logo search
РАЗДЕЛ 2Сивашинская

2. Современные представления о технологиях педагогического процесса

Современная дидактика и теория воспитания пытаются ответить на вопросы: «как обучать результативно?», «при каких условиях педагогический процесс приобретает черты педагогической технологии?». Возникла научная отрасль педагогики «Педагогическая технология», которая занимается исследованием наиболее рациональных путей обучения и воспитания, конструированием и проектированием педагогических процессов. Помимо научного аспекта понятие «педагогическая технология» представленопроцессуально-описательным(алгоритм процесса, совокупность целей, принципов, содержания, методов, средств) ипроцессуально-действенным(непосредственное осуществление педагогического процесса) аспектами.

В педагогической литературе встречаются понятия «педагогическая технология», «образовательная технология», «технология обучения», «технология воспитания». Первые два термина употребляют обычно как синонимы. Второй и третий из них подчеркивают специфику процессов обучения и воспитания. Используется также понятие «технологический подход к обучению и воспитанию», обозначающее процесс конструирования педагогического процесса в самом общем виде, представление его в форме алгоритма, без учета специфики отдельных шагов. Таким образом, характеризуя содержание понятия «технология» в педагогике, необходимо осознавать неоднозначность его трактовки.

Обратимся к происхождению этого термина. «Технология» (от греческих слов techne– искусство, мастерство, умение иlogos– учение, наука) – учение об умении, мастерстве что-то делать. Понятие технологии широко используется в производстве, строительстве, различных видах научно-производственной деятельности. Так, согласно словарю русского языка С.И. Ожегова,технологияэто совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства. В первоначальном смысле технология означает производство определенного продукта при помощи конкретных средств производства (механизмы, технические средства, станки и т.п.). Стремление людей достичь запланированных результатов с наименьшими затратами интеллектуальных, сырьевых, энергетических, временных ресурсов ведет их к технологизации производственных процессов. Важнейшей чертой технологии выступает четкое планирование ожидаемого результата деятельности и ориентация на его достижение.

Названные выше преимущества технологий привели к тому, что они стали активно проникать в гуманитарные сферы деятельности людей: в политику, культуру, медицину и образование. Впервые понятие «технология» появляется в педагогике в середине XXвека в связи с попытками «технологизировать» педагогический процесс с помощью технических средств, а затем реализовать идеи программированного обучения. В 70-е годыXXвека педагогика испытала влияние кибернетики как науки об управлении. Затем широкому применению термина «технология» в педагогике способствовало развитие информационных технологий обработки и хранения данных (информации), которые начали широко использоваться в сфере образования.

Для иллюстрации разнообразия подходов к определению понятия «технология» в педагогике приведем его трактовки некоторыми исследователями данной проблемы.

С учетом вышесказанного можно предложить следующее определение. Педагогическая технология- это научное проектирование и точное воспроизведение определенной последовательности способов педагогического взаимодействия, гарантирующей достижение запланированного результата или создающей условия для его достижения.

Следовательно, характерными чертами (признаками) педагогических технологий являются (по И.И. Прокопьеву):

1) диагностичная цель или система задач;

2) строгая последовательность педагогических операций (действия, методы, приемы);

3) гарантия достижения цели (задач);

4) управляемость педагогического процесса;

5) циклический характер, то есть повторяемость отдельных операций.

Один полный цикл педагогической технологии(педагогического взаимодействия) включает следующие процессы:

- педагогическое диагностирование;

- постановка диагностируемых целей и задач;

- конструирование, проектирование педагогического взаимодействия субъектов между собой и со средствами обучения и воспитания;

- реализация спроектированного педагогического взаимодействия;

- управление, то есть анализ, оценка, сравнение результата с целью, корригирование.

Все эти процессы, составляющие технологию, сами могут рассматриваться как технологии. Соответственно выделяют: а) технологию конструирования педагогического процесса, включающую анализ, диагностику, определение прогноза и разработку проекта деятельности. Это единство технологии конструирования содержания, технологии конструирования материальных средств и технологии конструирования деятельности педагога и воспитанников. Результатом реализации этих технологий является проект педагогической деятельности в виде плана, плана-конспекта или конспекта урока или других форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся, в виде плана работы классного руководителя, плана организации разнообразных форм воспитательной работы, общешкольного плана учебно-воспитательной работы и др.; б)технологию осуществления педагогического процесса как совокупность технологий передачи информации, организации разнообразных видов деятельности учащихся, стимулирования их активности, регулирования и корригирования хода педагогического процесса, его текущего контроля. Выделяют такжетехнологию педагогического общения. Названные технологии рассматривались или еще будут рассматриваться нами в соответствующих темах.

В целом структура педагогической технологииможет быть представлена как единство содержательного и процессуального компонентов.Содержательный компонентв свою очередь представленконцептуальнойсоставляющей(система знаний об инструментарии достижения целей, об эффективности процесса обучения и т.п.);диагностической составляющей(профессиональная компетентность педагога, уровень обученности и воспитанности учащихся, их индивидуальные особенности и т.п.);дидактической составляющей(содержание, методы, формы, средства педагогического процесса). Процессуальный компонент – воплощение на практике проекта педагогического процесса.

Следует подчеркнуть, что педагогический процесс осуществляется как технология в том случае, если его цель и результат описываются точно, конкретно, диагностично. Цель, по утверждению В.П. Беспалько), диагностична, если есть строгое, точное описание формируемых знаний, умений, свойств личности, позволяющее отличить их от всех других; для выявления диагностируемых знаний, умений, свойств есть инструмент измерения их сформированности; имеется шкала для их оценки.

Вот почему некоторые исследователи указывают, что в строгом смысле технологиями являются именно технологии обучения, при чем в большей степени предметно-ориентированные (знаниевые) и в меньшей степени личностно ориентированные (образовательные) технологии. В случае личностно ориентированных технологий намного сложнее осуществить диагностику (контроль) достижения целей, которые относятся к сфере психического развития, универсальных способностей учащихся.

Аналогичные рассуждения можно провести и в отношении понятия «технология воспитания». Оно применяется в педагогике с учетом специфики процесса воспитания, его отличительных особенностей (сложность, неоднозначность, многофакторность, трудность установления обратной связи, невозможность гарантировать достижение определенного результата и др.). Нередко говорят не о технологии воспитания, а о технологическом подходек организации воспитательной составляющей педагогического процесса. Более подробно технологии обучения и воспитания будут охарактеризованы в третьем разделе курса педагогики.