русского языка
- Е. Н. Ахтырская,
- Фольклор как искусство слова
- Т. А. Белоглазова,
- Оптимальное чтение — залог успеха ученика
- О. Н. Булаева,
- Формирование читательской самостоятельности младших школьников
- Н. М. Бунина, с. В. Васенева, н. А. Степанова,
- Уроки риторики в начальной школе
- Е. В. Бурмистрова,
- Икт на уроках русского языка и литературного чтения
- И. К. Варежникова,
- Формирование читательской самостоятельности младших школьников
- А. В. Васенева,
- Эстетическое воспитание младших школьников
- О. П. Волошенко, л. А. Рзянина, с. Ю. Нархова,
- Особенности читательской самостоятельности младших школьников
- В. Н. Вячина, е. М. Пажитнова,
- Развитие познавательных интересов и речи у младших школьников с использованием элементов народоведения
- Е. В. Епифанова,
- Семейное чтение — средство формирования читательского интереса
- А. И. Журавлева,
- Воспитание культуры личности, жизненной и нравственной позиции в рамках личностной модели выпускника I ступени обучения
- О. В. Иванова,
- Уроки русского языка в начальной школе на современном этапе образования
- В. С. Колесникова,
- Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности по русскому языку
- Е. А. Краморова
- Вопросы соотношения интонации и пунктуации в русском языке
- Е. В. Малахова
- Работа в программе Movie Maker как одна из форм использования икт на уроках литературного чтения
- О. В. Марченко,
- Н. А. Федосеева
- Использование фольклора в процессе подготовки детей к школе
- Е. Н. Маштакова,
- Использование краеведческого материала на уроках русского языка
- Е. П. Носова, т. А. Земцова,
- Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе
- У. И. Онюшкина
- Современный урок русского языка в начальной школе
- М. А. Перестрибова,
- Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора
- Е. В. Попова,
- Формирование биологических понятий при изучении предмета «Окружающий мир»
- Н. А. Свалова,
- Возможности развития речи в учебном диалоге
- Т. М. Сиятскова,
- Каллиграфическая минутка как средство исправления плохого почерка
- Е. В. Спирина,
- Обучение первоначальному письму и формирование графического навыка у младших школьников
- Т. И. Сурина,
- Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка по развитию орфографической зоркости учащихся
- Е. В. Сухорукова,
- Тестовый контроль в начальной школе
- И. В. Федорина,
- Формирование навыка чтения — залог успеха всего дальнейшего обучения
- С. А. Филоненко,
- Икт на уроках русского языка и во внеурочной деятельности
- Е. А. Фомичева,
- Краткосрочные проекты по литературному чтению с использованием программы Photo Story 3
- Г. Б. Фролова,
- Читательская самостоятельность младших школьников как актуальная проблема современного образования
- Н. И. Фролова,
- Формирование интеллектуальных компетенций младших школьников на уроках русского языка
- Г. Н. Цыплухина,
- Актуальные проблемы обучения грамоте младших школьников
- Т. Н. Швецова,
- Г. В. Шевлягина,
- Использование интерактивной доски на уроках русского языка
- И. А. Шубкина,
- Актуальные проблемы обучения грамоте младших школьников
- Учебная и социально-педагогическая деятельность с учащимися, имеющими трудности в обучении л. В. Борзова,
- Проблема гармонизации процесса развития детей, имеющих трудности в обучении
- Е. Б. Вячина,
- Значение дополнительных коррекционно-развивающих программ для коррекции личностных качеств учащихся с трудностями в обучении
- В. А. Денисова,
- Особенности преподавания информатики и икт в начальной школе
- С. В. Калякина,
- Специальные коррекционные занятия в системе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
- О. С. Коннова,
- Формы и методы работы с неуспевающими детьми по предмету «Информатика»
- Т. И. Коннова,
- Особенности работы с детьми, имеющими трудности в изучении русского языка
- И. А. Курбанова,
- Уверенность в себе, как залог преодоления трудностей обучения в младшем школьном возрасте
- О. В. Лукичева
- Т. В. Селифонова
- Организация работы с детьми, имеющими трудности в обучении, на уроках и в группе продленного дня
- Е. Г. Лукьянова,
- Методика работы с неуспевающими детьми в условиях детского дома
- И. Л. Павлова,
- Система работы по оказанию помощи детям, имеющим трудности в обучении
- Главная задача, стоящая перед педагогом — выявление уровня готовности к обучению. Особая роль для решения этой задачи отводится школьному психологу, который осуществляет следующие диагностики:
- Л. Х. Попова,
- Создание развивающей среды для коррекции интеллектуального и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья
- А. В. Рыжков,
- Кабинет психологической разгрузки в коррекционной школе VIII вида
- Т. Н. Рыжкова (Горяйнова),
- Социальное взаимодействие как фактор развития произвольности младших школьников коррекционного учреждения VIII вида
- Н. Н. Семикина,
- Психолого-педагогическая помощь семьям, способы организации работы с родителями
- И. Е. Торсукова,
- Работа над ошибками как одна из форм педагогической поддержки детей
- О. В. Трущелева,
- Особенности развивающей работы с детьми с глубокой степенью умственной отсталости
- О. В. Шамшина,
- Психолого-педагогические причины неуспеваемости младшего школьника и психологическое сопровождение детей с трудностями в обучении
- В. М. Шейн,
- Коррекционный аспект предмета «Окружающий мир»
- Е. В. Шубина,
- Работа социального педагога с детьми девиантного поведения
- Ок. А. Юрко, Ол. А. Юрко,
- Технологии работы с родителями: эффективность различных форм взаимодействия семьи и школы
- Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения Материалы Региональной научно-практической конференции г. Балашов, март 2010 г.
- 410600, Г. Саратов, ул. Пугачевская 117, к. 50.
- 412309, Г. Балашов, Саратовская обл., ул. К. Маркса, 29.