logo search
s_act_prob_prepod2010

Изучая свой край, учимся любить родной язык

Познание своего края, его истории, богатства — это огромный источник знаний, хорошее средство воспитания наблюдательности, находчивости и инициативы у младших школьников.

На своем опыте учителя начальных классов убеждаются, что краеведческий материал вызывает большой интерес у учащихся начальной школы. Дети интересуются происхождением географических названий края, возникновением исторических и архитектурных памятников, ролью своего города в истории страны. В ходе изучения краеведения дети знакомятся с социально-экономическими условиями родного края, его культурой, искусством, литературой, устным народным творчеством.

Получая знания по истории и культуре родного края, дети учатся устанавливать связи между прошлым и современностью, творчески мыслить и рассуждать, сравнивать и наблюдать. У младших школьников расширяется кругозор, словарный запас, обогащается жизненный опыт; формируются визуальная память, система ценностей, в которой на одном из первых мест стоит патриотизм, а начинается он с любви к малой родине. Воспитывать и учить детей в отрыве от окружающей среды и действительности невозможно.

Грамотное использование краеведческого материала при прохождении учебных программ дает возможность учителю строить уроки и внеклассную работу интересно и содержательно.

При изучении истории заселения родного края дети знакомятся с устным народным творчеством, легендами, повериями, антропонимами, топонимами, связанными с данной местностью.

Очень интересно работать с топонимами. Топонимическая лексика отражает этапы истории, материально-духовной культуры народа, является источником познания истории языка, культуры народа.

Особое внимание можно уделить топонимам, связанным с названиями микрорайонов, улиц, парков города. Расшифровка таких названий дает возможность восстановить историческое прошлое родного края. Работу с топонимами можно использовать на уроках русского языка. Например, использовать местные микротопонимы: при изучении правила написания географических названий; в процессе выполнения грамматических заданий; при проведении минуток чистописания.

С учениками 4 класса провели исследовательскую работу «Как получают названия улицы». Выяснили, что улицы называют в честь известных ученых, героев войны, писателей, поэтов.

В г. Балашове есть улицы имени А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. П. Чехова, С. Есенина. Восемь улиц получили свое название в честь балашовцев-фронтовиков — Героев Советского Союза: имени Ревякина, Исипина, Агеева, Белозерцева, Обухова, Зюльковского, Захарова, Фомина.

Есть названия улиц, в которых отражена революционная символика: Советская, Ленина, Революционная, Коммунистическая, Пролетарская. Уважение к людям труда отображено в названиях улиц Рабочая, Мельничная, Строителей.

Многие названия улиц отражают географические особенности местности: Овражная, Степная, Горная. Улицы с лирическими названиями Цветочная, Луговая, Вишневая, Садовая находятся на окраинах города.

Данная работа вызвала у детей живой интерес, они увлеченно рассматривали карту города, задавали множество вопросов, находили сведения о людях, имена которых были им неизвестны. В ходе экскурсии «По улицам старого города» ребята узнали, что некоторые улицы переименованы.

Использование регионального материала в процессе обучения способствует обогащению и активизации словаря детей, развитию их речи, интереса к родному языку.